УДК 37.015.323

СИМПТОМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГА

Ермолаева Екатерина Львовна1, Илюшина Елена Сергеевна1, Дубровин Никита Алексеевич1, Гордеев Кирилл Сергеевич1, Жидков Алексей Андреевич1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студент

Аннотация
В данной статье анализируются симптомы эмоционального выгорания педагога. Авторы характеризуют причины появления этого состояния, негативные последствия эмоционального выгорания. Также в статье анализируются особенности личности, которые развиваются на фоне эмоционального выгорания, стадии эмоционального выгорания педагога и фазы его развития.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Ермолаева Е.Л., Илюшина Е.С., Дубровин Н.А., Гордеев К.С., Жидков А.А. Симптомы эмоционального выгорания педагога // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/05/44096 (дата обращения: 19.06.2021).

Профессия педагога относится к сфере профессий, где необходимо постоянно проводить коммуникацию с другими людьми, решать множество задач, что может вызывать напряжённость психического состояния человека. Вследствие этого педагоги часто подвержены такому явлению как эмоциональное выгорание.

В настоящее время современный преподаватель решает задачи и проблемы, которые требуют от него достаточно серьёзных усилий. К таким задачам можно отнести освоение постоянного изменяющего содержания обучения, новых педагогических технологий, форм организации образовательного процесса. Решать столько задач может только психически здоровый и профессионально пригодный педагог, который способен к творчеству и саморегуляции. Следует отметить, что от психического здоровья педагога напрямую зависит и психическое здоровье учащихся. Непосредственное воздействие на педагога субъективных и объективных внешних факторов может спровоцировать резкое ухудшение настроения и самочувствия, чувство неудовлетворённости от своей работы, чувство постоянной усталости. Данные факторы и приводят к такому явлению как, эмоциональное выгорание педагога.

О.С. Лаврова отмечает, что результатом эмоционального выгорания является снижение эффективности педагогической деятельности. Учитель непосредственным образом перестаёт успешно справляться со своими профессиональными обязанностями, теряет настрой на работу, у него деформируются профессиональные взаимоотношения [2].

По мнению Л.Г. Федоренко, эмоциональность педагога представляет собой значительный фактор педагогического воздействия на учеников. Эмоциональность педагога активизирует творческий потенциал учащихся, побуждает их к действиям и учебной активности. Следовательно, вследствие эмоционального выгорания педагога ученики начинают испытывать определённые трудности [3].

Эмоциональному выгоранию в большей мере подвержены педагоги, которые предъявляют к себе слишком высокие требования. Для них образец «настоящего» учителя – это абсолютно во всём совершенный человек, который относится к работе как жизненному призванию, самой важной цели. Происходящие в результате длительной педагогической деятельности изменения личности, конечно же, оставляют определённый след и на других людях.

Н.В. Водопьянова и Е.С. Старченкова в своей работе под названием «Психическое выгорание и качество жизни» выделяют особенности личности, которые развиваются на фоне эмоционального выгорания:

-                   замкнутость, выражающаяся в том, что педагог не хочет и не может открыться другим людям, держит всё внутри себя;

-                   нерешительность, которая заключается в потере навыков самостоятельного принятия решений и реализации их в педагогической деятельности;

-                   изменчивость настроения, которая выражается в том, что на настроение педагога влияют любые даже мельчайшие факторы;

-                   консерватизм, который состоит в сложности принятия чего-то нового, попытках любыми способами удержать старое;

-                   эмоциональный холод, который заключается в частичном или полном отсутствии видимости проявления человеческих эмоций и чувств;

-                   пассивность, заключающаяся в непрерывном стремлении избежать физических и эмоциональных затрат даже для достижения полезного результата;

-                   тревожная мнительность, которая выражается в ожидании неблагоприятного развития некоторых событий, постоянном переживании ситуации ещё неопределённой опасности;

-                   быстрая утомляемость (как интеллектуальная, так и физическая);

-                   сверхконтроль, выражающийся в желании контролировать как можно больше людей, ставить им запреты и управлять их эмоциональным состоянием;

-                   раздражительность, которая представляет собой непосредственную форму проявления агрессии [1].

Эмоциональное выгорание педагога можно подразделить на три стадии.

На первой стадии симптомы эмоционального выгорания педагога выражаются в заботе о себе, к примеру, посредством расслабления или организации перерывов в рабочее время.

На второй стадии симптомы эмоционального выгорания проявляются более регулярно, носят более

затяжной характер и труднее поддаются коррекции.

Для третьей стадии характерны хронические проявления симптомов эмоционального выгорания педагога. В рамках третьей стадии у педагога могут формироваться и прогрессировать физические и психологические проблемы.

Также можно выделить три фазы развития эмоционального выгорания педагога.

Первая фаза – это нервное напряжение. Педагог ощущает повышенную ответственность, у него приглушаются чувства и эмоции, появляется недовольство собой, нечувствительность к вещам, которые раньше вызывали определённую реакцию, нагнетают депрессия и тревога. Можно сказать, что педагог на этой фазе попадает в состояние эмоционального тупика.

Вторая фаза – это сопротивление. Педагог пытается оградить себя от неприятных негативных впечатлений.  У педагога возникают негативные чувства к коллегам и учащимся, неадекватные эмоциональные реакции, упрощение профессиональных обязанностей, выборочное выполнение профессиональных функций, экономия эмоциональных и физических затрат.

Последняя фаза – это эмоциональное истощение. Педагог чувствует эмоциональную опустошенность и физическую усталость, которая вызвана собственной работой. Данная фаза характеризуется спадом общего энергетического тонуса, ослаблением ЦНС. Всё реже у педагога проявляются положительные эмоции, полностью или частично утрачивается интерес к профессиональной деятельности. На последней стадии у педагога могут наблюдаться болезненные ощущения в области сердца, чувство страха, хроническая бессонница, обострение хронических заболеваний.


Библиографический список
  1. Водопьянова Н.В., Старченкова Е.С. Психическое «выгорание» и качество жизни. / Под ред. Л.А. Коростылевой. – СПб.: Питер, 2016. – 424 с.
  2. Лаврова О.С. Синдром эмоционального выгорания и методы его предотвращения // Социальная работа. – 2016. – № 4. – С. 56-60.
  3. Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: психопрофилактика эмоционального напряжения [Текст] / Л. Г. Федоренко. – СПб. : КАРО, 2013.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Ермолаева Екатерина Львовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация