Методическая работа педагога представляет собой деятельность, непосредственно связанную с обучением и развитием кадров, выявлением, обобщением и распространением наиболее ценного профессионального опыта. Методическая работа способствует непрерывному повышению профессионального роста преподавателя. Методическая работа педагога дополнительного образования – это фундамент формирования педагогической деятельности и создания инновационной среды в сфере образования.
Г.И. Кругликов отмечает, что методическая работа педагога дополнительного образования является целостной системой взаимосвязанных мер, которая основана на науке и передовом педагогическом опыте и ориентирована обеспечение творческого потенциала педагога, развитие уровня его профессионализма. Ключевое назначение методической работы состоит непосредственным образом в помощи педагогам дополнительного образования в повышении собственного профессионального научно-теоретического и исследовательского уровня [2].
В свою очередь, профессиональное развитие педагога дополнительного образования представляет собой достаточно длительный процесс, цель которого состоит в формировании высокого профессионализма преподавателя. Для достижения данной цели нужна оптимальная структура методической работы, играющая ведущую роль в повышении психолого-педагогической компетентности педагогов дополнительного образования.
Следует отметить, что методическая работа необходима для повышения эффективности и результативности процесса обучения в детских объединениях и в целом в масштабе учреждения дополнительного образования.
Исследователь В.А. Белова выделяет следующие функции методической работы педагога дополнительного образования:
- нормативная функция, которая способствует выполнению государственных стандартов, требований образовательных программ, условий протекания процесса обучения в конкретной образовательной организации;
- конструктивная функция, которая включает систему действий, связанных с планированием предстоящего учебного занятия, представлением форм предъявления учебного материала, ведущих к взаимодействию преподавателя и учеников в процессе формирования знаний, умений и навыков;
- аналитическая функция, которая непосредственным образом заключается в анализе, обобщении, интерпретации и оценке передового педагогического опыта и применении его в образовательном процессе;
- проектировочная функция, которая связана с перспективным планированием и разработкой содержания процесса обучения, планированием и подготовкой педагогической деятельности [1].
Обобщая вышесказанное, следует отметить, что под методической работой педагога дополнительного образования необходимо рассматривать самостоятельный вид профессиональной деятельности преподавателя по проектированию, разработке и конструированию, исследованию средств обучения, позволяющих осуществлять регуляцию обучающей и учебной деятельности учеников.
Также необходимо заметить, что методическая работа педагога дополнительного образования представляет собой ключевую обязанность преподавателя. Методическая работа ориентирована на разработку и совершенствование методики преподавания образовательного курса или учебной дисциплины. Результатом методической работы является создание комплексов задач и заданий по предмету, дидактических материалов, учебно-наглядных пособий, которые используются педагогом непосредственно на учебных занятиях.
В свою очередь, результаты методической работы находят своё отражение в докладах и выступлениях на заседаниях педагогических советов, на научно-методических конференциях, педагогических чтениях, в периодической печати, в методических разработках.
Одним из наиболее значимых моментов в процессе организации методической работы педагога дополнительного образования является выбор содержания, которое ориентировано на последовательное создание методики преподавания конкретного образовательного курса, оснащение учебного процесса необходимым комплектом дидактических материалов и учебно-наглядных пособий. От актуальности и перспективности выбранного содержания непосредственным образом зависят интерес к ней и её результативность и оптимальность.
Методическая работа педагога дополнительного образования с элементами исследования представляет собой следующий, наиболее сложный и комплексный этап в творческой работе преподавателя, который требует владения исследовательскими методами, изучения литературы по исследованию профессионально-педагогической деятельности.
О.Е. Лебедева считает, что осуществление методической работы необходимо для достижения следующих целей:
- непрерывный рост профессионального мастерства педагога дополнительного образование;
- формирование и развитие творческих способностей;
- развитие потенциальных возможностей;
- формирование исследовательского подхода к проблемам и противоречиям учебно-воспитательного процесса;
- анализ собственного опыта педагогической деятельности;
- углубление научно-теоретической и психолого-педагогической профессиональной подготовки;
- повышение интеллектуального и общекультурного уровня [3].
Таким образом, методическая работа педагога дополнительного образования представляет собой конкретный материальный результат деятельности преподавателя, включающий общие подходы, содержание, способы и методы обучения, воспитания, которые ориентированы непосредственным образом на повышение профессиональной квалификации и педагогического мастерства педагога.
Планирование и проведение методической работы педагога дополнительного образования осуществляется с учётом целей и задач образовательного учреждения и индивидуальных потребностей преподавателя.
Библиографический список
- Белова, В.А. Должностные обязанности педагогических работников и учебно-воспитательного персонала образовательных учреждений и средних учреждений дополнительного образования. Выпуск 2 / В.А. Белова, И.Г. Корнеева. – М.: Перспектива, 2014. – 128 c.
- Кругликов, Г.И. Методическая работа мастера профессионального обучения: учеб. пособие для студентов Вузов / Г.И. Кругликов. – М.: Академия, 2010. – 160 с.
- Лебедева, О.Е. Дополнительное образование детей / О.Е. Лебедева. – М.: Книга по Требованию, 2016. – 256 c.