УДК 373.3.015.3-056.264

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

Стремилова Ольга Вячеславовна
Муниципальное автономное образовательное учреждение Школа «Перспектива»
г. Томск

Аннотация
Данная статья посвящена коррекции устной и письменной речи младших школьников приемами нейропсихологической коррекции. С помощью нейропсихологической методики у детей повышается работоспособность, формируется самоконтроль, снижается усталость, раздражительность. Результаты коррекционной работы значительно выше, чем при коррекции традиционными способами.

Ключевые слова: , , , , , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Стремилова О.В. Нейропсихологический подход в коррекции письменной речи у младших школьников с тяжелым нарушением речи // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/06/46126 (дата обращения: 05.10.2021).

Дисграфия – это частичное нарушение процессов письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. Р. И. Лалаева (1997) [3, с. 4].

Дети пишут слова с большим количеством ошибок: путают звуки близкие по акустическому звучанию; добавляют, пропускают, меняют местами буквы, слоги, слова; пишут слитно слова. Не обозначают границ предложения.

Дислексия – частичное расстройство процесса чтения, затрудняющее овладение этим навыком и ведущее ко многим ошибкам во время чтения (пропускам букв, слогов, заменам, перестановкам, пропускам предлогов, союзов, замещениям слов. М. Е. Хвацев [4, с. 16].

Особенностью дислексических ошибок является их типичность, повторяющийся характер. Трудности чтения проявляются в повторяющихся заменах букв, перестановках, пропусках и т.д. Но эти ошибки не будут типичными, характерными, повторяющимися, а будут носить случайный характер [4, с. 16].

Причины дисграфии, дислексии могут быть разные: травмы родовые, травмы полученные в раннем детском возрасте, инфекции, генетическая предрасположенность, педагогическая запущенность; раннее обучение письму и чтению.

У детей с дисграфией, дислексией недостаточно сформирован слуховой, зрительный, двигательный анализаторы. Проблемы связанные с письмом и чтением самостоятельно не решаться. Требуется специальная логопедическая помощь. Без решения и коррекции этой проблемы дети не смогут полноценно освоить школьную программу. Процесс коррекции дисграфии, дислексии  сложный и длительный. Эта работа может затянуться на месяцы и годы. Результат такой работы – это хорошие оценки ребенка и успешное будущее.

Таким диагнозом страдало много известных людей. Например, Александр Сергеевич Пушкин, Альберт Энштейн, Петр Первый и другие.

Существует много различных методик, приемов и упражнений для коррекции дисграфии, дислексии. Одна из таких методик – нейропсихологическая коррекция.

Нейропсихология – это новое направление в работе с детьми и подростками у которых наблюдаются проблемы в психическом развитии.

Нейропсихология исследует связи между функционированием головного мозга, психическими процессами и поведением.

Детская нейропсихология изучает латеральную асимметрию правого и левого полушария, что является причиной школьной неуспеваемости. (Минимальные мозговые дисфункции, СДВГ – синдром и тому подобное.).

В отличии от традиционной психологии, нейропсихологическая коррекция работает сразу с тремя блоками мозга (энергетический, информационный и третий блок – это блок регуляции и контроля). Качество такой работы значительно выше и результативнее.

Нейрокоррекция состоит из комплекса упражнений, таких как: дыхательные, глазодвигательные, растяжки, «ползания», «двуручное рисование», различные задания по развитию кинестетики, фонематического слуха.

В логопедических занятиях целесообразно использовать для достижения лучшего результата некоторые упражнения из нейропсихологии.

Нейропсихологические приемы и упражнения повышают работоспособность, формируют самоконтроль, снимают усталость, раздражительность, создают благоприятный микроклимат на занятиях.

Глазодвигательные упражнения расширяют зрительное восприятие, оказывают положительное влияние на речевую функцию, внимание и память. Эти упражнения направлены на отслеживание предмета на разных уровнях и разном направлении (верх – низ; право – лево и т. п.)

Дыхательные упражнения усиливают снабжение кислородом всего организма, оптимизируют тонус мышц, снижают возбудимость и улучшают общее состояние детей. Дыхательные упражнения обильно насыщают кислородом головной мозг.

Одно из упражнений «Совушка»: голова направлена в правую сторону; глаза смотрят вперед; левая рука лежит на правом плече; делаем вдох и по команде педагога на выдохе дети поворачивают голову в левую сторону, вытягивая шею вперед – назад (имитируя движение совей головы). Затем вновь возвращают ее в обратное положение таким же способом. При каждом вытягивании шеи синхронно сжимаем левой рукой правое плечо и «ухаем» (имитируя сову).

«Двуручное рисование» включаются в работу глазные мышцы, идет интеграция правого и левого полушария головного мозга и расширяется поле зрения. Рисование осуществляется на листе бумаги, на доске, в воздухе.  Рисование можно усложнить: правая рука рисует круг, левая – треугольник; одна рука пишет цифры от одного до девяти, другая от девяти до одного. Рисование геометрических фигур с запаздыванием на один элемент.

Упражнение «Волшебные обводилки», «Лабиринты» развивают графомоторные навыки, зрительную память, внимание, пространственное восприятие, речь, мышление, волевые усилия, развивают возможность работать двумя полушариями, мыслить всей головой.

Упражнение «Рисующий слон». Ухо плотно прижать к плечу, противоположную руку вытянуть как «хобот» и начать рисовать ею горизонтальные восьмерки в воздухе, глаза при этом следят за кончиками пальцев. Упражнение балансирует систему «интелект – тело». Рисовать можно цифры, буквы, геометрические фигуры.

Упражнения, развивающие кинестетику.

Кинестетическая чувствительность – это база формирования межсенсорных связей: зрительно –двигательных в процессе пространственного зрения; кожно-кинестетических – при осязании, слуховых и двигательных – при чтении и письме. [5. 19].

«Футболка» – рисуем на доске футболку со слогами, словами. Дотрагиваемся рукой до слога, проговаривая его. Затем рукой прикасаемся к спине ребенка, он называет тот слог, куда прикоснулись.

«Испорченный телефон» – один ученик пишет на спине другого указательным пальцем любую букву. Это упражнение развивает мускульную память, способствует развитию тактильно – кинестетических ощущений.

«Массажные коврики, мячики, эспандеры» можно использовать для закрепления звуков. Тактильные ощущения способствуют лучшему запоминанию.

«Чтение с мячом»

Синхронизация работы рук и речи при одновременной активизации работы мизинца и безымянного пальца, стимулирует работу отделов мозга, отвечающих за развитие навыков чтения и письма. Важна не сила пальцев, а работа указательного пальца и мизинца, которые в повседневной жизни «отдыхают».

Мяч находится в правой руке ребенка, педагог просит произнести все согласные звуки в тексте одновременно сжимая мяч, затем произнести гласные звуки, дальше слоги, выделенные жирным шрифтом и т.д. Следить за тем, чтобы указанные пальцы работали.


Библиографический список
  1. Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии : учебник для студентов вузов / Т. Г. Визель. – Москва : АСТАстрель Транзиткнига, 2005. – 384 с.
  2. Колганова, В. С. Нейропсихологические занятия с детьми. Практическое пособие / В. С. Колганова, Е. В. Пивоварова. – Москва : Айрис – Пресс, 2018. -144 с. : ил. – (Культура здоровья с детства).
  3. Лалаева, Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов / Р. И. Лалаева. – Москва : Просвещение, 1983. – 136 с.
  4. Логинова, Е. А. Нарушение письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л.С. Волковой.  – Санкт – Петербург : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004. – 208 с.
  5. Обухова, Т. И Психокоррекционная и развивающая работа с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха : учебное методическое пособие / Т. И. Обухова. – Минск : БГПУ, 2007. – 54 с.
  6. Праведникова, И. И. Нейропсихология. Игры и упражнения / И. И. Праведникова. – Москва : Айрис – пресс, 2019. – 112 с.
  7. Семенович, А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста / А.В. Семенович. – Москва : Генезис, 2005. – 321 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Стремилова Ольга Вячеславовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация