ВОЗМОЖНОСТИ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Килина Екатерина Константиновна
Томский государственный университет

Аннотация
Актуальность статьи заключается в том факте, что ведение детей с ОНР нуждается в разработке специализированных методик, которые могли бы способствовать устранению нарушений речи, их физическому развитию личности. Выявлено, что комплексные коррекционные методики не позволяют сформировать у ребенка полноценного телесного и чувственного осознания своего тела, умения произвольно управлять им. Доказывается, что здесь нужно использование телесно-ориентированных технологий обучения. Сделан вывод, что сегодня необходима оптимизация коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ОНР, на основе систематического сочетания традиционных методик с элементами телесно-ориентированных практик.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Килина Е.К. Возможности телесно-ориентированных технологий в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/05/45557 (дата обращения: 22.02.2024).

В первую очередь, необходимо отметить, что дошкольный возраст является наиболее важным в формировании двигательных навыков и физических качеств. В данном возрасте завершается дифференцировка центров ассоциативных зон. интенсивно созревает мозжечок, подкорковые образования, кора полушарий, улучшается механизм сопоставления слова с воспринимаемой действительностью, улучшается способность к анализу движений сверстников, самоанализу, самоконтролю, проявляется стремление удовлетворить свои биологические потребности в активных движениях[1].

Одной из актуальных задач организации работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (далее: ОНР), является учет всего комплекса их соматических проблем для направленной разработки коррекционно-воспитательных программ в условиях дошкольных учреждений. Дети с подобным диагнозом нуждаются в разработке специализированных методик, которые могли бы способствовать устранению нарушений речи, их физическому развитию личности[2].

Именно поэтому столь актуальна тема данной статьи, заключающаяся в исследовании возможностей телесно-ориентированных технологий в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Нужно сказать, что комплексные коррекционные методики, направленные на устранение ОНР, ориентированы на развитие мимики и общей моторики детей, совершенствование двигательных навыков, непосредственно связанных с умением произвольно управлять своим телом и, соответственно, речевой функцией[3]. Однако, ни одна из них в полной мере не позволяет сформировать у ребенка телесного и чувственного осознания своего тела, умения произвольно управлять им и, тем самым, осознать возможность самостоятельного устранения нарушений своей речи[4].

Этот ключевой компонент коррекции представлен в телесно-ориентированных практиках. Они, имея физиологическую основу, реализуются в процессе непосредственной работы со своим телом через постановку ритма и глубины дыхания, активную и пассивную манипуляцию мышцами и суставами, движением и голосоведением, устранением телесных напряжений. Данные практики ведут к осознанию своих проблем в виде их телесных аналогов, способствуют установлению невербальных контактов. улучшению психологического самочувствия при взаимодействии с другими людьми[5].

С.В. Дмитриев утверждает, что телесно-двигательная ориентация представляет собой единство социально и индивидуально обусловленных процессов образовательно обучающего развития личности и адаптивно-коррекционного обучения инвалида. При этом акцент ставится не на «агента коррекционного воздействия», а на создание эстраперсонального пространства – совместного с ним бытия («диалог сознаний») и взаимообогащающего общения (сотворчества)[6].

В другой публикации ученый уверяет, что «телесноориентированный» педагог должен научить «ощущать свое тело» (действовать в координатах тела) и «владеть своим телом» (действовать в координатах предметной среды). По сути дела, говорится о реализации ризосоматического функционирования, в котором телесный орган сливается с собственной функцией и определяет ее. Возникает своего рода «психосоматический гештальт» (согласно G.Deleuze, F.Guattari) – центрация Я-деятеля в собственном теле и осязаемого тела в субъекте действия[7].

Именно телесно-ориентированные технологии обучения особенно важны для разработки методов психолого-педагогической реабилитации, с помощью которых достигается направленное воздействие на тело, познавательные и управленческие способности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, то есть, имеющих нервно-психические и биомоторные нарушения.

Таким образом, можно констатировать, что сегодня необходима оптимизация коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ОНР, на основе систематического сочетания традиционных методик с элементами телесно-ориентированных практик.

Они способствуют формированию у дошкольников положительной мотивации к работе с собственным телом и адекватной самооценке; развитию координации, переключаемости и пластичности движений; формированию произвольного управления процессом дыхания; обеспечения согласования речи с активным движением.


Библиографический список
  1. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М.: Педагогика, 1973.
  2. Солтыс И.В. Использование телесно ориентированных технологий в преодолении речевых нарушений дошкольников // Образование и наука в России и за рубежом. – 2020. – №7(71). – С. 87.
  3. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Д.: Феникс, 2001.
  4. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения со. метод, рекомендаций / Сост. В.П. Балобанова и др. – СПб.: Детство-Пресс. 2001.
  5. Склярова Н.А. Телесно-ориентированные технологии в коррекции общего недоразвития речи и гиперреактивности дошкольников // Научный результат. – 2016. – №2. – С. 42.
  6. Дмитриев С.В., Дмитриева О.С. Что важнее для педагога знать теорию и технологию инклюзивного образования или быть теоретиком, исследователем, технологом, дидактом, экспертом в адаптивной педагогике? // Традиции и новации в дошкольном образовании. – 2019. – №2(10). – С.77.
  7. Дмитриев С.В. Биомеханика спорта: от «живых движений» к овладению действием // Вестник института образования человека. – 2019. – №1. – С. 22.


Все статьи автора «Килина Екатерина Константиновна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: