ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Афанасьева Ксения Михайловна
Томский государственный педагогический университет
студент-магистрант, факультет психологии и специального образования

Аннотация
В данной статье проводится анализ и краткое описание диагностических методик и критериев оценивания словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Составлена сравнительная таблица десяти диагностических методик различных отечественных авторов.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Афанасьева К.М. Диагностические методики и критерии оценивания словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/05/44978 (дата обращения: 21.02.2024).

Речь, по Лалаевой Р.И., является сложнейшим физиологическим, психическим, мыслительным, языковым, сенсомоторным процессом, в котором соединены элементарные и высокоорганизованные уровни. И именно поэтому, речь и ее нарушения изучают ученые разных направлений и специальностей: из медицины, психологи, лингвисты, из психолингвистики и другие [1, с.5]. И соответственно диагностических методик такое же множество.

Рассмотрим несколько диагностических методик от разных авторов:

  1. Акименко, В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями;
  2. Борисенко, М.Г., Лукина, Н.А. Диагностика развития ребенка. Практическое руководство по тестированию. 5-7 лет;
  3. Волкова, Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей;
  4. Волковская, Т.Н. Иллюстрированная методика логопедического обследования;
  5. Глухов, В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи;
  6. 3aйцевa, Е. C., Шептyнoвa, B. К. Тестовая методика обследования речи у детей в возрасте 4-7 лет;
  7. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда. Коррекционная педагогика;
  8. Кабанова, Т.В., Домнина, О.В. Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями;
  9. Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей;
  10. Нищева, Н.В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (от 4-7 лет).

Долганова Ю.С., при анализе четырех диагностических методик, использовала сравнительную таблицу [2, с.2]. Сравнительные характеристики наших методик можно также представить в виде таблицы:

Таблица 1. Характеристики диагностических методик словарного запаса детей старшего дошкольного возраста

№ п/п Авторы методик

Характеристика методик

Количество заданий

Наглядный материал

Вид оценивания

Используемые методы, кроме наглядного

Выбранное задание

1 Акименко В.М. 11 - балл

уровень

Словесный, предметный Исследование глагольного словаря: Что ты делаешь в течении дня? Как ты передвигаешься? И т.д.
2 Борисенко М.Г., Лукина Н.А. 12 + бедный, средний и богатый сл. запас Словесный Поиграем со словом: Ребенку предлагается придумать новое слово из предложенного – заяц (зайчик, зайчонок, зайчиха и т.д.)
3 Волкова Г.А. 5 - объем и качество словаря Словесный Закончить предложение определенным словом из числа данных. Слова для выбора подбираются либо по смысловой, либо по звуковой близости. Например, стало…, сирень начала … (слова для выбора: расцветать, рассветать)
4 Волковская Т.Н. 14 + объем и качество словаря Игровой, словесный Кто как голос подает?

Ребенку предлагается рассказать какие звуки произносят разные животные:

петух (кукарекает), кошка (мяукает), и т.д.

5 Глухов В.П. 8 + балл

уровень

Словесный Ребенку дается задание прослушать и пересказать сказку (Репка, Теремок и др.)
6 3aйцевa Е. C., Шептyнoвa B.К. 13 + балл Словесный игровой Ребенку предлагается посмотреть на картинки, назвать предметы и их форму.
7

Иншакова О.Б.

8 + объем и качество словаря Словесный Ребенку предлагается назвать слово по описанию действия: где живет скворец? где смотрят спектакли? и т.д.
8

Кабанова Т.В., Домнина О.В.

8 - балл Словесный Ребенку предлагается сказать слова в уменьшительно-ласкательном употреблении
9 Лалаева Р.И. 8 - балл

уровень

Словесный Ребенку предлагается рассмотреть картинку и ответить на вопросы логопеда: Куда пришли ребята? Кого (что) дети увидели в лесу? и т.д.
10 Нищева Н.В. 15 + объем и качество словаря Словесный Ребенок по просьбе логопеда показывает отдельные предметы и части предметов

Акименко В.М., в своем методическом пособии, предлагает деление речевых нарушений на 5 уровней, где первый уровень характеризует самые сильные нарушения, а 5 уровень – норма развития всех речевых, фонетико-фонематических и грамматических функций. Она, при написании своей методики обследования, пользовалась рекомендациями разных известных авторов, таких как: Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Филичева Т.Б. и др. [3, с.3].

В данном методическом пособии для каждого раздела обследования разработана таблица, в которую удобно заносить результаты тестирования ребенка, что в дальнейшем упрощает работу логопеду в написании заключения обследования.

Акименко В.М., при обследовании понимания речи (пассивного словаря), предлагает не только показать называемые предметы, но и совершить какие-либо действия с данными предметами (посади куклу, мишку). Для понимания грамматических форм, ею предложено, различить единственное и множественное число предметов (стол-столы, дом-дома и т.д.). Для исследования предложно-падежных конструкций ребенку предлагается совершить различные действия: «Возьми линейку с пенала, из пенала, из-под пенала». При обследовании уменьшительно ласкательных форм предлагается указать где на картинке дом-домик, стул-стульчик и т.д. Также в ее обследовании, представлено исследование дифференциации глаголов с приставками: шел-вышел-отошел-ушел-перешел и т.д. В последнем задании, понимания сочетаний и простых предложений, логопед должен предложить ребенку показать ключом карандаш, и наоборот карандашом ключ, указать где хозяин собаки, или где собака хозяина и т.д. [3, с.45-47].

Далее для обследования лексики предложено 5 заданий. В исследовании существительных, ребенку необходимо назвать предметы, части предметов, профессии, формы предметов. Во втором задании ребенку предлагается назвать слово обобщение по картинкам (обувь, одежда и т.д.). По глагольному словарю требуется назвать что делает ребенок в течении дня, как передвигается, кто какие звуки издает, кто что делает (по профессиям) и т.д. В исследовании прилагательных необходимо назвать цвета. В последнем задании нужно подобрать антонимы к предлагаемым словам [3, с.47-49].

Борисенко М.Г., Лукина Н.А. для обследования ребенка дошкольника, предлагают максимально подготовить обстановку: настроить тишину, использовать только знакомое место, помещение, не проводить диагностику при посторонних. Во время диагностики не повышать тон своей речи, исключить многословие, не отрывать ребенка от игры, если он увлекся, постараться понять какая конструкция диагностики лучше подойдет для тестирования (устная, устно-картинная, безречевая и т.д.). В случае утомления ребенка занятие предлагают прерывать. Независимо от созданных условий необходимо провести тестирование, и получить все необходимые результаты для заключения [4, с.3].

Борисенко М.Г. и Лукина Н.А., в своем методическом пособии, оценивают ответы ребенка светофорными цветами, где зеленый – отсутствие ошибок или случайные ошибки, и соответственно это оценивается как богатый словарный запас, желтый – слабо выраженные нарушения или нарушения средней степени, этому цвету соответствует средний словарный запас, и красный – грубые нарушения, и соответственно бедный словарный запас [4, с.23].

В первом задании ребенку предлагается ответить на вопросы: «Почему люди держат этих животных? И какая от них польза?». Ребенку называют различных домашних животных. Во втором задании необходимо указать кто где, проверяется понимание речи и различения звуков (мышка – мишка). В третьем задании необходимо не только показать, но и рассказать, что нарисовано на картинке, а также найти рисунки начинающие с конкретного звука. В четвертом задании картинки, по которым ребенку предлагается показать предметы по ряду вопросов, и рассказать, что происходит на картинке, также с помощью вспомогательных вопросов. Пятое задание направлено на обобщение. В шестом задании определение действий по профессиям. В седьмом задании также проверяются знания глаголов, но уже задание более сложное, ребенку необходимо вставить по озвученному тексту пропущенное слово. В восьмом задании проверка предложно-падежных конструкций. В девятом – проверяются числительные. В следующем задании ребенку необходимо по сюжетной картинке составить рассказ. В одиннадцатом задании проверка прилагательных (вкусовые качества фруктов, овощей и пр.). В последнем задании, на исследование словаря – словообразование с помощью различных суффиксов (заяц – зайчик, зайчонок и т.д.) [4, с.23-46].

Данная методика хороша в подробной инструкции как для начинающего логопеда, так и для опытного, как памятка в подготовке к тестированию.

Волкова Г.А., в своем методическом пособии, при исследовании словарного состава словаря ребенка, предлагает для проверки существительных (называния предметов), глаголов и пр., каждому логопеду проводить самостоятельную подборку дидактического материала. Методика Волковой Г.А. не имеет особо резких отличительных особенностей от других авторов. Она предлагает подбирать картинный или предметный материал так, чтобы одна и та же картинка (кукла, игрушка и т.д.) могла быть использована в тестировании и существительных, и глаголов, и обобщений, и пр. [5, с.18].

В методике Волковой Г.А. всего пять заданий:

  1. Задание на обобщение;
  2. Называние предметов;
  3. Дополнение тематического ряда в словесной форме;
  4. Подбор слова по звуковой или смысловой близости;
  5. Проверка глагольного словаря по картинкам.

Данная методика не позволяет провести полноценную диагностику словарного запаса в отдельном формате, так как Волкова Г.А. предлагает обращать внимание на остальные части речи лишь поверхностно, в процессе проведения данных заданий.

У Волковской Т.Н., в методическом пособии с картинным материалом, следующие задания: называние предметов и его частей, называние сходных предметов, обобщение, времена года, профессии, называние редко употребляемых слов (табурет, рельсы, шпалы, и т.д.), прилагательные (цвета), формы, качественные прилагательные (сахар сладкий, еж колючий и т.д.), антонимы, синонимы, глаголы, приставочные глаголы (ехал, уехал, съехал и т.д.), время суток, наречия [6, с.29-45].

Данная методика хороша более глубоким тестированием, здесь больше охвачено разных сторон словаря, что может позволить сделать более четкое и правильное логопедическое заключение.

Глухов В.П. предлагает проводить обследование речи детей в процессе игровой, обиходно-бытовой и учебной деятельности. Иными словами, проводить диагностику не напрямую, а незаметно для ребенка. Недостаток такой диагностики – это более длительное время для ее реализации [7, с.3].

Основное внимание, Глухов В.П., предлагает обращать на наличие и сформированности у детей навыков фразовой речи и на особенности речевого поведения [7, с.4].

В его заданиях есть такие, как: рассказать, что нарисовано на картинке (действия), составить предложение по картинкам, пересказ знакомой сказки (Теремок, Колобок и т.д.), составить рассказ по сюжетным картинкам, составить рассказ на личном опыте, составить описательный рассказ по плану с вопросами, закончить рассказ по кульминационной картинке [7, с.15-18].

Методическое пособие по диагностике Зайцевой Е.С. и Шептуновой В.К. имеет набор из тринадцати заданий, которые направлены на исследование пассивного и активного словарей. Задания к исследованию импрессивной речи включают в себя такие задания, как: понимание и показывание предметов на картинке, единственного и множественного числа, а также различных предлогов, предметов меньшего и большего размера с помощью суффиксов, и понимание ребенком словосочетаний и предложений, текстов с последующими вопросами по нему. В заданиях к исследованию экспрессивной речи есть такие задания, как: называние предметов по картинкам, с просьбой дополнить свой вариант словесно, обобщающие значения, части предметов, глаголы-действия животных, прилагательные цвета, формы, антонимы, подбор прилагательных к существительным, образование множественного числа [8, с.12-16].

Альбом для обследования речи, у Иншаковой О.Б., содержит разнообразные цветные картинки и инструкции для их использования. Для исследования словаря она предлагает следующие задания: имена существительные проверять называнием предметов, их частей, обобщающих слов по общим признакам, малознакомых предметов, по словесному описанию, близкие по значению слова; глаголы проверять называнием характерных действий для предметов с картинки, подобрать близкие по значению названия действий; имена прилагательные проверять подбором антонимов (белый-черный); качественные прилагательные проверять знанием форм, расцветок. и их оттенков, вкусовых качеств фруктов, овощей, качества различных предметов или частей тела животных (хвост у белки – пушистый, чай в чайнике – горячий и т.д.); относительные прилагательные проверять называнием словосочетаний предметов и из чего они сделаны (шкаф – деревянный), или предмет по назначению (фонарь – карманный), или какой лист с какого дерева (лист – дубовый, кленовый), или по временам года дни бывают зимними, осенними и т.д., или определить чей хвост нарисован на картинке; наречия проверять названием как происходят некоторые действия (как светит солнышко – ярко), разного времени суток по вопросам логопеда (когда дети идут в сад – утром); имена числительные проверять подсчетом вслух нарисованных предметов на картинке, или называнием порядковых номеров выстроенных в ряд героев сказки репка; местоимения проверять составлением не большого рассказа по примеру логопеда с сопровождением картинки, заменяя слово «девочка» на «она», а слово «дети» на «они» [9, с.4-5].

В данной методике хорошо подобран речевой материал, сами задания обширны и интересны, но картинки не менялись сравнительно долгое время и нуждаются в обновлении.

Кабанова Т.В., Домнина О.В., в своем методическом пособии, предлагают комплексное обследование детей от 3 до 6 лет оценивать по бальной системе и отображать графически на оси координат [10, с.3-7].

Задания на исследование словаря и навыков словообразования содержат восемь заданий: называние частей тела, называние предметов и их частей, называние профессий, называние различных действий животных и людей (глагольный словарь), называние цвета, формы, качеств предметов (прилагательные), называние существительных в уменьшительно-ласкательной форме, называние детенышей зверей, называние приставочных глаголов [10, с.36-37].

Лалаева Р.И., в написании своего методического пособия, опиралась на исследования таких авторов, как Т.В. Ахутина, А.Р. Лурия, Н.В. Серебрякова, Е.Ф. Соботович и др. В своих заданиях на обследование диалогической речи она предлагает использовать сюжетные картинки в виде серий, по которым удобно составлять рассказ, или отвечать на вопросы логопеда. Также она предлагает давать задания без опоры на картинки, такие как пересказ короткого текста. При обследовании активного и пассивного словарей предлагаются следующие задания: называние существительных по темам семья, животные, птицы, рыбы, и пр.; называние прилагательных по темам цвета, вес, сила, и т.д.; называние глаголов по темам действий, передвижений, издавания звуков, и т.п.; называние наречий; показывание предметов и их частей. При проверке называния предметов, имен существительных детям дается задание подобрать обобщающее слово [1, с.16-18].

Нищева Н.В., в своем методическом пособии, рекомендует при обследовании детей с общим недоразвитием речи не проводить его за один раз, а разбить на несколько по 15-20 минут в день. Также она рекомендует создать хорошую мотивацию для обследуемого ребенка, с различными формами поощрения, подбадривать и поддерживать во время прохождения тестирования, а также прекращать при малейшем намеке на усталость или негативизм у ребенка [11, с.3].

Нищева Н.В., также, как и Иншакова О.Б., Волковская, Т.Н., Борисенко М.Г. и Лукина Н.А., в своем методическом пособии использует наглядный материал в картинках.

В своих заданиях, на исследование импрессивной речи, она предлагает начинать с проверки понимания имен существительных: предметы и части предметов, предметы и их обобщающий признак. Далее переходить к проверке понимания глаголов: показать кто что делает на картинке. После глаголов проверять прилагательные: показать предметы по признакам. Проверять различений единственного и множественного числа. После чего, задание на проверку понимания предложно-падежных конструкций: показать на картинке «из», «в», «под» и т.д. Далее проверять понимание суффиксов уменьшительно-ласкательного характера: показывать на картинке рукавицу – рукавичку, и т.д. Также проверять понимание глаголов единственного и множественного числа, показыванием картинок с называемым логопедом действием (кошка сидит, кошки сидят). Также, Нищева Н.В., предлагает задание на понимание текста с опорой на картинку, и понимание сказки репка, с просьбой указать кто из героев кого позвал по сюжету. В последнем задании проверять фонематическое восприятие, указыванием предметов схожих по звучанию (мишка-мышка, уточка-удочка и т.д.) [11, с.6].

При исследовании экспрессивной речи, она предлагает охарактеризовать речь ребенка по признаку однословная, фразовая или связная и выполнить следующие задания: вспомнить и назвать несколько игрушек, предметов посуды, одежды, обуви и т.д.; по картинкам назвать части тела, предметов; подобрать обобщающие слова по различным тематикам; назвать антонимы к словам, озвученным логопедом; глагольный словарь проверять по простой схеме – кто что делает? как передвигаются? как издают звуки? и т.д.; при проверке прилагательных назвать цвета различных предметов, формы предметов [11, с.8].

Таким образом, теоретический анализ данных диагностических методик позволяет выделить положительные стороны большинства из них. Многие авторы предлагают визуализировать результаты тестирования ребенка в индивидуальные речевые карты, таблицы и графики, оценивая выполненные ими задания в баллах. Табличная форма внесения результатов позволяет быстро и легко сделать логопедическое заключение, составить коррекционное занятие на отработку отстающих частей речи и пр.

Некоторые методики не содержат дидактический материал, но подразумевают его присутствие во время тестирования. Данный подход с одной стороны лучше, так как у большинства методик картинный материал с устаревшими, для нашего современного мира, предметами обихода (телефон, пылесос, телевизор). А с другой стороны, начинающие логопеды могут испытывать трудности и ошибаться при подборе дидактического материала. На такой случай хорошо пользоваться советами опытных логопедов коллег.

Проанализированные методики имеют как общие черты, так и различия, и могут в выборочном виде быть использованы для исследования состава словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня с учетом изменения заданий под особенности таких детей. И соответственно авторы большинства этих методик делают на это акцент: что необходимо учитывать возраст, уровень интеллекта, познавательной деятельности, состояния речевого развития.

Также можно использовать данные методики как при первичном обследовании, так и на других этапах (контрольном, промежуточном) обследования речи детей. Такие авторы, как Акименко В.М., Кабанова Т.В., Домнина О.В., Зайцева Е.С., Шептунова В.К. предлагают удобную в обработке результатов методику, чем облегчают работу специалистов. Данные методики направлены на индивидуальную форму обследования. И только сравнение первичных результатов обследования речи ребенка с его достижениями в процессе экспериментального обучения может говорить о результативности логопедической работы.


Библиографический список
  1. Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей / Р.И. Лалаева. – Санкт-Петербург : Наука-Питер, 2016. – 102 с.
  2. Долганова, Ю.С. Поиск оптимальной методики обследования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. / Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» – электронный ресурс. URL : https://interactive-plus.ru/e-articles/434/Action434-465212.pdf(дата обращения 18.02.2020).
  3. Акименко, В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями / В.М. Акименко. – Ростов на Дону : Феникс, 2016. – 77 с.
  4. Борисенко, М.Г., Лукина, Н.А. Диагностика развития ребенка. Практическое руководство по тестированию. 5-7 лет / М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. – Санкт-Петербург : Паритет, 2017. – 96с.
  5. Волкова, Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей / Г.А. Волкова. – Санкт Петербург : РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. – 45 с.
  6. Волковская, Т.Н. Иллюстрированная методика логопедического обследования / под общей редакцией Т.Н. Волковской. – Москва : издательский дом Образование плюс, 2019. – 103 с.
  7. Глухов, В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. – Москва : издательство В. Секачев, 2019. – 232 с.
  8. Зaйцевa, Е. C., Шептунова, B. К. Тестовая методика обследования речи у детей в возрасте 4-7 лет / Е.С. Зайцева, В.К. Шептунова. – Санкт Петербург : КАРО, 2017 – 72 с.
  9. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда. Коррекционная педагогика / О.Б. Иншакова. – Москва : издательство ВЛАДОС, 2019. – 279 с.
  10. Кабанова, Т.В., Домнина, О.В. Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями / Т.В. Кабанова, О.В. Домнина, под редакцией Н.Е. Ильяковой. – Москва : издательский дом Гном и Д, 2018. – 104 с.
  11. Нищева, Н.В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (от 4-7 лет): Наглядно-методическое пособие / Н.В. Нищева. – Санкт Петербург : Детство-ПРЕСС, 2018. – 16 с.


Все статьи автора «Афанасьева Ксения Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: