Развитие понимания квазипространственных представлений является одной из проблем современной логопедии. Недостаточность сформированности пространственных и так называемых квазипространственных представлений напрямую влияет на уровень актуального речевого и интеллектуального развития ребенка, феноменологически проявляясь в нарушениях графической деятельности, чтения, письма, сформированности математических операций, нарушениях различных видов мышления (в первую очередь абстрактно-логического компонента речемыслительной деятельности).
В понимание квазипространственных представлений вовлечены разные участки коры больших полушарий головного мозга и разные компоненты психической деятельности.
Нейропсихологическая диагностика представляет собой исследование психических процессов с помощью набора специальных проб. Возможность такой диагностики обследования ребенка определяется ее теоретической базой. В нейропсихологии высшие психические функции человека рассматриваются как системные образования, состоящие из набора компонентов, каждый из которых опирается на работу определенного участка мозга и вносит в работу системы свой специфический вклад. Соответственно, отставание в развитии одного из компонентов влечет за собой системные изменения и компенсаторные перестройки в работе всей системы. Комплексный характер картины актуального развития психических функций ребенка вызывает потребность в синдромном анализе дефекта, т. е. в выявлении первичного дефекта, его вторичных следствий и третичных перестроек.
Решающую роль для выполнения психологических операций, скрытых за пониманием логико-грамматических отношений, играют мозговые аппараты, обеспечивающие пространственный или квазипространственный синтез. Такими аппаратами являются области третичных, теменно-височнозатылочных отделов левого полушария [7].
В нейропсихологическом направлении исследования трудностей понимания логико-грамматических отношений у детей в центре внимания оказываются фундаментальные теоретические положения А. Р. Лурии о системном строении высших психических функций [6]. В соответствии с этим сложные процессы формирования высказываний (кодирования) и понимания высказываний (декодирования) осуществляются совместной работой аппаратов мозга, каждый из которых играет свою собственную, специальную, роль, вносит особый вклад в построение целостной функциональной системы порождения и производства речи.
Наряду с этим в работах Т. В. Ахутиной, Л. С. Цветковой, Ж. М. Глозман, А. Н. Семенович показано, что в формировании импрессивной речи принимают участии функции переработки слуховой, кинестетической, зрительной и зрительно-пространственной информации, серийной организации движений, функции программирования и контроля деятельности, а также избирательной активации [1; 7; 10; 11].
Данные теоретические положения определили логику нейропсихологической диагностики квазипространственных представлений у дошкольников с ОНР III уровня.
Методика исследования понимания квазипространственных представлений А. В. Семенович позволило обнаружить стойкие нарушения процесса понимания у дошкольников с ОНР III уровня квазипространственных представлений. Результаты данной методики представлены в Таблице 1.
Таблица 1. Результаты методики А.В. Семенович
Уровни развития |
Понимание логико-грамматических конструкций |
|
чел. |
% |
|
высокий уровень |
– |
– |
средний уровень |
6 |
30 |
уровень ниже среднего |
9 |
45 |
низкий уровень |
5 |
25 |
Результаты проведения методики свидетельствуют о том, что у старших дошкольников с ОНР III уровня преобладает уровень ниже среднего понимания «квазипространственных» конструкций – 9 чел. (45%).
Средний уровень понимания логико-грамматических конструкций по методике А.В. Семенович наблюдался у 6 испытуемых (30%) и низкий уровень – у 5 чел. (25%).
Высокий уровень понимания «квазипространственных» конструкций дошкольниками с ОНР III уровня на констатирующем этапе эксперимента не выявлен.
Наглядно результаты методики А.В. Семенович представлены на Рисунке 1.
Рисунок 1. Результаты методики А.В. Семенович
Таким образом, результаты нейропсихологической диагностики свидетельствуют о том, что у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня преобладает уровень развития квазипространственных представлений ниже среднего.
Пространственное восприятие в случае нарушения речевого развития своеобразно и воздействует на смысловое понимание логико-грамматических конструкций.
На текущий момент выявление особенностей развития квазипространственных представлений у детей, имеющих различные патологические нарушения, с целью их дальнейшей коррекции все чаще опирается на междисциплинарный подход. Отдельно можно выделить нейропсихологическую диагностику, к которой обращаются для определения уровня функциональной зрелости различных структур мозга. По результатам анализа тестирования ученые выносят предположения о специфике проявления у детей функциональных нарушений в работе мозга в отличие от взрослых.
Нарушения речи у детей при условии ранней диагностики и проведения коррекционных мероприятий вполне способны освоить все уровни пространственной ориентировки, которая является необходимым условием последующего успешного усвоения школьной программы. Своевременная диагностика нарушений пространственных представлений и понимания логико-грамматических структур у детей дошкольного возраста способствует их коррекции и препятствует формированию выраженных и стойких расстройств письменной речи (дислексии и дисграфии), нарушений счета.
Данные, полученные в ходе нейропсихологической диагностики, свидетельствуют о том, что понимание квазипространственных представлений затруднено для старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Библиографический список
- Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. СПб.: Питер, 2008.
- Елецкая О.В. Уточнение и обогащение пространственно-временных представлений у детей с нарушениями речи / О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачёвская // Логопед. – 2005. – №2. – С. 42-46.
- Иншакова О.Б. Пространственно-временные представления: учебно-методическое пособие / О.Б. Иншакова, А. М. Колесникова. – Москва: В. Секачев, 2016. – 80 с.
- Левина Р.Е. Характеристика общего недоразвития речи у детей / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина. – Москва: Просвещение, 2019. – 159 с.
- Левина Р. Е. Нарушения речи и письма у детей: избр. тр. М.: Изд-во АРКТИ, 2005.
- Лурия А. Р. Высшие корковые функции. – М., 1969.
- Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: Изд. центр «Академия», 2002.
- Сиротюк А.С. Закономерности развития пространственных представлений в детском возрасте / А.С. Сиротюк // Кафедра. – 2008. – № 4. – С. 4-8.
- Филичева Т.Б. Содержание логопедической работы с детьми при общем недоразвитии речи / Т.Б. Филичева // Логопедия. Методическое наследие: пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой. – Москва: ВЛАДОС, 2013. – С. 221-279.
- Цветкова Л. С. Нейропсихология и афазия: новый подход. М. ; Воронеж : Изд-во НПО «Модек», 2001.
- Цветкова Л. С., Глозман Ж. М. Взаимоотношения психологического и грамматического аспектов речи при афазии // Вопр. психологии. 1979. № 6. С. 105–109.
- Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет / Н.С. Четверушина. – Москва: Гном Пресс, 2013. 48 с.
Количество просмотров публикации: Please wait