УДК 374

КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В МНОГОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ЕГО СВЯЗЬ С САМООБРАЗОВАНИЕМ

Гордеев Кирилл Сергеевич1, Жидков Алексей Андреевич1, Федосеева Любовь Алексеевна1, Ермолаева Екатерина Львовна1, Дубровин Никита Алексеевич1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студент

Аннотация
В данной статье затрагивается проблема качества подготовки студентов в многоуровневой системе качества образования и его связи с самообразованием.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Гордеев К.С., Жидков А.А., Федосеева Л.А., Ермолаева Е.Л., Дубровин Н.А. Качество подготовки студентов в многоуровневой системе качества образования и его связь с самообразованием // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/07/46135 (дата обращения: 03.10.2021).

На сегодняшний день остро встала необходимость перехода от концепции, которая ориентируется на удовлетворение личностных и профессиональных потребностей, к такой концепции, фундаментом которой является человеческое развитие, а главной целью является самовыражение и полное раскрытие возможностей и способностей личности, актуализация собственного творческого потенциала. В свою очередь, любые свои потребности человек в состоянии удовлетворить как раз-таки только через совершенствование своих навыков, самообразование и саморазвитие. В данной связи целью образование является поиск таких методов и способов организации учебного процесса, которые бы способствовали самообразованию студентов, развивали навыки активности и самостоятельности при получении знаний и овладении новыми навыками. Повышение уровня самообразования студентов даёт возможность для повышения уровня эффективности протекания учебного процесса в образовательной организации высшего образования. Таким образом, для начала следует проанализировать понятие самообразовательной деятельности, методы и способы её осуществления, а также её значение для качества образования в вузе [1, С. 3-9].

Самообразовательная деятельность студентов в вузе представляет собой осуществление студентов познавательной деятельности в специально организованных условиях, которое направлено на выполнение определённых личностно значимых целей и удовлетворение познавательных и образовательных потребностей.

Самообразовательная деятельность непосредственно связана с самостоятельной работой студентов в вузе. Их активность, а также интенсивность самой самостоятельной работы во время прохождения учебных дисциплин крайне способствуют повышению качества профессиональной подготовки студентов в вузе [2].

Ведь как бы хорошо ни обучались студенты в вузе, невозможно усвоить все нужные знания, умения и навыки. На человека в настоящее время обрушивается огромное количество информации, часть которой становится со временем уже не актуальной. Также постоянно появляются новейшие современные средства, методы, приёмы и подходы в образовании, новые нормативно-правовые акты, которые регламентируют учебный процесс.

В свою очередь, для студента овладение навыками самообразовательной деятельности означает открыть для себя новое направление в познании – путь к исследовательской деятельности.

Самообразовательная деятельность включает в себя следующие аспекты: самостоятельное повторение пройденного материала, ознакомление с новым учебным материалом, запись учебного материала своими словами для наиболее эффективного запоминания, определение места учебного материала и его связи во всей совокупности изучаемых учебных дисциплин, составление плана после вдумчивого чтения учебного материала и т.д.

Если смотреть с иной стороны, то самообразовательная деятельность является планомерной, систематической и целенаправленной деятельностью студентов в ходе аудиторной работы, в ходе которой он самостоятельно слушает определённую образовательную информацию, записывает её, а также получает объяснения от педагогов и может задавать возникающие у него в ходе занятия вопросы [3].

Уровень самостоятельности при различных формах образовательной деятельность студентов различается и непосредственно зависит от организации учебного процесса и многих других факторов. Различается и структура этой самообразовательной деятельности студентов в вузе, которая включает в себя следующие аспекты: самостоятельное осмысление образовательной информации студентами; восприятие образовательной информации студентами на лекциях, а также фиксирование ими конспектов по учебному материалу; самостоятельная подготовка студентов к публичным выступлениям на практиках и семинарах;  закрепление полученных знаний посредством решения дополнительных задач и выполнения дополнительных учебных упражнений;  самостоятельное ознакомление с различными интересными для студента аспектами пройденной темы; самостоятельная работа студентов с книгами, научной литературой, нормативно-правовыми актами, учебными пособиями, статьями, диссертациями и т.д.; работа студентов в студенческих и факультативных научных обществах, а также кружках; выполнение студентами рефератов, курсовых работ и проектов, выпускной квалификационной работы.

Данные аспекты самообразовательной деятельности студентов в вузе могут видоизменяться, преобразовываться и усложняться при изменении непосредственного содержания образования, форм, приёмов, методов и способов организации учебного процесса.

Самообразовательная деятельность – это процесс, который является личностно значимым для студентов. Стратегия осуществления самообразовательной деятельности, направления её развития зависят от личностных качеств каждого студента, заинтересованности в усвоении учебного материала, а также мотивации к обучению.

Далее следует провести анализ того, как уровень самообразовательной деятельности студентов влияет на качество образования при многоуровневой системе образования. Соответственно, для начала нужно охарактеризовать данную систему и определить, какие существуют критерии оценки качества образования в принципе.

В свою очередь, многоуровневая система высшего образования – это совокупность одноэтапных унифицированных образовательно-профессиональных программ, которые ориентированы на массовую подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием.

Как было сказано ранее, для того, чтобы оценить качество современного отечественного образования в многоуровневой системе высшего образования, необходимы определённые критерии оценки. Так, в качестве примера можно привести тот факт, что значительный опыт оценки качества образования накоплен в США. Наибольшего внимания заслуживает достаточно известная методика Американской ассоциации университетских школ бизнеса, которая применяется для общественной аккредитации школ бизнеса вузов. Государственная аккредитация в данной стране отсутствует. В анализируемой методике предусмотрено шесть различных групп критериев оценки качества образования: миссия и цели, профессорско-преподавательский состав, содержание и оценка учебных программ, учебно-методическое обеспечение и ответственность за него, студенты образовательной организации высшего образования, интеллектуальный продукт образовательной организации.

Также в мировой практике применяются и другие подходы к оценке качества образования, такие как репутационный, результативный и общий.

Всё же, если говорить про уровень самообразования и самоподготовки студентов вузов, то он является одним из базовых критериев оценки качества образования. Это можно аргументировать тем, что сами обучающиеся образовательной организации должны понимать, что требования к качеству их профессиональной подготовки усложняются. Это во многом также способствует овладение навыками самообразовательной деятельности [1].


Библиографический список
  1. Алдакимов, А.Н. Тенденции развития современной системы образования в России: историко – педагогический и социальный аспекты / А.Н. Алдакимов // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-3. С. 3-9.
  2. Веретенникова В. С., Лучинина А. О. Самообразование школьников в процессе обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 28. – С. 7–9. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56454.htm.
  3. Жук А.И. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов: учеб. – метод. пособие / А.И. Жук., Н.Н. Кошель. – 2-е изд. – Минск: Аверсэв, 2014. – 335 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Дубровин Никита Алексеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация