Рынок выставочных услуг – совокупность экономических отношений в сфере выставочных услуг между различными участниками рынка, в которых демонстрируются и получают распространение товары, услуги и (или) информация и которое проходит в четко установленные сроки, с определенной периодичностью и в заранее выбранном месте.
В настоящее время в Российской Федерации выставки типизируются по семи основным признакам:
- По экономико-географическому признаку.
- По тематическому (отраслевому) признаку.
- По значимости мероприятия для экономики города/региона/страны.
- По коммерческим позициям.
- По направлению работ.
- По степени координации и контроля.
- По уровню насыщенности.
Исследуя рынок выставочной недвижимости можно выделить ряд закономерностей:
-
выставки и иные подобные мероприятия являются по-прежнему одним из самых востребованных маркетинговых инструментов для предприятий. Проведение конгресс-выставок признаны эффективной формой делового и информационного взаимодействия;
-
выраженная территориальная сегментация выставочного рынка, что объясняется географической неравномерностью распределения объектов выставочной недвижимости (рисунок 1) [1];
Рисунок 1. Диаграмма долей распределения событийного рынка среди Москвы и регионов России
-
преобладание среди экспонентов предприятий микро и малого бизнеса, формирующего значительную долю выставочной отрасли (рисунок 2);
Рисунок 2. Диаграмма долей распределения участников событийного рынка по году создания
-
действующая нормативная правовая база не в полном объеме регулирует вопросы выставочно-ярмарочной деятельности и требует разработки дополнительных нормативных правовых актов. Материально-техническая база выставочно-ярмарочной деятельности не в полной мере соответствует международным требованиям [2].
Данные закономерности развития выставочного рынка определяется целым рядом необходимых факторов [3]:
-
рост экономики страны в целом, а также отдельных регионов;
-
государственная политика, нацеленная на создание и поддержание благоприятных условий для предпринимательства;
-
рост оперативности выставочных организаций и предприятий выставочного сервиса;
-
наличие современных объектов выставочной недвижимости, технологий, техники, а также высококвалифицированных управленцев и работников выставок;
-
действующая нормативная правовая база, которая отвечает требованиям международных стандартов, и которая в полной мере регулирует вопросы выставочно-ярморочной деятельности;
-
содействие выставок со стороны государства, общественных и рекламных организаций. Особенно актуально в период сложной экономической и эпидемиологической ситуации.
С начала 2020 года весь мир столкнулся с серьезными трудностями во всех сферах деятельности, в том числе и рынок выставочной недвижимости. Выставочная отрасль России является одной из наиболее пострадавших в период карантина из-за распространения COVID-19 [4]. По этой причине тенденции и тренды развития выставочного рынка недвижимости в некоторой степени поменялись. План мероприятий, направленных на достижение стратегических целей отчасти приобрел иной характер, по сравнению с 2019 годом до пандемии.
Можно выделить несколько трендов развития выставочной недвижимости на 2021 год:
-
антикризисная деятельность. Она направлена на продолжение работы по получению отраслью поддержки от государства, также организация социальных и PR-акций в поддержку отрасли;
-
цифровизация и новые форматы проведения выставок. В новых условиях (в условиях коронавирусной пандемии) приходится изобретать абсолютно новые форматы и подходы, которые при этом смогут обеспечить эффективный результат для выставочной отрасли.
Современные технологии и наличие соответствующей техники позволяют проводить выставочные онлайн-мероприятия, в которых могут участвовать люди, находящиеся в разных точках мира. Одним из оптимальных решений является организация виртуальных гибридных выставок (смешанного формата) и создание электронных торговых площадок на базе крупных выставочных проектов. Цифровизация выставочной деятельности подразумевает гибкое использование ключевых цифровых технологий даже в условиях сложных ситуаций в мире;
-
комплексное развитие конгрессно-выставочной деятельности как инструмента реализации национальных интересов Российской Федерации;
-
развитие и продвижение регионов РФ, повышение их конкурентоспособности, формирование и продвижение территориальных компетенций;
-
продвижение российских товаров, услуг и результатов научно-исследовательской и образовательной деятельности на внутренние и внешние рынки.
Библиографический список
-
Российский союз выставок и ярмарок – РСВЯ // [Российский союз выставок и ярмарок, 2021] / [URL: https://www.ruef.ru] (дата обращения 20.05.2021).
-
Распоряжение Правительства РФ от 10.07.2014 N 1273-р (ред. от 14.04.2016) «О Концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации».
-
Симонов К.В. «Современный выставочный рынок: масштабы, участники, типы, закономерности, тренды» // ООО РЛП-Ярмарка, г. Москва / [URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22997430].
-
Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (с изменениями на 16 октября 2020 года).