ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРОЕКТНЫХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Егорова Анна Евгеньевна1, Игошина Наталья Викторовна2
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, студент 4 курса
2Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, кандидат педагогических наук

Аннотация
В данной статье рассматривается проблема сформированности у младших школьников проектных умений на уроках русского языка. В статье раскрывается содержание педагогических условий формирования проектных умений, а именно: получение учащимися знаний о способах проектной деятельности; самостоятельный сбор, анализ и обработка информации учащимися; самостоятельное и творческое представление результатов работы по проекту. Мы подобрали методику упражнений по формированию этих навыков, также описали возможные методики проверки сформированности проектных умений у младших школьников на уроках русского языка.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Егорова А.Е., Игошина Н.В. Формирование у младших школьников проектных умений на уроках русского языка // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/07/46358 (дата обращения: 24.02.2024).

Формирование у младших школьников проектных умений является проблемой, достаточно актуальной в современной школе. Это обусловлено тем, что учебная деятельность является ведущей у младших школьников. Под ней подразумевается разносторонняя и разнообразная деятельность, направленная на получение новых знаний, умений и навыков. Также существует необходимость научить детей взаимодействовать друг с другом. ФГОС НОО поставил новую проблему перед образованием, она связана с подготовкой ученика, который будет способен не только найти и извлечь новую необходимую информацию, но и усвоить ее. Соответственно, речь идет о применении знаний на практике школьниками всех возрастов, в том числе и младшими школьниками.

Перед педагогами ставится задача выбора корректного и эффективного метода организации образовательного процесса, который будет удовлетворять новым требованиям федеральных стандартов. Одним из таких методов является проектная деятельность. Однако, стоит отметить, что внедрять полноценно метод проектов в младших классах – трудновыполнимая задача, поскольку учащиеся еще слишком малы для такого уровня работы. Наша задача – адаптировать стандартные требования для младших школьников.

Значение работы по развитию проектных умений, умственных и творческих способностей детей, умений решения задач воспитательного характера всегда осознавалось методистами и учителями. В истории разработки проблемы формирования готовности к совместной деятельности и проектной методики обучения особенно важны труды: О. В. Брыковой, Т. В. Громовой [1], В. К. Дьяченко [2, 3], Л. И. Новиковой [4] и др.

Метод проектов, как и сама проектная деятельность, появился во второй половине XIX века в американских школах, он базировался на концепциях «прагматической педагогики», авторами которой являются американские психологи Д. Дьюи и Х. Килпатрик. За истинными ценностями, по мнению психологов, стоит только то, что несет конкретный результат и дает благо обществу, за которым ребенок должен следовать, познавать его. У ребенка должен быть интерес к обучению, которое имело бы практическое применение [5].

Воронцов А. Б. в своих исследованиях утверждает, что требуется разработка плавного перехода от постановки проектных задач на уроке к выполнению самого учебного проекта. Проектная задача под собой подразумевает ориентирование на применение совокупности средств, действий и приемов, важных для выполнения проекта, т.е. создания его продукта. Проектная задача имеет особенности: она может состоять из нескольких заданий, которые связаны между собой общим сюжетом и служат ориентирами при решении поставленной задачи в целом. Однако, перед ее постановкой следует обозначить проблемную ситуацию, исходя из формулировки задачи, а после – составление системы заданий для ее реализации. Важным условием является возможность применения известных младшим школьникам знаний, умений и навыков в новой для них ситуации, требующей практики и самостоятельного создания определенного продукта [6].

А. А. Елизаров отмечает актуальность метода проектов в современной школе и наличие проблемы понимания данного вида деятельности, а также самого понятия «проект» [7].

Согласно Полонскому В. М., проект – совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета или разного рода теоретического продукта; а умение – освоенный учащимся способ выполнения определенных знаний и навыков, сформированный путем регулярных упражнений и обеспечивающий возможность выполнения различного рода двигательных, сенсорных или умственных действий в привычных и новых условиях. [8]

Изучив научную литературу по проблеме формирования у младших школьников проектных умений, можно сделать вывод о том, что данная проблема действительно является актуальной на сегодняшний день. Педагоги и специалисты рассматривают эту проблему и ищут пути ее решения, но разработанного материала недостаточно. Поэтому, мы уделяем должное внимание исследуемой нами проблеме и в своей работе постараемся решить поставленную нами задачу.

Проанализировав содержание ключевого понятия нашего исследования у разных авторов, мы уточнили содержание нашего ключевого понятия: проектные умения младших школьников – это совокупность знаний, умений и навыков младших школьников, направленных на разработку идей и замыслов, характеризующихся осознанностью, самостоятельностью, продуктивностью и динамизмом, сформированных путем регулярных упражнений. Они обеспечивают возможность создания реального объекта или предмета, раскрывают сущность замысла и возможность его практической реализации с высоким качеством и хорошими количественными результатами в различных условиях.

Целью нашего исследования является выявление, описание и экспериментальная проверка педагогических условий формирования у младших школьников проектных умений на уроках русского языка.

В нашем исследовании нами была выдвинута гипотеза: формирование у младших школьников проектных умений на уроках русского языка обеспечивается, если:

– учащиеся получают знания о способах проектной деятельности;

– учащиеся самостоятельно осуществляют сбор, анализ и обработку информации;

– учащиеся самостоятельно и творчески представляют результаты своей работы по проекту.

Практическая значимость исследования заключается в формировании и разработке педагогических условий, пополняемые дидактическим материалом, обеспечивающим эффективное формирование и отслеживание процесса формирования у младших школьников проектных умений.

Согласно первому условию учащиеся получают знания о проектной деятельности. Согласно данному условию, педагог должен дидактически грамотно и в полном объеме дать младшим школьникам знания о проектной деятельности. Учителю следует раскрыть важные аспекты: понятие проектной деятельности, изучить типы, формы и этапы проектной деятельности в рамках начальной школы. В результате младшие школьники должны понимать то, что такое проект, какова его структура, виды проектных работ, какими средствами можно пользоваться при его подготовке и представлении. Важно преподнести учащимся весь теоретический материал на доступном для младшего школьника языке с целью обеспечить успешное выполнение творческих работ, для этого целесообразно будет выдать учащимся памятку по созданию проекта, в которую включены такие пункты как: определения важных, ключевых понятий; алгоритм разработки проекта; структура проекта; виды проектной работы; этапы работы над проектом (выбор темы, ее последующая формулировка, определение цели проекта, постановка задач проектной работы, выдвижение гипотезы, работа с информацией, защита проекта и ее план); презентация творческого продукта; образцы формулировок пунктов плана проектной работы и текста выступления [9].

К данному условию мы подобрали следующий критерий: знания о проектной деятельности, которые характеризуется такими показателями как полнота и прочность знаний о проектной деятельности. В зависимости от того, насколько прочно у учащихся усвоены знания о проектной деятельности зависит, как они буду выполнять свою проектную работу. Для оценивания первого показателя, мы использовали метод тестирования, где ученикам нужно было выбрать верный вариант ответа. В тесте учащимся нужно было ответить на 10 вопросов, касающихся теоретических знаний о проектной деятельности, т.е. проверяется, знают ли учащиеся: ключевые понятия по проектной деятельности, алгоритм разработки проекта, структуру проекта, как формулируются цели, задачи и гипотеза проектной работы, какого вида бывает информация, виды методов исследования, что представляет собой творческий продукт, план представления своей работы по проекту.

Для оценки уровня прочности знаний о проектной деятельности учитель дает учащимся специальное задание, которое несет индивидуальный характер – учащимся необходимо узнать из различных источников информации о происхождении своего имени. Цель данного задания – определить уровень знаний о проектной деятельности на практике.

Если у учащихся полнота и прочность знаний о структуре проекта достаточные, то уровень подготовки проектной работы будет высокий, т.е. учащийся выполнил тестовые задания без ошибок, практическое задание выполнил в виде составленной схемы, рисунка или презентации. Если полнота и прочность знаний о структуре проекта
не вполне достаточны, учащийся допустил 3-4 ошибки в тестовом задании, а практическое задание выполнил в текстовом виде без иллюстраций, то уровень их подготовки средний. Если у учащихся уровень знаний о проектной деятельности низкий, в тестовых заданиях было допущено более 4 ошибок, по практическому заданию был составлен несвязный текст – это означает, что полнота и прочность этих знаний недостаточны.

Согласно второму условию учащиеся самостоятельно осуществляют сбор, анализ и обработку информации. Успешное выполнение младшими школьниками проектных работ напрямую зависит от их умения самостоятельно работать с информацией. Для этого важно дать учащимся такой тип заданий, где им будет необходим самостоятельный поиск информации с ее последующим анализом и обработкой. У младшего школьника должно быть четкое понимание и представление того, где можно найти информацию, как ее обработать и структурировать.

В качестве критерия реализации данного условия мы рассматриваем: умение самостоятельно осуществлять сбор, анализ и обработку информации для выполнения проекта. Показателями данного критерия является полнота умений самостоятельно осуществлять сбор и анализ информации для выполнения проекта, т.е. качество собранной и обработанной информации и полнота умений самостоятельно осуществлять обработку информации для выполнения проекта – качество обработки собранной и проанализированной информации. Для оценки уровня первого показателя учитель предлагает задание, подразумевающее работу с толковыми словарями и другой дополнительной литературой. Например, задания могут звучать следующим образом:

1. «Узнай новое»:

Используй дополнительную литературу и найди информацию:

  • Чем отличается дедукция от индукции?
  • Что такое мозговой штурм?
  • Какие вопросы можно задать во время интервью?
2. «Обратись к словарю»:

С помощью каких словарей можно ответить на такие вопросы:

  • На какой слог должно падать ударение в слове «гипотеза»?
  • Что означает выражение «цель оправдывает средства»?
  • Из какого языка в русском языке появилось слово «метод»?
  • Каково значение слова «проект»?

Детям необходимо использовать несколько источников информации для выполнения данного задания. Количество найденных ответов учеником будет свидетельствовать об уровне умения сбора и анализа информации. Однако, перед учащимися стоит задача не просто найти ответы, а выбрать среди найденных те, которые он посчитает близкими с характером соответствующего задания.

Задание для оценки следующего показателя (умение самостоятельно осуществлять обработку информации) будет нести творческий характер: учащимся необходимо обработать, структурировать информацию и оформить ее. Цель задания – определить уровень самостоятельности качественно осуществлять обработку информации. Целесообразно предлагать данную работу учащимся после того, как они выполнили задание по работе с дополнительной литературой, поскольку оно соотносится с такими этапами работы над проектом как сбор информации и выбор метода исследования (в нашем случае анализ информации). Данное, следующее, задание соотносится с таким этапом как обработка информации. Например, на уроке русского языка по теме «Падежи имен существительных» учитель может дать ученикам следующие задания:

  1. Сделай схему, на которой будет отображены все падежи, вопросы и предлоги, относящиеся к ним;
  2. Вспомни пословицы и поговорки, напиши их для каждого падежа. Н над именем существительным вопрос и соответствующий падеж;
  3. Подумай, как бы ты мог по-другому назвать все падежи? Придумай новые названия для них;
  4. Придумай свой способ, как запомнить падежи, составь памятку;
  5. Составь модель плаката по теме «Падежи имен существительных». Подумай, что бы ты на нем изобразил?

Учащимся предстоит работа со сжатием информации для ее дальнейшего представления в таком виде, который точно и в полном объеме отражал бы ее суть.

Высокий уровень умения сбора, анализа и обработки информации, может быть достигнут лишь в том случае, если учащийся знает в полном объеме об источниках информации и самостоятельно работает с информацией без помощи учителя или родителей. Если учащийся во время работы с информацией, необходимой для проекта, старается не прибегать к помощи взрослых и добывает информацию из ограниченного круга источников – это значит, что у учащегося средний уровень умения выполнять здания на формирование умения сбора, анализа и обработки информации. Незнание об источниках информации и несамостоятельное выполнение проекта говорит о том, что у учащегося низкий уровень данного критерия.

Согласно третьему условию учащиеся самостоятельно и творчески представляют результаты своей работы по проекту.

Данное условие означает, что ребенок должен проявить творческие навыки, благодаря чему сможет грамотно и успешно представить свою проектную работу, т.е. ученику необходимо следовать определенному плану, грамотно сформулировать свои высказывания во время защиты проекта. Учитель может показать детям презентацию с примерами проектов, каким образом их можно выполнить, а также результаты проектной деятельности.

Педагог может продемонстрировать учащимся примеры фрагментов текста выступления к проекту по теме «Мир пословиц»:

1. Введение:

«Русский язык является одним из самых богатых языков мира, он состоит из множества частей речей, имеет свои особенности, одной из которых являются пословицы. Пословицы хранят в себе мудрость и опыт наших предков, несут в себе поучения и наставления, помогают красиво выразить свои мысли. Их мы встречаем в произведениях, довольно часто можно услышать от наших родителей, дедушек и бабушек, но очень редко от современных детей, потому что плохо знают их и не всегда понимают их значения.

Меня заинтересовала данная тема, потому я решил ее изучить подробнее, выполнив проектную работу «Мир пословиц».

Цель моей проектной работы в том, чтобы доказать важность употребления в речи пословиц.

Задачи моей проектной работы:

  1. найти в различных источниках информацию о пословицах, проанализировать литературу;
  2. узнать историю пословиц
  3. изучить их виды
  4. провести опрос учащихся, знают ли они какие-либо пословицы.
  5. обработать полученную информацию и представить результат своей работы.

Я выдвинул гипотезу: я считаю, что пословицы необходимо употреблять в речи, потому что они служат средством воспитания и украшают речь.

Моим творческим продуктом является создание презентации к проектной работе, а также иллюстрации к пословице «Делу время, а потехе час.».

Моя работа актуальна, потому что пословицы встречаются в повседневной жизни, потому что точно описывают наши поступки, описывают ситуации из нашей жизни или явления природы. Изучение пословиц и их употребление в нашей речи пополнит словарный запас, развивает логику и формирует моральные ценности…»

2. Основная часть:

«Я начал работу с поиска в Интернете значение слова «пословица», узнал откуда они возникли. Как оказалось, это вековая мудрость, которая передавалась нашими предками из уст в уста. За пройденные года их накопилось бесчисленное множество, и их мы можем отнести к той или иной теме…»

«Затем я опросил своих одноклассников, какие пословицы они знают или слышали от кого-либо…»

«Я завершил свою проектную работу созданием презентации и иллюстрации к пословице «Делу время, а потехе час.» и хочу вам ее показать…»

3. Заключение:

«Закончив проект, я понял, что многому научился, работая над пословицами. Также я понял, что пословицы помогут нам в жизни в абсолютно разных ситуациях, как поступить и оценить поступки… Подводя итог своей проектной работы, могу сказать, что цель была достигнута…»

Важно напомнить учащимся, что продуктом их деятельности может стать что угодно: презентация, макет, модель, рисунок, плакат и др. Нельзя в таком виде работы ограничивать младшего школьника, поскольку проектная работа – творческий процесс.

Критерий реализации данного условия – стремление учащихся самостоятельно и творчески представить результаты своей работы по проекту. Данный критерий раскрывается такими показателями как
стремление самостоятельно представить результаты своей работы по проекту и стремление творчески представить результаты своей работы по проекту. Оценка уровня самостоятельности и оригинальности может быть произведена через наблюдение учителя за представлением работ учащихся.

Высокий уровень, это осмысленное, самостоятельное, наглядное и оригинальное представление результатов проекта по русскому языку. Если учащийся представил продукт проекта, следуя стандартным указаниям и образцам – это значит, что у учащегося средний уровень умения. Неспособность представить продукт своего проекта, нежелание проявить самостоятельность в процессе его защиты свидетельствует о том, что у учащегося низкий уровень данного критерия.

Результаты исследования

Проанализируем результаты проверки уровней сформированности у младших школьников проектных умений на уроках русского языка. Результаты констатирующего этапа эксперимента представлены на рис. 1

Рисунок 1. Результаты констатирующего этапа эксперимента

С помощью математической обработки данных, мы получили соответствующие результаты. Констатирующий этап эксперимента показал, что на низком уровне находятся 8 чел. (40%); на среднем уровне – 11 чел. (55%); на высоком уровне – 1 чел. (5%).

На констатирующем этапе эксперимента Кэ = 0,5 (менее 0,7), что по правилу определения коэффициента эффективности педагогического процесса является неэффективным.

На формирующем этапе эксперимента мы внедряли педагогические условия формирования у младших школьников проектных умений на уроках русского языка.

После проведения формирующего этапа эксперимента мы сделали контрольный срез, результаты которого представлены на рис. 2. На этом этапе при проверке сформированности у младших школьников проектных умений на уроках русского языка мы использовали те же методики, что и на констатирующем этапе эксперимента.

Рисунок 2. Результаты формирующего этапа эксперимента

После организации формирующего этапа эксперимента в проектных умениях учащихся произошли существенные изменения в положительную сторону. Так высокий уровень проектных умений был зафиксирован у 9 учащихся, на среднем уровне оказалось 9 ребят, на низком уровне 2 ученика.

При количестве испытуемых, равному 20 человек, коэффициент эффективности оказался равным Кэ=170:240=0,7% в классе, что свидетельствует об эффективности применяемых методик.

Таким образом, выдвинутая гипотеза исследования показала, что специально организованные педагогические условия будут способствовать формированию у младших школьников проектных умений на уроках русского языка, что доказывает эффективность выявленных нами педагогических условий формирования у младших школьников проектных умений на уроках русского языка.


Библиографический список
  1. Брыкова, О. В. Проектная деятельность в учебном процессе / О. В. Брыкова, Т. В. Громова. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с.
  2. Дьяченко, В.  К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах / В. К. Дьячнко – М. : Народное образование, 2004.
  3. Дьяченко. В. И. Сотрудничество в обучении / В. И. Дьяченко – М. : Просвещение, 1991.
  4. Новикова, Л. И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории / Л. И. Новикова. – М. : Просвещение, 2000. – 156 с.
  5. Килпатрик, В. Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе / пер. с 7-го англ. изд. Е. Н. Янжул; с предисл. Н. В. Чехова. – Л.: Бокгуаз-Ефрон, 1925.
  6. Воронцов, А. Б. Проектные задачи в начальной школе. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / под ред. Воронцова А. Б. – М. : Просвещение, 2011. – 149 с.
  7. Елизаров, А. А. Учебный проект в школе: высокий педагогический результат. / А. А. Елизаров, М. Н. Бородин, Н. Н. Самылкина. – М.: Лаборатория знаний, 2019. – 64 с.
  8. Полонский, В. М. Словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонский. – М. : Высш. шк. , 2004. – 512 с.
  9. Памятка для ученика по созданию проекта [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://sch867u.mskobr.ru/files/pamyatka_dlya_uchenika_po_sozdaniyu_proekta.pdf (дата обращения 13.06.2021).


Все статьи автора «Егорова Анна Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: