Не секрет, что ключевая задача современной школы состоит непосредственно в воспитании подрастающего поколения. В этой связи также существует потребность в совершенствовании воспитательного процесса, в частности, в формировании у школьников гражданских патриотических ценностей.
Е.К. Иванова и И.А. Чемерилова определяют гражданско-патриотическое воспитание в качестве целенаправленного, нравственно обусловленного процесса подготовки школьников к жизни в условиях современного социума к трудовой деятельности, участию в управлении общественно значимыми делами, реализации ключевых прав и обязанностей, развитию собственных личностных возможностей и способностей [2].
В.С. Шилова считает, что гражданско-патриотическое воспитание представляет собой нравственный процесс подготовки молодого поколения, ориентированный на формирование у школьников качеств патриота своей страны и законопослушного гражданина. Для формирования патриотичной личности большое значение имеет общеобразовательная организация. Наиболее приемлемым возрастом для старта гражданско-патриотического воспитания учащихся является именно школьный возраст, потому что в данный период происходит самоутверждение ребёнка, его активное вовлечение в социальную жизнь [3].
За последние годы в нашей стране было предпринято множество усилий по улучшению и развитию системы гражданско-патриотического воспитания детей в общеобразовательных организациях. В Национальной доктрине образования в РФ в качестве одной из ключевых задач отмечается воспитание патриотов России, которые должны быть способны к социализации в условиях гражданского общества, уважать права и свободы личности, и обладать высокой моралью и нравственностью.
Школа представляет собой место, которое непосредственным образом принимает активное участие в гражданско-патриотическом воспитании детей. Детство и юношество являются крайне благоприятными этапами для привития патриотических ценностей, любви в своей отчизне. Патриотизм представляет собой нравственный и политический принцип, чувство общественности, содержанием которого является любовь к родине и готовность пожертвовать своими интересами ради интересов собственной страны.
Патриотизм формируется в рамках учебно-воспитательного процесса в школе. Формирование патриотизма осуществляется на учебных занятиях, а также в процессе различных форм внеклассной деятельности посредством создания таких ситуаций, в которых школьники переживают чувства любви и гордости за свою Родину.
А.Н. Вырщиков и М.Б. Кусмарцев выделяют следующие цели гражданско-патриотического воспитания в школе:
- обучение государственной терминологии, символам РФ;
- повышение уровня духовно-нравственного развития;
- развитие института детского самоуправления;
- воспитание у учащихся любви и уважения к своей родине, стране, а также к народным героям;
- уважение к исторической памяти поколений;
- формирование у школьников чувства ответственности за будущее страны и государства;
- изучение истории родного края [1].
Реализация гражданско-патриотического воспитания учащихся школы осуществляется учителями истории, вожатыми, а также педагогами-организаторами. Например, необходимо, чтобы вожатый создавал условия, позволяющие школьникам проявить свою гражданскую и нравственную позицию, реализовать свои идеи, и конечно же с интересом изучать историю страны и родного края.
Таким образом, организация гражданско – патриотического воспитания школьников представляет собой путь к духовному возрождению социального общества, будущих поколений страны, восстановлению величия нашей страны. Осуществление гражданско-патриотического воспитания школьников пробуждает в ребёнке любовь к Родине, к её народным героям, развивают в нём интерес и окружающему миру, а также воспитывают в нём стремление сделать мир счастливее и лучше. Всё это возможно только при совместной воспитательной деятельности вожатых и педагогов-организаторов в школе.
Библиографический список
- Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе / Монография. Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. 172 с.
- Иванова Е.К., Чемерилова И.А. Система патриотического воспитания и развития гражданственности: исторический аспект // Закономерности и тенденции развития науки в современном обществе: сборник статей Межд. Науч-практ. конф. (5 декабря 2015 г.Уфа)./в 5 ч. Ч 4. Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С.107.
- Шилова В.С. Патриотическое воспитание студентов: сущность, цели и задачи // Научный результат. Серия «Педагогика и психология образования». 2015. №1 (3). [Электронный ресурс].