Экономическое воспитание школьников даёт возможность им наиболее оптимально входить во взрослую жизнь. Экономическое воспитание должны осуществлять как школа, так и родители ребёнка. Главная цель экономического воспитания состоит в формировании у школьников экономической культуре, осознания особенностей экономической системы.
Н.П. Рябинина определяет экономическое воспитание в качестве педагогической работы, которая ориентирована на формирование у школьников экономического сознания и мышления [3].
В свою очередь, Г.Г. Габдуллин отмечает, что экономическое воспитание представляет собой целенаправленное и систематическое, целенаправленное воздействие социума на школьников в целях формирования знаний, умений и навыков в области экономики, некоторого образа экономического мышления, финансовой грамотности [1].
Посредством экономического воспитания происходит усвоение экономических понятий и представлений, знаний о развитии финансовых отношений, а также о действующей государственной экономике.
Крайне значимо, чтобы экономическое воспитание являлось всеобщим процессом, охватывающим категории и группы населения. При этом важный акцент необходимо ставить на формировании у школьников научного подхода к оценке социально-экономических проблем, самостоятельного мышления, сознательного отношения к деньгам. Необходимо, чтобы всё это соответствовало современным экономическим законам.
Экономическое воспитание необходимо начинать еще в раннем школьном возрасте, так как личность начинает формироваться и развиваться уже в достаточно ранние годы. Рачительность, организованность бережливость и иные значимые личностные качества человека нужно воспитывать уже у младших школьников. Следовательно, экономическое воспитание в школе должно быть целенаправленным и систематическим для того, чтобы в дальнейшем они могли осознавать значимость данного процесса.
Ключевая цель экономического воспитания состоит в раскрытии окружающего предметного мира материальных ценностей, и обучении соответствующей форме экономического поведения, которая поможет сохранить или приобрести эти предметные материальные ценности.
В настоящее время просматривается тенденция повышения требований к финансовой грамотности людей всех возрастов, а также всех слоёв населения. Для того, чтобы ребёнок в будущем смог разбираться в достаточно трудных экономических процессах, необходимо начинать работать в этом направлении как можно раньше.
Л.М. Дергачева отмечает, что результат экономического воспитания проявляется непосредственным образом в правильном отношении школьников к трудовой деятельности, в их поведении при разрешении проблем расходования каких-либо материальных ресурсов [2].
Ребёнок благодаря правильному экономическому воспитанию понимает, что зависимость благосостояния напрямую зависит от качества трудовой деятельности. Помимо этого, ребёнок учится распределять своё рабочее время, оптимально измерять его и тратить, осуществлять организацию собственного рабочего места. Школьники овладевают различными приёмами и методами, которые, в итоге, во много раз повышают качество трудовой деятельности. Основы экономики представляют собой ключевую часть культуры, без которой в современных реалиях будет очень тяжело. Необходимо, чтобы все школьники знали и понимали эти основы, а также обладали базовым набором экономических умений и навыков.
Экономическое воспитание помогает ребёнку осознать значение для человека природных ресурсов, и проникнуться разумным бережным отношением к окружающей среде. Ребёнок получает правильные представления о том, какая может быть собственность, о карманных деньгах и их рациональном расходовании, о доходах и расходах семьи, о стоимости имущества учебного заведения, книг, расходов на ремонт образовательной организации и оборудования.
Детям нужно постоянно объяснять, почему деньги необходимо тратить именно таким образом. Важен процесс обсуждения покупок. Здесь возможные варианты, обсуждение соотношения стоимости и качества приобретаемой вещи, её влияния на связь с друзьями, например, при покупке мяча дети могут играть в него вместе. Это приучает детей к возможности экономического выбора, а значит, приучает его к существующей финансовой альтернативе. Необходимо советоваться с детьми и при совместных приобретениях, особенно если они делаются для них. Польза в данном случае двойная: можно увидеть, как мыслят дети, что для них означает успешная покупка и получить взгляд непосредственно с их стороны.
Библиографический список
- Габдуллин Г.Г. Перестройка школы: проблемы управления. – Казань: Татарское кн. Изд-во, 1990. – С. 42.
- Дергачева Л.М. Решение задач с экономическим содержанием на уроках информатики // Информатика [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://out-of-school.area7.ru/?m=4940
- Рябинина Н.П. Педагогические условия экономического воспитания учащихся старших классов: дис. … канд. пед. наук / Н.П. Рябинина. – Челябинск, 1984.
Количество просмотров публикации: Please wait