УДК 17.031

ЭТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ Ф. НИЦШЕ

Барсукова Анастасия Евгеньевна1, Дубровин Никита Алексеевич1, Илюшина Елена Сергеевна1, Красильникова Галина Александровна1, Федосеева Любовь Алексеевна1
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), студент

Аннотация
В данной статье характеризуются этические воззрения известного немецкого философа Ф. Ницше. Анализируется отношение его этики к кантовскому императиву, а также критика христианской морали. Авторы статьи характеризуют филологический анализ этических понятий, проведённый Ницше, исследуют понятия жизнеотрицания и жизнеутверждения.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: Философия

Библиографическая ссылка на статью:
Барсукова А.Е., Дубровин Н.А., Илюшина Е.С., Красильникова Г.А., Федосеева Л.А. Этические воззрения Ф. Ницше // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/07/46501 (дата обращения: 09.12.2021).

Можно сказать, что этика Ницше в некоторой мере поражает своей радикальностью. Долгое время само понятие морали стало отождествляться с кантовским императивом. Все последующие ему философы опирались на его этику, критикуя тот или иной её аспект или дополняя её. В плане этики Ницше представляет собой философа, доведший критику кантианской этики до определённого логического завершения, открыто высказав недоверие самому философскому явлению морали. Сам Ницше описывает свои этические взгляды понятием «имморализм». В рамках имморализма проводится объективный взгляд на мораль, выходя за её рамки, чем, по мнению философа, не занимались до него. В таком случае философ, оценивая мораль, находится «по ту сторону добра и зла».

Ницше считает, что человек стоит около двух крайностей: морального императива и нигилизма. Ницше критикует моральный императив, называя его «бессмертным неразумием», но также и нигилизм «в состоянии которого человека посещает чувство, которое превышает все иные и заключается в осознании себя как части человечества бесплодно истребляемого, подобно тому, как природа на наших глазах истребляет отдельные цветки и растения» [3].

Согласно этическим взглядам Ницше этика утрачивает свою истинность в силу того факта, что понятия добра и зла, по его мнению, не были взяты из размышлений о повседневной жизни, а были изобретены для сохранения конкретных индивидов в подчинении коллективу. Слабый человек продолжает убеждать себя, что сострадание и любовь для него истинное благо, так как это входит в его привычный уклад жизни, который был навязан жестокой историей подчинения. С этого начинается ницшеанская критика христианства. Слабый человек хочет оставаться в заблуждении, считая служение кому-то и жертву себя единственным смыслом своего бытия. Через множество веков это становится закостенелым внутренним убеждением человека. Люди живут, даже не задумываясь самостоятельно, чем именно цена их собственная жизнь [4].

Истина толпы – это мораль самопожертвования и покорности. Но люди уже сами не верят в неё, ощущая, что самоутверждение представляет собой естественный процесс. В своих действиях они руководствуются жизнеутверждением, но боятся себе в этом признаться. В своих действиях руководствуясь лишь собственными страхами, они только укрепляют авторитет этой истины. Ведь если этические оковы разрушатся, кто-то наиболее сильный будет представлять для них огромную опасность.

Таким образом, по мнению Ницше, этика представляет собой учение, посредством которого человека обманывают, а с иной стороны, этика есть человеческий самообман.

Ницше проводит филологический анализ понятий хорошего и плохого, добра и зла, греха и других родственных им слов. Он исследовал этимологию данных понятий и пришёл к выводу, что исторически они имеют сословный смысл. В своём произведении «Генеалогия морали» философ иллюстрирует, что понятия долга, обязанности, совести «имеют свой источник в долговом праве» [1]. Говоря об этических взглядах Ницше, следует также заметить, что он был ярым противником аскетического образа жизни.

Таким образом, Ницше показывает, что большинство моральных положений, которые являются исходными, представляют собой ничто иное как обман. Моральные положения, по мнению философа, исторически возникали с целью закрепощения человека, эксплуатации его труда, прививания ему комплекса неполноценности [2].

Ницше утверждает, что жизнеотрицание не может быть истинной этикой, так как оно таит в себя много сомнительного и неестественного. По мнению философа, настоящая этика представляет собой жизнеутверждение.

Что же такое жизнеутверждение? Изначально философ трактовал её в качестве развития воли к высшей духовности, жизни. Однако, со временем Ницше осознал, что следуя данной трактовке, высшая духовность переходит в жизнеотрицание. Высшее жизнеутверждение заключается только в том, что всё содержание воли к жизни претерпевает максимальный подъем. Люди реализуют смысл собственной жизни только при условии абсолютно сознательного и свободного утверждения всего того, что в нём есть.

Ницше при разработке своих учений о жизнеотрицании или жизнеутверждении в итоге вышел из рамок непосредственно этики, подтвердив тем самым ещё раз, что истинная этика не заключается ни в жизнеотрицании, ни в жизнеутверждении, а представляет собой загадочное соединение и того, и другого.


Библиографический список
  1. Ницше Ф. Генеалогия морали/Фридрих Ницше; пер. с нем. В.А. Вейнштока; под ред. В.В.Битнера.-СПБ.:Азбука,Азбука-Аттикус,2015.-224 с.
  2. Ницше Ф. Собрание сочинений. Т. 2 / Пер. с нем. – М.: Изд. «Сирин», 1991. – 416 с.
  3. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. Полн. собр. соч. М., 1911. Т. 3. С. 234.
  4. Основы онтологии: учебное пособие / под ред. Ф.Ф. Вякирева и др. – СПб.: Изд. С.-Петербургского университета, 1997. – 280 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Федосеева Любовь Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация