Воспитание подрастающего поколения представляет собой достаточно трудный и комплексный процесс в силу того, что на личность ребёнка оказывают своё непосредственное влияние и семья, и учебное заведение, и ближайшее окружение, и государство.
Необходимо заметить, что на сегодняшний день школьный музей представляет собой оптимальное средство воспитания детей, он воплощает в себе развивающую среду и является эффективной формой воспитательной работы. Школьный музей – это непосредственно средство творческой самореализации, он инициирует личностно ориентированное воспитание и образование, в некоторой мере представляет собой исследовательский центр по сохранению, возрождению и развитию локальных культурно-исторических традиций, участвует в диалоге поколений и культур.
Не секрет, что деятельность школьного музея рассчитана непосредственно на учащихся, которые являются будущим нашего общества и государства. В этой связи школьный музей также позволяет осуществлять гражданское и нравственное воспитание, воспитывать в детях духовность и моральные принципы, а также чувство патриотизма.
Для чего же так необходим музей в учебном заведении? В первую очередь он нужен для формирования устойчивого интереса учащихся к приобретению новых исторических знаний в области краеведения, иных отраслей исторической науки. Также школьный музей позволяет формировать исследовательские навыки работы с различными историческими источниками, устными и письменными работами, материалами архивов. Также школьный музей оказывает информационное и эмоциональное воздействие на учащихся и приобщает их к культурным, материальным и духовным ценностям родного города, села, посёлка и т.д.
Школьный музей позволяет преобразовывать исторические знания в убеждения. В отличие от обычных уроков истории в школе, информация, которая представлена в школьном музее, обладает образностью, наглядностью, активизирует визуальное мышление детей, а также становиться оптимальным средством культурной преемственности.
В свою очередь, воспитательная функция школьного музея состоит в том, что он создаёт особенную уникальную среду для формирования личности ребёнка с активной гражданской позицией. Все направления и формы деятельности музея в образовательной организации базируются на таких принципах, как наглядность, интерактивность, предметность и непосредственно эмоциональность.
Также следует отметить, что ключевая особенность музея в школе заключается непосредственным образом в том, что в рамках его деятельности одновременно сочетаются воспитательные и информационные потоки. Школьный музей не просто передаёт информацию, а воздействует в первую очередь на чувства и эмоции детей, что побуждает их к самостоятельному творческому поиску информации [1].
Музей в школе представляет собой своеобразное историческое учреждение в силу того, что в рамках его деятельности осуществляется поисково-исследовательская работа. Необходимо заметить, что школьный музей для того, чтобы считаться музеем, должен обладать рядом определённых признаков.
Первый ключевой признак – это наличие экспозиции. Необходимо, чтобы экспозиционные материалы школьного музея с достаточной полнотой и глубиной раскрывать содержание избранной исторической темы. Экспозиционные материалы выставляются в определённой системе – в соответствии с логикой разделов школьного музея.
Второй признак – это наличие фонда подлинных исторических материалов, которые непосредственным образом представляют собой первоисточники сведений об истории общества. Эти исторические предметы и документы составляют основу музея.
Третий признак – это наличие совета школьного музея, который представляет собой постоянный актив учащихся, способных вести под руководством учителей систематическую поисковую и исследовательскую работу, а также участвовать в комплектовании, учете и хранении фондов, в показе и пропаганде собранных материалов.
Четвёртый признак – наличие в школьном музее необходимого оборудования и помещений, которые должны непосредственным образом обеспечивать хранение и показ собранных исторических материалов.
И наконец, последний признак – это прослеживание компонентов социального партнёрства в деятельности школьного музея [2].
При наличии вышеперечисленных признаков можно говорить, что в школе имеется музей.
Библиографический список
- Музей образовательного учреждения. Проблемы, опыт, перспективы [Текст] : Сборник нормативно – правовых и методических материалов. -Новосибирск: НИПК и ПРО, 2004.
- Школьный музей – открытая система. Теория и практика [Текст] / Департамент образования г. Москвы, Моск. ин-т открытого образования ; [сост. Н. Н. Ваганова и др.]. – М.: Центр «Школьная книга», 2009. – (Поликультур-ное образование в Москв