Общение – одно из основных условий развития ребенка, важнейший фактор формирования его личности, ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей. Проблемы общения изучали известные отечественных психологи Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.
Общение оказывает влияние на становление личности детей с особыми образовательными потребностями, способствует их социализации и интеграции в общество. Общение не является врожденным видом деятельности, поэтому его развитие осуществляется путем специально организованного обучения и воспитания. Коммуникативные навыки включают в себя умения, овладение которыми обеспечивает для ребенка с ОВЗ полноценное включение в общество.
Дети с ОВЗ овладевают коммуникативными навыками значительно позднее, чем их нормотипичные сверстники. У младших школьников с ОВЗ отсутствует интерес к окружающим, их контакты ограничены. Также для этой категории детей характерно нарушение всех звеньев коммуникативного акта, речевой коммуникации и связной речи. Недостаточная сформированность коммуникативных навыков детей с ОВЗ негативно влияет на развитие личности ребенка, его межличностных отношений и затрудняет установление контактов с окружающими, отрицательно влияет на социализацию. Характеризуя детей с ОВЗ можно отметить, что они неразговорчивы, невнимательны, испытывают трудности в последовательном изложении собственных мыслей и передачи их содержания. Вследствие этого наблюдается повышенная тревожность, напряженность в контактах, страхи и излишняя обидчивость. Дети с ОВЗ требуют особого внимания, но вместе с тем и отторгают его, проявляя агрессию или отчуждение. Дети данной категории не владеют навыками планирования и контроля своей деятельности. Дети с ОВЗ по собственной инициативе не станут обращаться с постороннему человеку, испытывают чувство стеснения. При возникновении контакта не проявляют стремление его поддерживать и развивать.
Для развития коммуникативных навыков младших школьников с ОВЗ важно в первую очередь обращать внимание на развитие :
- способности ориентации в социальных отношениях и умения в них включаться;
- умений концентрации внимания и реакций на обращение окружающих;
- восприятия речи;
- подражательных умений;
- умений вести диалог и применения навыков общения в обыденной жизни.
Для более успешной социализации детей с ОВЗ необходимы коммуникативные умения, представленные на Рисунке 1.
Рисунок 1 – Коммуникативные умения для успешной социализации
Работа по формированию коммуникативных навыков должна иметь целенаправленный и системный характер и органично включаться во все виды деятельности: обучение, игру, труд.
Обучение детей с ОВЗ наиболее успешно осуществляется в повседневной жизни, путем интеграции естественных для детей видов деятельности, главной из которых является игра. Игровая деятельность характеризуется как эффективный и доступный способ формирования коммуникативных навыков у младших школьников с ОВЗ. Игра имеет важное значение для нормального психологического развития, эмоционального состояния, развития волевых и нравственных качеств личности и формирования элементов социальной активности детей.
Игровые упражнения помогают в решении коррекционно-развивающих задач по формированию коммуникативных навыков детей с ОВЗ, формируют у детей знания и умения доброжелательного общения, воспитывают культуру общения (хорошие манеры), помогают сформировать у детей коммуникативные навыки, умение распознавать эмоции других людей и владеть своими чувствами, сопереживать – радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений. Дети приобретают навыки, умения и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе, способность оценить других, понять и выразить себя через общение, умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.
При формировании коммуникативных навыков необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей и обеспечить наиболее благоприятные условия для реализации целей. При подборе дидактических материалов, игр, пособий, детской литературы нужно учитывать особенности разноуровневого развития младших школьников с ОВЗ и помогать осуществить необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого ребенка.
Для детей с ОВЗ нужно создавать игровые ситуации, стимулирующие их речь, поощрять любую речь. Ежедневное включение в педагогический процесс игр на развитие коммуникативных навыков предполагает следующие виды: игры-инсценировки, игры-забавы, игры-соревнования, дидактические, творческие, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, игры-драматизации, игры-имитации, игры-хороводы, беседы. В процессе игры дети учатся сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию и правильно говорить. В процессе обучения детей той или иной игре необходимо помогать детям вести диалоги, приходя им на помощь всякий раз, когда они затрудняются сами выразить просьбу, желание, мысль в словесной форме.
Среди игр и упражнений целесообразно отдавать предпочтение дидактическим, творческим, подвижным, пальчиковым, сюжетно-ролевым играм, которые имеют заметное влияние на развитие коммуникативных навыков. Также использовать задания на пересказ коротких рассказов с опорой на наглядность, составление рассказа по картинке, шуточные загадки.
Сюжетно-ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребёнка и возможности развития коммуникативных навыков. В них воспитывается умение взаимодействия, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Сюжетно-ролевые игры можно использовать на воспитательских занятиях следующих тематик: «В музее и на экскурсии», «В магазине», «Я – пассажир», «Общение в ученическом коллективе», «Правила поведения в общественных местах», «Учись быть вежливым».
Дидактические игры способствуют познавательному развитию, а также умению договариваться. В ходе дидактической игры ребенка привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он непроизвольно решает дидактическую задачу. Рассмотрим некоторые виды дидактических игр.
«Закончи предложение».
Цель: Воспитание у детей с ОВЗ уверенности в себе, в своих силах.
Ход игры. Ребенок должен закончить каждую из предложенных фраз: «Я умею…», «Я хочу…», «Я смогу…», «Я добьюсь…».
«Вежливые слова».
Цель: Воспитание уважения в общении, привычки пользоваться вежливыми словами.
Ход игры. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Называть только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, мы рады вас видеть, рады встрече с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).
«Рукавички».
Цель: Формирование умения взаимодействовать друг с другом.
Ход игры. Для игры используются вырезанные из бумаги рукавички. Количество пар должно соответствовать количеству пар детей. Необходимо разложить по разным местам класса рукавички с одинаковым (но не раскрашенным) орнаментом. Дети должны отыскать свою пару и при помощи трех карандашей разных цветов раскрасить одинаковые рукавички.
Подвижные игры дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражнять в беге, прыжках, лазанье, бросании и т. д. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развиваются воля, речевая коммуникация, сообразительность, смелость, быстрота реакций. Совместные действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.
Подвижная игра «Не намочи ног».
Цель: Учить детей проявлять взаимопомощь, взаимовыручку.
Ход игры. Дети находятся с одной стороны комнаты. На полу отделяется белой чертой болото. Детям дается условно по две дощечки (два листика бумаги). Обоим надо перейти по этим дощечкам – мостикам на другой берег.
Исходя из наблюдений за детьми в процессе проведения различных игр и упражнений, можно констатировать заинтересованность, положительный эмоциональный настрой детей, раскрепощенность в общении. Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.
Результаты работы показывают, что систематическое использование игр на развитие коммуникативных навыков способствует формированию коммуникативных навыков. У детей наблюдается положительная динамика, которая заключается в следующем: учащиеся с ОВЗ становятся более общительными, открытыми, активными, уверенными, что делает их более адаптированными в обществе.
Библиографический список
- Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2007. – 363 с.
- Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, 1999. – 221 с.
- Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений. М.: Книголюб, 2006.
- Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка? М.:1993.-191 с.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка.– М.: Инфра – М, 1997. – 384 с.
- Уханова А. В. Завтра в школу! Развитие эмоций и навыков общения у ребенка. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011.- 128 с.
- Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. СПб.: Детство-ПРЕСС, 2010.
Количество просмотров публикации: Please wait