АГРАММАТИЗМЫ В РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Тимошина Марина Николаевна
Томский государственный педагогический университет
магистр факультета психолого-педагогического и специального образования, кафедры дефектологии

Аннотация
В данной статье рассматривается проблема аграмматизмов в речи у обучающихся начальной школы с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Тимошина М.Н. Аграмматизмы в речи обучающихся начальной школы с ограниченными возможностями здоровья // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/05/45822 (дата обращения: 21.02.2024).

Проблема развития речи является чрезвычайно актуальной, потому что правильная грамотная речь имеет очень большое значение для развития познавательной деятельности ребёнка, его социализации в обществе и конечно это необходимое условие для успешного освоения школьной программы.

К сожалению, на сегодняшний день, из года в год растет количество детей, у которых уровень речевого развития намного отстает от возрастной нормы. Дети с трудом осваивают родной язык, в речи имеются частые, регулярные ошибки специфического характера.

Нарушение грамматического строя речи является часто встречающейся, актуальной проблемой обучающихся начальной школы с ограниченными возможностями здоровья.

Проблемой нарушения грамматического стоя речи занимались И. Н Ефименкова, А.Н. Корнев, В. И. Лалаева, Р.Е. Левина, И.Н. Садовникова, А. В. Спирова, Т. В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова и многие другие.

Одним из основных признаков нарушения грамматического стоя речи является наличие в ней аграмматизмов – стойких специфических ошибок в речи, которые наблюдаются в течении длительного времени, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в порождении речевого высказывания. Характеризуется неправильным словообразованием, словоизменением по родам, падежам, числам, нарушением согласовывания и управления слов в предложении, неточностью выражений мыслей, недостаточной связностью изложения.

В основе расстройства лежит перинатальное, ранее постнатальное повреждение, функциональная незрелость областей головного мозга, локализованное в зоне сильвиевой борозды, отвечающих за устную и письменную речь, а также нарушениями и изменениями периферической части слухового анализатора.  Это обуславливает обедненный лексический запас, несформированность грамматической системы родного языка, в частности морфологических и синтаксических обобщений.

Современная психолингвистическая теория патогенеза механизма появления аграмматизма в речи объясняется, как следствие нарушения внутреннего программирования и грамматического оформления речевого высказывания.

Нейропсихологический подход объясняет наличие аграмматизма, с позиции нарушения мозговой организации речевой деятельности: контроля и регуляции письма (лобные доли), различия грамматических форм на слух (височные доли), составления и понимания логико- грамматических конструкций (теменно-затылочные доли).

Аграмматизм характерен для раннего периода речевого развития, а также лиц с общим недоразвитием речи, интеллектуальной недостаточностью, нарушениями слуха. Отдельная группа -дети -билингвы.

Также, у детей, имеющих предпосылки к появлению аграмматизмов в речи, нередко диагностируется синдром гиперактивности и дефицита внимания, недостаточное развитие мелкой моторики, школьная незрелость.

Аграмматизм в речи у обучающихся начальной школы начинает фиксироваться с 3 класса, хотя предпосылки к их возникновению ещё заметны в дошкольном периоде. Особенно ярко аграмматизм проявляется, когда происходит переход от фонематического к морфемному принципу, когда обучающийся, уже полноценно овладевший грамотой, приступает к изучению грамматических правил.

Грамматические ошибки, могут допускаться в словах, словосочетаниях, предложениях и в связной речи в целом.

У обучающихся начальной школы аграмматизм чаще всего проявляется в замене приставок и суффиксов, в нарушении падежных окончаний, когда идет согласование слов в словосочетании и предложении, в нарушении предложных конструкций, когда используется неверный предлог для сочетания слов в словосочетании либо предложении, ошибки изменения падежа местоимений, изменение числа существительных, нарушение согласования существительных с прилагательным.

По данным исследований в области логопедии, предпосылки к развитию аграмматизмов в речи выявляется у половины обучающихся начальной школы. Аграмматизм в речиносит стойкий системный характер, самостоятельно без коррекционных занятий не проходит, поэтому логопедическая работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта.

Поиск оптимальных путей коррекции аграмматизмов в речи обучающихся начальной школы с ограниченным возможностями здоровья, остается одной из актуальных задач логопедии, так это основная категория детей имеющая аграмматизмы в речи.

При составлении коррекционной работы я учитываю психофизиологические особенности обучающихся начальной школы с ограниченным возможностями здоровья. Данная категория детей имеет недоразвитие определенных структур и физиологических систем, и сроков их формирования. Основной вид деятельности обучающихся не соответствует возрастным нормам. Дети учебной деятельности, предпочитают игровую.

Внимаю специалистов предлагается разрабатывать коррекционные логопедические занятия, предназначенные для работы с детьми младшего школьного возраста имеющими аграмматизмы в речи с имитацией игровой деятельности. Мотивацией к логопедическим занятиям рекомендую представлять упражнения в виде увлекательных, игровых заданий, загадок, сказок, логических задач, не ассоциирующиеся у детей конкретно с учебной деятельностью.

Коррекционные занятия, в большинстве случаев, проводятся во внеурочное время после основных школьных уроков. Учитывая психофизиологические особенности обучающихся начальной школы с ограниченными возможностями здоровья, предлагая им игровую деятельность взамен учебной, большинство с вдохновением приступает к выполнению заданий и не предпочитает пропускать логопедические занятия.

Основной задачей при устранении аграмматизмов в речи будет формирование общих представлений о морфемном составе слова, а также о синтаксической структуре предложения. Коррекционная работа проводится в три этапа: формирование построения связных высказываний, формирование простых и продуктивных по семантике форм, закрепление навыков словообразования.

Главные направления работы, при этом должны соответствовать основным принципам логопедии: своевременное выявление, предупреждение и преодоление аграмматизмов в речи, не допуская их перехода, осложняющего учебно-познавательную деятельность обучающихся, на последующие этапы обучения.


Библиографический список
  1. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников : Учебно – методическое пособие / Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. – Санкт – Петербург : Союз, 2003. – 224 с. ISBN 94033-034-7
  2. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда /  Е.В. Мазанова. 2-е изд., испр. – Москва : ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2020 . – 128 с. – ISBN 978-5-00160-123-4


Все статьи автора «Тимошина Марина Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: