ЭВОЛЮЦИЯ ПРИНЦИПОВ ГАРМОНИИ В АРХИТЕКТУРЕ ОТ АНТИЧНОСТИ ДО СОВРЕМЕННОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Блатова Ольга Юрьевна
Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет
кандидат искусствоведения, доцент кафедры Архитектуры и реконструкции городской среды

Аннотация
Данная статья посвящена обзору формирования принципов гармонии и художественной целостности от античности до настоящего времени. В результате изучения принципов гармонии в архитектуре, сформировалось целостное представление о подлинной ценности архитектуры, как памятника духовной и эстетической культурны, которая является показателем развития человеческой цивилизации. Рассмотрение современного развития принципов гармонизации, наглядно демонстрирует нарастание ущербности в архитектуре, что говорит о многогранной проблематике.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: Искусствоведение

Библиографическая ссылка на статью:
Блатова О.Ю. Эволюция принципов гармонии в архитектуре от античности до современной действительности // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/09/47011 (дата обращения: 22.02.2024).

Обращаясь к историческим объектам с целью рассмотрения элементов и деталей на предмет выявления принципов гармонии в архитектуре, позволяет оценить вложенную зодчим идею, как особую культурную, эстетическую ценность, основанную на природных мотивах и элементах, которые воспринимается эмоционально, восторженно.

Обращение к истокам архитектуры позволяет наглядно осветить развитие вопроса. В античные период, (до V века н.э.) зодчие обладали широким диапазоном знаний и навыков мастерства, что отражено Витрувием в трактате «Десять книг об архитектуре». Он  отмечал, что зодчие прошлого создавали совершенные объекты, применяя истинные свойства природы, которые можно объяснить и понять. Они завещали нам основные на природных началах соразмерность и пропорциональность для каждого ордера» [3, с. 78].

В античный период были сформированы оптические законы восприятия архитектурных объектов, которым следовали зодчие, внося разнообразные декоративные элементы, создавали уникальные объекты, наполненные художественным смыслом, законам композиции формы с полным ощущением природного единства. Стремление приблизить композиционный образ к ощущению «живого, дышащего организма», позволяло гармонично вписать объект в существующую среду.

В архитектуре Древней Руси (от середины IX – XIII века) без сомнения предстают объекты, наполненные природными элементами, символами единства человека и природы, начиная от храмового зодчества до жилых построек. Исконное оформление жилища деревянной резьбой преподносит не только природную сущность, но и генетический код русского человека, что заслуживает отдельного разговора. Сохранившиеся объекты деревянного зодчества раскрывают взаимосвязь природы и человека. Таким образом, вникая в детали, предстанет непрерывная связь тысячелетних традиций в области деревянного строительства.

Эпоха Возрождения (период с XV – XVII век) уникальна расцветом искусства и архитектуры, как культурного и духовного начала, прямое обращения к принципам и образам античной культуры Древней Греции и Рима, следовательно, в архитектурных формах читаются принципы симметрии, рациональных пропорций, тектоники, как костяк архитектурного образа. В композиционной основе объектов прослеживаются полусферические купола, полуциркульные арки, эдикулы, что демонстрирует плавный переход или зарождение классицизма (XVII – XIX веков), которому так же свойственна ордерная система, принципы симметрии, рационального пропорционирования.

Классицизм (XVII – XIX веков), в свой сущности, сохранивший каноны и рационализм, достигал идеального образа. В объектах архитектуры четко прослеживаются, как ранее отмечено, принципы симметрии, задающие стройность и лаконичность. Необходимо отметить, что на русскую архитектуру, как и на развитие культуры классицизма влияла теория эстетики французского классицизма. Французский поэт, критик, теоретик классицизма Никола Буало-Депрео  считал, что сущность классицизма заключается в воспроизведении действительности в искусстве, сконцентрированная в виде природных образцов и источников для произведения искусства. Сама природа является основой для любого вида искусства, фантазия и чувство должны подчиняться здравому смыслу [6].

Эстетика классицизма питала архитектуру, как вид искусства, что позволило динамично развиваться градостроительству. Развитие городов подтолкнуло развитие градостроительного направления, заказчиком выступало государство. Идеальный город планировался по радиальному плану с центральной площадью в форме квадрата или прямоугольника. Центральной осью композиции городского плана являлась центральная улица, соединяющая противоположные городские ворота. Подобным образом решались городские планы в Древней Греции и Риме, в период  классицизма планах Парижа и Версаля осевая планировочная композиция достигла идеального решения [7]. Эстетика классицизма слилась в единое композиционное целое в объекте и окружающей среде.

Начало XX века полный новаторских идей породил новый стиль – модерн [8], который базировался скачке технического прогресса, отказе от исторического прошлого, заимствования и традиций. Как известно, в сущности модерна лежит пренебрежение прямыми линиями и углами. Доминируют нарочито плавные, текучие формы, природные и декоративные элементы. Новые технологии изменили не только привычные формы объектов и их деталей, но и масштаб, увеличилась этажность объектов, изменились арочные проемы, витринные окна и прочее.

Подобные новшества использовал в своем творчестве Ф.О. Шехтель, использовал гнутые формы, природные элементы. В объектах архитектора, как авторский знак прослеживаются новые планировочные приемы, декоративное оформление фасада переносились во внутреннее пространство, что задавало тонкую связь внешнего и внутреннего содержания, подчеркивая значимость «внешнего внутреннего содержания» объекта, в проекте «просыпалась» природная поэтичность и утонченность, поэтому творчество Шехтеля ценится до настоящего времени.

Дальнейшие стремления архитекторов постепенно стали отдалятся от понятий гармоничной архитектуры, в основе которой было единство с природой. Теперь источником красоты является не природа (другими словами окружающий мир), а человек с его способностью воспринимать красоту, что, в сущности, является субъективным, относительным гедонистическим подходом в понимании данного вопроса.

К настоящему времени опубликовано достаточно трудов на тему природы восприятия пространства. Г Вельфлин считал, что факт воздействия архитектуры на эмоциональную сферу человека не имеет ответа. «Почти  никакого» – в сравнении с музыкой [5, с.91]. Подобные теории отодвигают на второй план гармонию пространства, отдавая ведущие позиции субъективному восприятию пространства человеком. В своих изысканиях о роли объекта и участии субъекта в процессе формирования впечатления Г. Вельфлин считал их одинаково весомыми. Опираясь на мнение немецкого врача, психолога В. Вунтдта, который считал, что кроме работы глаза существует  условие появление эстетического восприятия – работа тела человека и его собственный опыт [4]. Из чего следует, Вельфлин распространяет новое представление – формализм: «В каждой новой форме зрения кристаллизуется новое мировоззрение» [2]. Теоретическое направление не получило масштабного развития, несмотря на последователей и учеников «зашло в тупик».

Следует отметить, что вопрос восприятия и понимания архитектуры занимал доктора медицины, основателя психоанализа, профессора З. Фрейда, который говорил, что культурная необходимость в красоте ему не ясна, хотя с ней нужно считаться [5, с.103]. Остается неоспоримым тот факт, что усилием Фрейда в научном обороте произошло замещение понятия «красоты» на понятие «восприятие», архитектура стала изучаться под углом восприятия.

В ХХ веке на фоне научного интереса к вопросу психического влияния архитектуры на человека образовывались разнообразные концепций и учения – структурализм, функционализм и прочие, которые, в сущности, не смогли сформулировать психологические принципы влияния архитектуры на человека. В результате сформировались взаимно противоположные течения понимания «красоты», одно направление придерживается мнения, что гармоничный объект, членящийся многократно, соответственно противоположное мнение – объект гармоничный с минимальным количеством членений.

Основой влияния на убеждения и представления художников, среди которых был К. Малевич, оказал В. Кандинский, который утверждал, что основные элементы художественной формы (точка, линия, плоскость) содержат «в себе внутренне напряжение», что необходимо чувствовать и применять в творческом процессе [5, c.11]. Данное представление применимо к абстрактным формам, оторванным от реальности, что формирует артифициальную теорию, которая сознательно позволяет воздействовать на человека без учета принципов масштаба частей к целому.

Исходя из изложенного материала, следует отметить, что сформированное эстетическое представление доминирует в современном мире. Особенности современной застройки заключены в гипертрофированных геометрических формах с цельно остекленными фасадами. Влияние подобных архитектурных «монстров» на психическое состояние людей, доводя, их до дезориентации описано, еще в XX веке автором работ по теории и психологии искусства Р. Арнхеймом [1]. По его мнению, в современной архитектуре лежит хаос и дезориентированность, которые искажают пространственные функции и местоположение человека в среде. Человек в подобном пространстве ощущает не возвышенные эмоции, подавленность и потрясение. Подобное состояние мотивирует зеркальное остекленное фасадов, рождающее сюрреалистическое столкновение образов и отражений, создается ощущение, что стена разрушена, а искаженные отражения демонстрируют нам пространство, которого на самом деле нет» [1].

Из изложенного материала следует, что исторически сформированные эстетические принципы в настоящее время, в архитектуре, являются, эфемерными, в окружающей действительности отсутствуют понятие природная гармония.

Современные архитектурные объекты утратили сущность гармоничного пространства, что в полной мере работает на дезориентированность и разрушение личности, что признается научным сообществом, но до конца не изучается, хотя существует масса статистических данных. Можно утверждать, что в настоящее время архитектура деструктивна и губительно влияет на человека. Современная архитектурная теория должна искать новые или возвращаться к прошлым принципам гармонии.


Библиографический список
  1. Арнхейм, Р. Динамика архитектурных форм / Р. Арнхейм. – М: Стройиздат, 1984.
  2. Вельфлин, Г. Истолкование искусства / Г. Вельфлин. – М.: Дельфин, 1922.
  3. Витрувий. Десять книг об архитектуре. Пер. с лат. Ф. А. Петровского. – М.: Едиториал УРСС, 2003.
  4. Зубов, В.П. Архитектурная теория Альберти / В. П. Зубов // Леон Баттиста Альберти. – М.: Наука.
  5. Степанов, А.В. Архитектура и психология / А. В. Степанов, П. И. Иванов, Н. Н. Нечаев. – М.: Стройиздат, 1993. – 103 с.
  6. Никола Буало [Электронный ресурс]: Википедия. Свободная энциклопедия. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Буало,_Никола (дата обращения 03.06.2021).
  7. Классицизм в мировом градостроительстве. – URL: https://studbooks.net/2330142/nedvizhimost/klassitsizm_mirovom_gradostroitelstve (дата обращения 03.06.2021).
  8. Модерн в русской архитектуре. – URL: https://enonacademic.com›detail/journal_1000037009308210…(дата обращения 03.06.2021)


Все статьи автора «Блатова Ольга Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: