УДК 374

СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЁ МЕСТО В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Гордеев Кирилл Сергеевич1, Жидков Алексей Андреевич1, Федосеева Любовь Алексеевна1, Ермолаева Екатерина Львовна1, Дубровин Никита Алексеевич1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студент

Аннотация
Авторы статьи выделяют сущностные характеристики самообразовательной деятельности и определяют её место в образовательном процессе.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Гордеев К.С., Жидков А.А., Федосеева Л.А., Ермолаева Е.Л., Дубровин Н.А. Сущностные характеристики самообразовательной деятельности и её место в процессе обучения // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/06/46134 (дата обращения: 05.10.2021).

Следует отметить, что на данном этапе развития профессионального образования произошло возрастание роли самообразовательной деятельности студентов как фактора, повышающего качество образования. Вследствие этого вопросы и проблемы, связанные с самообразовательной деятельностью студентов вузов стали как никогда актуальными [2].

Можно привести множество определений сущности самообразовательной деятельности. Если провести некоторую классификацию определений, существующих на данный момент в педагогической литературе, то можно сделать вывод, что в основном исследователи дают определение данному понятию в двух направлениях. Первое заключается в том, что сущность самообразовательной деятельности видится в творческой деятельности студентов, активизации у них активного творческого потенциала. Другая группа исследователей понимает под самообразовательной деятельностью самостоятельную, личностно-регулируемую, профессионально-значимую и целенаправленную познавательную деятельность, ключевая цель которой состоит в совершенствовании своих знаний, умений и навыков.

Наибольшую значимость педагогические аспекты самообразовательной деятельности студентов вуза приобретают в условиях многоуровневой системы непрерывного образования, кода образование поэтапно становится крайне важной частью жизни каждого человека, понимается как нормальная жизнедеятельность человека. Анализ научной литературы, которая посвящена самообразовательной деятельности, показывает, что в настоящее время не существует единой точки зрения по поводу сущности и структуры самообразовательной деятельности. Несмотря на это, можно выделить некоторые сущностные характеристики самообразования:

  1. Самообразовательная деятельность осуществляется студентами самостоятельно в соответствии с определёнными личностными особенностями каждого. Целью самообразовательной деятельности является расширение знаний в какой-либо учебной области, а также совершенствование своих знаний, умений и навыков при помощи самоконтроля и усердия.
  2. Самообразовательная деятельность будет эффективна лишь при присутствии у студентов сильной мотивации к обучению. Также следует понимать, что редкие случаи поиска ответов студентами на вопросы – не есть самообразовательная деятельность. Систематическое самостоятельное приобретение знаний на основе личностных познавательных интересах, мотивах и побуждениях представляет собой самообразовательную деятельность.
  3. Самообразовательная деятельность осуществляется без какого-либо руководства, так как она представляет собой индивидуальную деятельность, связанную с познанием нового [1, С. 14-16].

Если говорить о месте самообразовательной деятельности студентов в учебном процессе, то у них стремление к самообразованию складывается на основе различных мотивов, среди которых главную роль играет интерес к некоторой области знаний.

Познавательный интерес занимает особое место в самообразовательной деятельности. Следовательно, главная задача педагога – это создать интерес студентов к изучаемой теме для того, чтобы пробудить у них мотивацию и позыв к дальнейшему её изучению. Интерес должен проявляться посредством использования компонентов занимательности, которые вводятся на различных этапах проведения учебного занятия.

По истечении определенного времени интерес перестает быть лишь средством для педагога, который непосредственно организует учебное занятие. Таким образом, главная цель педагога в современных реалиях – это формирование по настоящему устойчивого интереса студентов вуза к изучаемой теме, получаемой ими образовательной информации, повышение активизации студентов при изучении определённой темы, а также избирательности в различных областях знаний. То есть преподаватель должен так организовывать учебный процесс, чтобы студентам самим было занимательно получать какие-либо новые знания, осуществлять их поиск, проводить анализ фактов, а не просто следователь указаниям педагога, выполняя определённые практические задания или записывая неинтересных для них учебный материал на лекции, который они в скором времени забудут.

Также для развития у студентов навыков самообразовательной деятельности преподавателю необходимо осуществлять выбор в пользу  тех практических заданий, которые будут соответствовать также возрастным интересам студентов. Так, для студентов четвёртого курса наиболее интересными покажутся задания, связанные с их непосредственной будущей профессиональной деятельностью. В свою очередь, первокурсникам наиболее интересно первичное ознакомление с какой-либо определённой темой. Это поможет студентам выполнять практические задания не по требованию преподавателя, а по собственному желанию.

Помимо этого, педагогу необходимо создать благоприятную психологическую атмосферу на учебном занятии. Этому непосредственным образом способствует групповая работа, взаимный контроль и оценка обучающихся друг друга. Это формируют доверительные отношения между студентами, а также возможность воспользоваться помощью других студентов, или, наоборот, помочь им в разрешении каких-либо проблем. Студенты в таком случае начинают чувствовать, что они являются командой.

Ещё преподавателю необходимо создать студентами и собой атмосферу деловой свободной коммуникации. Это означает, что студентам не следует бояться задавать какие-либо вопросы педагогу, с которыми им трудно справиться самостоятельно. Каждый студент может обратиться с дополнительными инструкциями или советом к преподавателю, а он должен помочь ему. Это повышает уровень образовательного взаимодействия между студентами и педагогом.

Также нужно отметить, что при анализе оценок студентов, то есть их личных достижений в обучении, педагогу не нужно сравнивать студентов с другими студентами, а сравнивать прошлые образовательные результаты студента с его нынешними. Это необходимо, ведь студент, видя, что он учиться хуже других, может потерять мотивацию к учёбе и непосредственно к осуществлению самообразовательной деятельности.

Таким образом, ключевой сущностной характеристикой самообразовательной деятельности студентов в вузе является самостоятельная целенаправленная работа студентов, направленная на получение знаний в определённой области, основывающаяся на личностных мотивах и побуждениях студентов, которые педагогу необходимо создавать и поддерживать. Последним объясняется тесная связь учебного процесса и образовательной деятельности студентов. Педагог – это именно тот, кто направляет студентов на путь самостоятельного получения знаний, он пробуждает интерес к обучению [3].


Библиографический список
  1. Багаева И.Д. Профессионализм педагогической деятельности и основы его формирования у будущего учителя / И.Д. Багаева – Усть-Каменогорск, 2011. – 338 с.
  2. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Академия, 2017. – 208 с.
  3. Маловиченко Р.И. К вопросу о преемственности формирования самообразовательной деятельности. Актуальные проблемы вузовской педагогики : межвуз. сб. науч. ст. – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2002. С. 160-163.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Гордеев Кирилл Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация