УДК 37

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Лопанова Яна Валерьевна1, Игошина Наталья Викторовна2
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, студент 4 курса
2Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, к.п.н., доцент кафедры ПОиД

Аннотация
В данной статье рассматриваются условия формирования словообразовательных умений при изучении имени прилагательного у младших школьников на уроках русского языка. Приводятся примеры методик проведения упражнений, которые могут быть использованы в рамках уроков русского языка по формированию этого умения, а также описаны возможные методики для проверки сформированности словообразовательных умений при изучении имени прилагательного.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Лопанова Я.В., Игошина Н.В. Формирование словообразовательных умений при изучении имени прилагательного на уроках русского языка у младших школьников // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/06/46162 (дата обращения: 05.10.2021).

Период обучения в начальной школе характеризуется усвоением младшими школьниками большого количества грамматического материала, в котором одно из мест занимает изучение темы «словообразование», т. к. это ведет к языковому и речевому развитию школьников. Проблема формирования словообразования у младших школьников является особенно актуальной, поскольку овладение словообразованием детьми имеет немалое значение для профилактики нарушений письма и для овладения орфографией. Овладение словообразовательными умениями возможно только при условии знакомства учащихся с морфемами и возможными способами образования новых слов. Один из вариантов развития умения образовывать новые слова в начальной школе – это использование словообразовательных моделей. [1]

Умение производить словообразовательный анализ слова, не допуская ошибок, развивается у ребенка поэтапно. Перед тем как научиться производить словообразовательный анализ слов, ребенок должен освоить всю структуру морфемного разбора, знать, какими способами можно образовывать новые слова и понимать их лексическое значение.

По методике формирования словообразовательных умений в начальной школе работали такие методисты и ученые, как П. С. Жедек [2], Е. А. Земская [3], М. Р. Львов [6], Е. Г.  Мережко [7], Т.Г. Рамзаева [8], Н. В. Смехова [9].

Отмечается, что овладение ребенком механизмом словообразования представляет собой сложный процесс. Словообразовательное умение формируется с помощью нахождения и опознания морфем слова и интеграции словообразовательной единицы в состав нового слова.

На первом этапе работы, школьники знакомятся с корнем и однокоренными словами. В этот период слова должны быть простыми и понятными для учащихся начальной школы. Учащихся следует научить находить корень в словах, графически выделять его и подбирать однокоренные слова.

На втором этапе дети приступают к знакомству с разделом «морфемика». Детей нужно познакомить с каждым аффиксом (приставка, суффикс, окончание, основа). Научить выделять графически в слове морфемы, делать разбор слова по составу.

Только после прохождения этих этапов можно приступать к формированию словообразовательных умений у младших школьников.

Е. С. Кубрякова рассматривает словообразование не только как основной путь и средство пополнения словарного состава языка новыми словами, но и как механизм создания производных слов. Их появление в речи младшего школьника указывает на значительное продвижение в познании действительности и языка, то есть отражает переход на новый уровень когнитивного и языкового развития. Таким образом, словообразование теснейшим образом связано с развитием когнитивных процессов. С одной стороны, они стимулируют всплеск словообразовательной активности, а с другой, – дальнейшее овладение словообразованием требует участия все более сложных когнитивных процессов. [4]

Словообразование – раздел языкознания, в котором описываются способы и средства образования слов, их строение. Знакомство с законами словообразования помогает понять происхождение слов, создание новых слов в языке, а правильный анализ слова способствует овладению орфографией, освоению правописания слов.

«Словообразовательные умения» младшего школьника – это освоенные умения младшего школьника быстро и осознано образовывать слова всеми известными ему способами создания новых слов, анализа слова и его правильного написания. Словообразовательное умение не присуще ребенку изначально, оно развивается и возникает в определенный период его развития, а именно в период обучения в начальной школе.

Для того чтобы начать работу по развитию словообразовательных умений у младшего школьника, необходимо выявить педагогические условия, способствующие достижению этой цели.

Первое условие – учащиеся получают знания о способах образования новых слов.

Для реализации этого условия учителем используются различные методы и приемы, подталкивающие ребенка к запоминанию аффиксов. Для того чтобы образовывать новые слова, необходимо владеть определёнными знаниями. Они базируются на умении ориентироваться в структуре слова и способах их образования.

Если в результате обучения способам образования новых слов ребенок стал знать морфемы (аффиксы), при помощи которых образуются слова, то ему не составит трудности использовать эти знания для образования уже своих слов. Так, работая уже с готовым словом, ребенок с легкостью сможет определять, каким способом было оно образовано, или, если ему нужно будет составить новое слово, он сможет оперировать своими знаниями для его создания.

В качестве примера приведем несколько типов заданий, ориентирующих на смысловой, грамматический, орфографический, морфемно-словообразовательный анализ слов через осмысление словообразовательной модели. Для работы на уроках русского языка в начальных классах выбираются словообразовательные модели, доступные восприятию школьника.

Задания можно разделить на такие типы, связанные с разнообразными направлениями в работе со словообразовательными моделями слов:

– зрительное восприятие структуры слова по модели-рисунку;

– накопление групп одноструктурных слов;

– поиск загаданного слова по модели-отгадке;

– образование слов, соответствующих одной словообразовательной модели;

– поиски слов одной словообразовательной модели в тексте;

– графический диктант;

Приведем примеры заданий по каждому из названных направлений работы со словообразовательными моделями на уроках русского языка в начальной школе.

1.     Зрительное восприятие структуры слова по модели-рисунку.
С заданий этого типа лучше всего начать работу со словообразовательными моделями в начальных классах. Особенностью этих заданий является необычная графическая подача словообразовательной модели: корневые пустоты заполняются рисунком, который дает информацию о значении этой морфемы в слове. При этом учащиеся зрительно воспринимают морфемную структуру слова в целом.

Учитель на доске записывает производящую основу слова, например –рыб- и выделяет корень слова. Перед детьми появляется поочередно слайды с изображением рыбки, по мере усложнения образования слов на каждом слайде появляется та часть аффикса, который нужно добавить к производящей основе, чтобы получилось новое слово. Дети составляют слова, после чего учитель может спросить:

–Какая часть речи у вас получилась?

–Что изменилось в слове? Какая его часть добавилась?

–Как можно выделить новую часть слова? Как она называется?

–При помощи какой морфемы было образовано новое слово?

В процессе анализа модели-рисунка идет накопление информации о возможном строении слов в русском языке, запечатлевается графический образ многих суффиксов, приставок и окончаний, а также постепенно перед учениками раскрывается одно из самых важных свойств морфем: это не простое сочетание букв (или звуков), это смыслы, значения, которые передают важную информацию о слове.

2.     Накопление групп одноструктурных слов
Это очень важное направление в работе со словообразовательными моделями. Заключается оно в том, что постепенно учащиеся накапливают определенное количество словообразовательных моделей и соотносящихся с ними перечней корней.

Можно, например, провести с детьми следующую работу, записать на доске один суффикс и несколько корней слов.

Учитель предлагает отгадать слова, которые «спрятаны» в этой записи и соотнести словообразовательную модель с перечисленными корнями. После чего можно задать следующие вопросы:

– Какой части речи получились слова?

– Какая часть слова добавилась? Как она выделяется графически?

– Как вы думаете, что может означать этот суффикс?

Предлагаемый список корневых морфем помогает ученику еще до записи «увидеть» в словообразовательной модели зашифрованные слова.

Со временем перечень слов, соответствующих одной словообразовательной модели, ученики могут под руководством учителя дополнять уже своими примерами.

1.     Образование слов, соответствующих одной словообразовательной модели.

На основе этого вида заданий у учащихся формируется способность к проведению элементарного словообразовательного анализа, когда по заданной модели нужно образовать целый ряд слов.

Формулировка заданий к таким упражнениям может звучать так: напишите слова, которые образуются по данной модели; разберите эти слова по составу.

Учитель предлагает модель и слова, от которых можно образовать по данным моделям новые.

(орех, осина, лес) -ник;

(береза, гор, дуб, известь) -няк;

В процессе выполнения упражнения, можно задавать уточняющие вопросы, такие как:

– Как изменилось значение слова после его преобразования?

– Что оно означает?

– Какая часть слова добавилась? как она называется?

Подобное упражнение можно проводить и на другие способы образования: при помощи приставки,

Выполнение подобного анализа способствует обогащению словарного запаса учащихся начальных классов, так как при образовании слов по моделям дети не только узнают новые для них слова, но и уточняют значение (а значит, и написание, строение) слов известных.

2.     Поиск загаданного слова по модели-отгадке

Загадка как специфический вид дидактического материала довольно часто используется на уроках русского языка в начальных классах.

В качестве подсказки может служить и словообразовательная модель. При этом привычная работа с загадками и разнообразными словесными играми приобретает особый обучающий смысл, так как нацеливает не только на поиски загаданного слова, но и дает при этом смысловые ориентиры, то есть грамматические и словообразовательные значения, выражаемые аффиксами.

Дается словообразовательная модель, в данном случае она будет выглядеть так: корень, суффикс  -ев-, суффикс  -ик-

Перед тем, как предлагать загадку, учитель может задать вопросы по словообразовательной модели слова, например:

– Как вы думаете, в отгадке какие части слова будут присутствовать?

– Сколько будет суффиксов? Сколько будет корней?

– Какие суффиксы будут в этом слове?

– Как вы думаете, какой частью речи будет загаданное слово. Можно ли что-нибудь сказать о значении этого слова?

Далее предлагается сама загадка:

Вот осенняя пора,

дождик льёт уже с утра.

Только я гулять привык.

Я одену …(Дождевик)

Работа может сопровождаться дополнительными заданиями типа:

– Разберите слово по составу. Совпала ли модель загаданного слова со словом-отгадкой?

– Назовите два слова той же модели, что и слово-отгадка. Что общего во всех этих словах? Покажите, какой значимой частью слова они отличаются (корнем).

3.                 Поиск слов одной словообразовательной модели в тексте.

Упражнения этого типа являются более сложными для выполнения, так как опознание одноструктурных слов происходит на уровне текста, что осложняет работу учащихся, поскольку требует чтения и смысловой обработки текста. Для подобного анализа можно предлагать детям такие, например, тексты:

Из хвойного леса несло тяжёлым смолистым запахом, кружившим голову.

Модель слова: корень, суффикс -ист-, окончание -ым.

4.                 Графический диктант.

Большую пользу в работе со словообразовательными моделями оказывает графический диктант, цель которого обозначить морфемную структуру слова в виде словообразовательной модели. Чтобы облегчить эту работу на первых порах, предлагается последовательно использовать разные виды этого диктанта, чередование которых зависит от того, насколько успешно ученики овладевают тремя операциями:1) записать слово; 2) разобрать его по составу; 3) обозначить модель, которой оно соответствует.

Таким образом, младшие школьники получают знания о словообразовательных моделях слова, видят, что при изменении слова меняется и его лексическое значение, обучаются образовывать новые слова по словообразовательной модели, находить способ образования слова, что помогает формировать словообразовательные умения младших школьников.

Для проверки первого педагогического условия используются такие упражнения, как: «Подбери начальную форму слова», «Соедини линиями», «Найди родственные слова», «Каким способом было образовано слово», правильное или неправильное выполнение которых характеризирует уровень подготовки учащихся по данному условию.

На высоком уровне сформированности словообразовательного умения находятся ученики, которые верно и осмысленно образовывают новые слова.

На среднем уровне – ученики, которые образуют большинство слов верно или с допущением незначительных ошибок, или испытывают затруднения при разборе слова или его составлении.

На низком уровне – ученики, которые образовывают новые слова неверно или не могут определить, каким способом было образовано слово, допускают большое количество ошибок в составлении слов и не могут определить при помощи какого способа образовано слово.

Второе педагогическое условие – учащиеся выполняют упражнения, направленные на образование прилагательных изученными способами. Для реализации данного условия необходимо подобрать задания, которые буду способствовать совершенствованию словообразовательного умения при изучении имени прилагательного.

В словообразовании имён прилагательных развиты: суффиксация, префиксация, префиксально-суффиксальный способ. В начальной школе чаще всего рассматривается суффиксальный способ. При изучении способов образования прилагательных целесообразно обратить внимание учащихся на то, что прилагательные образуются от прилагательных, существительных и глаголов.

На данный момент существует множество различных упражнений на совершенствование словообразовательного умения при изучении имени прилагательного. Приведем примеры некоторых упражнений:

1.     Упражнение для совершенствования словообразовательного анализа.

Задание: От какого слова и как было образовано каждое слово? При помощи какой морфемы оно было образовано.

Слова: абрикосовый, мартовский, учительский, дождевой, голубоватенький

Учитель предлагает определить часть речи слова, сделать морфемный разбор, подобрать однокоренные слова, объяснить значение слова, подчеркнуть аффиксы, при помощи которых образовалось слово.

2.                   Упражнение для развития умения составлять словообразовательные гнезда.

Организация наблюдения структурно-семантических особенностей производных слов разных частей речи, учет смысловых связей между словами в словообразовательных парах осуществляется эффективнее на материале словообразовательного гнезда. На уроках русского языка в начальных классах словообразовательное гнездо можно рассматривать как «семью однокоренных слов».

Для работы в начальных классах можно предложить следующую структуру словообразовательного гнезда. Учитель предлагает детям слово, в данном случае береза, необходимо определить значение этого слова и часть речи. Далее учитель говорит, что нужно найти всю семью однокоренных слов береза. Дети предлагают все возможные однокоренные варианты слова береза (березка, березовый, березняк и т.д.), учитель фиксирует каждое слово на доске, чтобы дети не повторялись.

Со словом береза производится следующая работа: каждое гнездо содержит слово, являющееся его вершиной. За производным словом в скобках следует пара близкородственных слов, то есть словообразовательная пара. Затем дается описание значения производного слова через производящее (если это возможно), что позволяет лучше осознать словообразовательные связи между словами в словообразовательных парах. Например, словообразовательное гнездо со словом береза:

Березка [береза => берез-к(а)]. Уменьш.-ласк. к береза.

Березняк [береза => берез-няк]. Роща или лес, состоящий из берез.

Березовый [береза => берез-ов(ый)]. Относящийся к березе, прил. к береза.

Березонька [береза => берез-оньк(а)]. Ласк. к береза.

Подберезовик [береза => под-берез-овик]. Гриб, растущий в основном под березой.

Таким образом, дети узнают, что «семья однокоренных слов» – это словообразовательное гнездо слова. В процессе работы со словообразовательным гнездом (семьей однокоренных слов) младшие школьники раскрывают механизм образования одного слова на базе другого, устанавливают мотивационные отношения между словами гнезда. Это позволяет реализовать системный подход при изучении словообразования и при анализе производной лексики.

3.                 Упражнение для отработки способов образования прилагательных.

В процессе изучения частей речи учитель подводит учащихся к пониманию основ словообразования: в языке существует определенная связь в образовании одной части речи от другой или от той же самой части речи с помощью приставки или суффикса, а также приставки и суффикса.

Для имен прилагательных в качестве основного источника образования выступают имена существительные; прилагательные в этом случае образуются суффиксальным способом (весна – весенний, гора – горный, друг – дружеский).

В качестве примера можно рассмотреть следующие упражнения для тренировки словообразовательных умений при помощи имени прилагательного:

Упражнение «красивое слово». От данных существительных при помощи суффикса образуйте прилагательные.

Интерес, учеба, гигант, стихия, дорога.

Данное упражнение можно использовать на различные варианты образования слова (при помощи приставки, суффикса, приставки и суффикса, путем сложения слов).

Упражнение «одно слово». Замените словосочетание, одним словом. Выделите морфемы, составьте предложения.

Любить труд; Любить свободу; Люди одной фамилии.

– Слова какой части речи у вас получись? Как образовалось новое слово? Разберите его по составу.

Младшим школьникам необходимо знать о способах образования новых слов при помощи имен прилагательных. Это позволит находить основу, от которого образовано слово, развивать словарный запас учащихся, совершать словообразовательный анализ слова.

Для проверки второго педагогического условия используются такие упражнения, как: «Что из чего сделано?», «Образование уменьшительно-ласкательных прилагательных», «Образуйте слова по схеме», «Найди лишнее слово».

На высоком уровне сформированности словообразовательных умений находятся учащиеся, которые правильно выполняют все упражнения.

На среднем уровне – учащиеся, которые верно выполняют большинство упражнений, допускают небольшие ошибки в заданиях, затрудняются в нахождении производного слова и морфемы, при помощи которой образовано слово.

На низком уровне – ученики, которые совершают частые ошибки в образовании новых слов, не различает словообразовательные приемы, или выполняют верно лишь одно задание.

Третье педагогическое условие – учащиеся самостоятельно используют в своей речи имена прилагательные, образованные словообразовательным способом;

Чтобы дети стали использовать имена прилагательные в своей речи, эффективнее всего будет упражнение на составление текста описательного характера.

Составление описательных текстов, предложений и слов будет формировать у детей потребность использовать в своей устной или письменной речи имена прилагательные, которые дети образовывают при помощи известных им способов образования новых слов.

Упражнение «В поход». Рассмотрите картинку. Что вы видите на ней? Напишите. Подберите такие имена прилагательные, чтобы можно было описать, что вы видите на картинке.

Можно использовать любой наглядный ресурс, который можно описать.

В данном случае в качестве примера можно использовать рисунок:

Рис. 1. Ребята идут в поход

Для проверки третьего педагогического условия использовалось такое задание, как «Дополнить предложение нужным словом».

На высоком уровне сформированности словообразовательного умения по данному условию находятся ученики, которые верно подбирают и образовывают слова, сочетающиеся со смыслом текста.

На среднем уровне – учащиеся, которые верно подбирают по смыслу слова и образуют нужную форму слова, допускают незначительные ошибки, в написании некоторых слов испытывают затруднения.

На низком уровне – ученики, которые допускают частые ошибки, не могут образовать слова нужным способом, выделить, каким приемом были образованы слова.

После изучения этапов становления словообразовательных умений, я пришла к выводу, что данное умение младшего школьника развивается постепенно, соблюдая каждый этап, знания учащихся накапливаются и таким образом приобретается способность образовывать новые слова.

Таким образом, словообразовательные упражнения имеют большое значение в развитии лингвистических способностей и в общем развитии младших школьников. Они способствуют возникновению интереса к языку, побуждают приобретать новые языковые знания, требуют ясно и точно выражать свои мысли в слове, учат вдумываться в смысл производного слова, помогают выявлять семантико-словообразовательные связи между однокоренными словами.

Результаты исследования

Проанализируем результаты проверки уровней сформированности у младших школьников словообразовательных умений при изучении имени прилагательного на уроках русского языка. Результаты констатирующего этапа эксперимента представлены на рис.2

Рисунок 2 – Результаты констатирующего этапа эксперимента

Таким образом, в ходе констатирующего этапа эксперимента было выявлено, что большая часть учащихся находится на среднем уровне сформированности словообразовательного умения (21 чел.), 8 – находятся на низком уровне и 3 человека – на высоком.

На формирующем этапе эксперимента мы внедряли педагогические условия формирования словообразовательных умений при изучении имени прилагательного у младших школьников на уроках русского языка.

После проведения формирующего этапа эксперимента мы сделали контрольный срез, результаты которого представлены на рис. 3. На этом этапе при проверке сформированности словообразовательных умений у младших школьников мы использовали те же методики, что и на констатирующем этапе эксперимента.

Рисунок 3 – Результаты формирующего этапа эксперимента

После организации формирующего этапа эксперимента словообразовательных умений у учащихся произошли существенные изменения в положительную сторону. Так, высокий уровень словообразовательного умения был зафиксирован у 11 учащихся, на среднем уровне оказалось 7 ребят, низкий уровень обнаружен у 3 учеников.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что все три условия способствуют формированию словообразовательного умения у младших школьников при изучении имени на уроках русского языка.


Библиографический список
  1. Ермакова, Е. З. Развитие словообразования прилагательных у младших школьников. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2013/07/22/razvitie-slovoobrazovaniya-prilagatelnykh-u-mladshikh
  2. Жедек, П. С. Методика изучения морфемного состава слова // В кн.: Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения.  М., 1993.
  3. Земская, Е. А. Словообразование как деятельность / Е. А. Земская; Рос. акад. наук, Ин-т рус. яз. – М.: Наука, 1992. – 220 с.
  4. Земская, Е. А. Современный русский язык: Словообразование/ Е. А. Земская – М.: Просвещение, 2014. – 256 с.
  5. Кубрякова, Е. С. Что такое словообразование / Е. С. Кубрякова – М.: Наука, 1965. – 78 с.
  6. Львов, М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития. – М.: 1975.
  7. Мережко, Е. Г. Словообразовательный анализ на уроках русского языка // Начальная школа. – 2011. – №6. – С. 8-10
  8. Рамзаева, Т. Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах / М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева, Н. Н. Светловская. – М.: Просвещение, 2012. – 235 с.
  9. Смехова, Н. В. «Метод. рекомендации. Словообразование» / Н. В. Смехова – 2015. – 178 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Лопанова Яна Валерьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация