ВЛИЯНИЕ СИДЯЧЕГО ПОЛОЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА

Гордеев Кирилл Сергеевич1, Дубровин Никита Алексеевич1, Ермолаева Екатерина Львовна1, Жидков Алексей Андреевич1, Илюшина Елена Сергеевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, студент

Аннотация
В статье рассмотрена проблема влияния сидячего положения учащихся при обучении на состояние организма, в частности на стресс-напряженность, мышечную систему и межполушарные отношения мозга. Авторы статьи анализируют исследования по данной теме и сделанные на их основании выводы.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Гордеев К.С., Дубровин Н.А., Ермолаева Е.Л., Жидков А.А., Илюшина Е.С. Влияние сидячего положения учащихся на состояние организма // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/06/43790 (дата обращения: 24.02.2024).

Всем известно, что учащиеся много времени проводят за школьной партой в сидячем положении. Мало того, что детям с трудом даётся усидеть на месте все уроки, кроме этого они принимают неестественную, закрепощенную позу и сгибаются над тетрадью. Если учителя делают замечание, просят выпрямиться и занять правильную посадку, эти просьбы не имеют долгого эффекта. Спустя несколько минут ребенок опять сжимается и расстояние между тетрадью и глазами становится меньше.

Эта проблема привлекала внимание ученых. В середине ХIХ века на Западе с целью предупреждения чрезмерного наклона спины были предложены костыли-упоры, устанавливающиеся между лбом или подбородком и партой. Однако через несколько лет у детей замечали деформации лицевой части черепа, поэтому от данного метода отказались [1].

Со временем сгорбленное положение учащегося стало обычным явлением, которое не привлекало особого внимания взрослых. Но все понимают, как это может повлиять на развитие и здоровье детей. Сгорбленность как стресс-напряженность и мышечная судорожность, истощает вегетативные и духовно-психические ресурсы [2].

Эта проблема не была решена ни совершенствованием освещения, ни партами. Между тем, исследования по школьной психофизиологии и эргономике, показали, что большинство распространенных болезней образованных людей, приводящих к снижению трудоспособности, преждевременной инвалидизации и смертности, возникают из-за стресс-напряженной учебной позы детей.

Ганс Сельс определил состояние напряжения организма как стресс-синдром, то есть явление стрессовой реакции. Также ученый выяснил следующее: реакция стресс-синдрома начинает осуществляется по одному и тому же пути, без разницы была ли она спровоцирована мышечными напряжениями или токсическим агентом (ядом). Этот факт демонстрирует, что стресс-синдром разворачивается по зафиксированной в эволюции биогенетической программе, которая способствует мобилизации всех нейромышечных ресурсов организма для совершения спасительного усилия-действия [1].

Стресс объясняется как психомоторная ловушка, а при письме ученики выполняют тонко координированные действий на фоне глубокой незрелости осуществляющих их систем.  Положение усугубляется если учащиеся выполняют задание н скорость в ограниченных временных рамках. Мобилизация нейромышечных систем сопровождается «коротким замыканием» в нервной энергетической цепи. В этом состоянии энергии нервной системы растрачивается «в никуда», происходит энергоинформационное «выгорание», которое вызывает нарушения в системах жизнеобеспечения. Г. Селье заметил, что увеличение щитовидной железы и истощение надпочечников являются проявлениями реакции стресс-напряжения. При частом истощении всех энергоинформационных потенциалов жизнеподдержания организм погибает [2].

Изучение стресс-напряжения учащихся, внешне проявляющиеся сгорбленностью, показало, что если детей с неоформленными произвольно-волевыми и координаторными способностями (речь, письмо, чтение и т. д.) принудительно в техническоскоростном режиме заставить учиться, то они оказываются в ситуации того же истощающего стресса, описанного Г. Селье. Кроме того, с каждым учебным годом стресс-напряженность и сгорбленность детей при обучении растёт.

Для анализа ситуации стресс-синдрома учащихся при выполнении тонко-координаторных актов был проведен ряд исследований. Объектом исследования выступали системы организма, в наибольшей степени реагирующие на стресс-синдром. Это межполушарные отношения мозга, [1].

Были изучены и последствия различных уровней стресснапряжений детей в учебном процессе на развитие основополагающих систем жизнеобеспечения (центральной и вегетативной нервной систем, сердечно-сосудистой системы, системы органов дыхания, качества телесного, психомоторного и духовно-психического развития и т. д.). Ниже кратко остановимся на некоторых выборочных результатах данных исследований [3].

Обратимся к исследованию, в котором участвовали учащиеся первого класса в количестве 35 человек. Было замечено, что мышечная напряженность при письме влияет на межполушарные отношения. Чем больше сжимались дети за партой и склонялись над учебниками, тем больше были замечены нарушения в кровоснабжении левого и правого полушария. Степень мышечной напряженности соответствовала степени межполушарной диссоциации. Мышечная напряженность детей выражалась напряженностью между левополушарной сферой (кодирующей чувственные сигналы в духовные) и правой (непосредственно воспринимающей чувственно-образный сценарий мира) [1].

Таким образом, глубоко проникающее нейромоторное стресс-напряжение, внешним выражением которого является согбенный учебно-динамический стереотип (СУДс) взывают психические расстройства. Внутренним содержанием внешней телесномышечной напряженности (согбенности) является вегетативное стресс-напряжение и, как следствие, угнетение и истощение нейровегетативных ритмов (энергоинформационных алгоритмов), подведенных под функционирование систем жизнеобеспечения, в том числе сердечно-сосудистой системы [2].

Малоподвижный образ жизни учащихся и проведение большего времени за партой сказывается на функционировании систем организма. Замечено, что дыхание становится менее глубоким из-за этого замедляется обмен веществ и возникает застой крови в нижних конечностях. Работоспособность и внимание учащихся снижается, нарушается координация движений. Кроме того, падает сопротивляемость организма простудным и инфекционным заболеваниям.


Библиографический список
  1. Базарный В. Ф. Дитя человеческое. Психофизиология развития и регресса. – М., 2009. – 328 с. – ISBN 978-5-904539-04-7
  2. Адаптация организма учащихся к учебным и физическим нагрузкам / под. ред. А.Г. Хрипковой и М.В. Антроповой. – М.: Просвещение, 1982.
  3. Алифанова Л.А. Влияние двигательной активности в процессе академического урока на здоровье и развитие школьников. // Педиатрия: журн. им. Г.Н. Сперанского. – 2002. – № 6.


Все статьи автора «candy»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: