УДК 101.9

АЙН РЭНД. ЛИЧНОЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ

Сюндюкова Валерия Ринатовна
Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения

Аннотация
Цель данной работы подробнее рассмотреть одну из самых значимых фигур философии капитализма в Америке XX века, которая сильно повлияла на мировоззрение последующего столетия. Актуальность заключается в том, что в России Айн Рэнд приобрела огласку только в XXI веке из чего следует, что знает о ней малое количество людей. Поэтому стоит рассказать подробнее о ней, показав влияние истории на становление её философских парадигм. «Никогда не буду жить ради другого человека и никогда не попрошу и не заставлю другого человека жить ради меня» [1 с. 557].

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Философия

Библиографическая ссылка на статью:
Сюндюкова В.Р. Айн Рэнд. Личное и государственное // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/06/46356 (дата обращения: 03.10.2021).

Научный руководитель: А.С. Веремчук,

К. ф. н., доц., СПБГИКиТ г. Санкт-Петербург

Айн Рэнд или Алиса Зиновьевна Розенбаум известная, как за границей, так и уже в нашей стране русско-американская романист, философ и сценарист. Она родилась в Санкт-Петербурге в 1905 году в богатой еврейской семье. Когда началась “Октябрьская революция”, ей вместе с семьей пришлось переехать в Крым из-за того, что в 1917 году магазин ее отца был внезапно захвачен большевистскими солдатами, что вынудило семью возобновить жизнь в нищете. Эта ситуация глубоко повлияла на молодую Алису, у которой случился глубокий диссонанс на всю жизнь отразившийся в её творчестве и общественной деятельности из-за вмешательства правительства в личную жизнь семьи. Можно сказать, именно это событие сильнейшим образом повлияло на формирование не только личности женщины-философа, но и дальнейшего мировоззрения во всех серах жизни: от искусства до экономики [1].

После этого она вернулась в Санкт-Петербург и поступила в государственный университет, где изучала историю, философию и литературу. Она познакомилась с произведениями известного в то время Фридриха Ницше, но и подчерпнула Платона и Аристотеля. В этот период она узнала о свободе, гарантированной американской конституцией, а также поняла, что ей никогда не позволят писать такие книги, которые она хотела бы написать в России. Поэтому, когда представилась возможность, она уехала в Америку, не собираясь возвращаться.

Уже в Америке, после эмиграции, Айн Рэнд выучила английский и смотрела голливудские фильмы в течение шести месяцев, прежде чем переехать в Калифорнию, чтобы попытать счастья в качестве сценариста в киноиндустрии. Добившись успеха, она перестала писать художественную литературу и сосредоточилась на разработке своей теории объективизма. Ее речи и эссе на эту тему были позже опубликованы в виде книг; некоторые из них были опубликованы при ее жизни, а другие-после ее смерти.

Автор в своих произведениях затрагивает такие философские проблемы мира, в особенности его экономическую систему, которая тесно взаимодействует со всем существующим вокруг одного государства и влияет на жизнь людей, отражены в таких произведениях как «Атлант расправил плечи», «Источник». Главным трактатом считается книга «Капитализм. Незнакомый идеал», где Айн Рэнд с помощью детального анализа, сделала вывод, по которому капиталистическая система является базисом в экономике страны и попыталась определить тенденции страны при таком раскладе в будущем.

Автор более подробно затрагивает в своей книге «Философия. Кому она нужна?» проблему философии в XX веке и её полезность в жизни каждого человека. Так какие же её основные постулаты и почему её философия все ещё так популярна? Насколько кардинально события 1917 года сформировали её философскую систему и дальнейшую жизнь?

Точно можно утверждать, что в жизни любого человека происходят события, которые нельзя отыграть назад, переворачивающие нашу жизнь вверх дном. Так случилось и у Алисы Розенбаум, как было написано выше, социалистическая революция плохо отразилась на семье евреев: у них отобрали имущество и вторглись в частную жизнь.

При первой же возможности она эмигрировала за границу и после писала сценарии для фильмов. Айн Рэнд написала рассказы, где задумывалась о жизни в новом государстве, которое она покинула – это была больше не её родина. Со временем философ начала развивать свой писательский талант и формировать новое течение в философии.

Женщина-философ в своих произведениях раскрывает мотив государства и сильной личности противостоящей, даже не самому ему, а больше системе, заложенной в основе, правилам, которые она диктует человеку [2]. В конфронтацию вступает сильный человек – личность волевая, непоколебимая. Она описывает из как не только творческих людей, но и учёных, бизнесменов, эрудированных жителей. Они ненавидят вид людей, которых писательница охарактеризовала паразитами – индивиды, выживающие и питающиеся за счёт других, высасывающие жизнь из окружающих. Главная цель жизни данного типа уничтожить всех, убить других. Для этого они придумывают глупые законы и правила: «В какое бы время среди людей ни появлялись разрушители, они начинали с уничтожения денег, поскольку именно деньги являются защитой от произвола, основой моральной устойчивости общества. Разрушители первым делом изымают у населения золото, подменяя его кучей бумаги, не имеющей объективной ценности. Этим они уничтожают свободную систему ценностей и бросают людей в пучину беззакония, на милость тех, кто считает себя вправе устанавливать ценности» [1 с. 315 - 316]. Из этого появляется объективизм- философия рационального идеализма, в основе которой отчасти присутствует теория Ницше о сверхчеловеке. У данного течения есть и второе название «рациональный эгоизм», который был дан после прочтения книг Рэнд.

Во время чтения её книг сразу же видна политическая и экономическая позиция автора: государство не должно лезть в рыночную систему и личную жизнь людей: «Поэтому выдвигается требование «минимизации государства», которое должно быть наделено исключительно функцией защиты человека от применения по отношению к нему силы со стороны других людей» [2 с. 124]. Так в двух романах повторяется история – творец разрушает своё творение, чтобы не отдавать его никому. Эллис Уайетт сжигает свой нефтяной завод, Говард Рорк взрывает здание, спроектированное им самим. Это вверх рационального эгоизма, которому следуют персонажи, таким образом выражается их личность и воля.

Интересно и отношение женщины-философа к деньгам, их она считает средством достижения цели. По ней мир не может развиваться без денег, которые являются посредственного в отношениях между людьми. Свободные люди или «атланты» осознают всю важность данной валюты, поэтому Джон Голт таинственная личность романа «Атлант расправил плечи», в созданной им утопии перед городом устанавливает знак доллара, как символ будущего и фривольности.

Неприязнь к коммунистическому строю чувствуется у Айн Рэнд не только в романах, но и в рассказах. Есть отдельные произведения, действие которых происходит в России, в них она тоже поднимает проблему противостояния человека и государственного строя. Однако, сквозь строки можно прочитать отрицательное отношение к большевистской партии и идеям Маркса.

Айн Рэнд является ярой сторонницей капитализма и выступает против социалистической идеологии, ведь в именно там нет разделения на личное и государственное – границ между личностью и властью не существует.

Таким образом, после «Октябрьской революции» и эмиграции писательницы, её жизнь и мировоззрение кардинально поменялись. События её юношества сильно повлияли на дальнейшее становление личности и легли в основу создания «рационального эгоизма», которое является идеальным представлением о существовании человека в обществе. Многие российские исследователи нелестно высказываются об Айн Рэнд, называя её «русофобской» из-за ярого противостояния коммунистической партии и продвижения капитализма, однако стоит задать вопрос: стала бы она философом и развила бы новое направление в философии, если бы не произошли явление, после которых её семье пришлось уехать в Крым?

С каждым годом Айн Рэнд набирает всё большую популярность в нашем государстве, её произведения переводятся на русский язык, с ними знакомятся всё больше новых читателей. Феномен писательницы заключается в том, что те события, произошедшие в её юности, глубоко повлияли на дальнейшие философские взгляды: из неприязни к социализму зародилась вера в капитализм как экономическую систему.

Айн Рэнд не только была философом направления объективизма, но и продолжила утопические идеи – ярче всего они отразились в обширном романе «Атлант расправил плечи». Писательница показывает героев своих произведений идеальными людьми, живущими по правилам «рационального эгоизма», они схожи по признакам со сверхчеловеком Фридриха Ницше, что: обладающие огромной силой воли, им не страшно противостоять миру паразитов, эти люди не боятся своих желаний и следуют им несмотря на конфликт с остальным миром. Когда появляется возможность исчезнуть и отправиться в утопическое государство, герои романа «Атлант расправил плечи» соглашаются и бросают всё, что осталось умирать в разрушенном государстве из-за многих проблем.

Писательница в самом известном произведении «Атлант расправил плечи» описала идеальное государство, прототипом которого послужила Атлантида, придуманная Платоном – этот факт доказан учёными. К тому же, она воспользовалась и философией Аристотеля, который в след за учителем описал лучшее устройство страны. В основу её романа кроме известных теорий государственности лёг и миф об Атланте, на чьих плечах покоится мир: «В контексте романа атланты – это все те люди, на которых «держится» мир. Развернутая метафора, на которой построен художественный конфликт в тексте, последовательно реализуется в структуре романа» [3 с. 167].

Женщина-философ она стала рупором капитализма в Америке, открыла новый угол обзора на жизнь – объективизм. Даже несмотря на противоречивые мнения о ней в современном мире нельзя отрицать значимость данной фигуры в философии XX века.

Её юношеские годы, которые выпали на революцию в Российской Империи, кардинально изменили весь последующий жизненный путь. Они зародили неприязнь к социалистическому строю, против которого она выступала и заграницей. Благодаря этому она создала новое философское направление, которое могло никогда и не существовать.

Таким обозом, в заключении хотелось бы сказать, что явления, произошедшие в истории Российской Империи, после которых началась эпоха нового государства, сформировали взгляды молодой Айн Рэнд, которая с годами развила их в эмиграции, печатая свои книги. Несмотря на всю противоречивость писательницы, заключающуюся в зыбкой капиталистической теории, где на задний план отодвинуты все чувства и герои её романов плоски и картоны, нельзя недооценивать её талант. Не зря «Статуя Атланта», держащего на своих плечах мир ассоциируется в первую очередь с объективистами и самой Рэнд, а не со старинным мифом.

Утопическое будущее женщины философа при капиталистической системе общества, поражает воображение, то событие, когда была нарушена частная жизнь одной семьи, отразилась на её мозгу как опухоль, однако то светлое и идеальное будущее с «атлантами», поддерживающими мир невозможно, ведь в XXI веке её идеология объективизма дала свою трещину: мир показал, что жизнь без эмоций и чувств, без ошибок невозможна, нельзя жить только деньгами.


Библиографический список
  1. Ayn Rand. Atlas Shrugged. [Электронный ресурс]:https://www.nationallibertyalliance.org/files/docs/Books/Atlas%20Shrugged.pdf
  2. А.П. Заостровцев, Я.Д. Ширяева. Айн Рэнд: Философия свободной экономики – М.: Вопросы теоретической экономики, 2021. – 121 – 129 с. [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/ayn-rend-filosofiya-svobodnoy-ekonomiki
  3. А.Г. Григоровская. Миф об Атлантиде в структуре романа Айн Рэнд «Атлант расправил плечи». – М.: Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2016. – 165 – 169 с. [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/mif-ob-atlantide-v-strukture-romana-ayn-rend-atlant-raspravil-plechi


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Сюндюкова Валерия Ринатовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация