ПОНЯТИЕ, ФАКТОРЫ И МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Гордеев Кирилл Сергеевич1, Дубровин Никита Алексеевич1, Ермолаева Екатерина Львовна1, Жидков Алексей Андреевич1, Илюшина Елена Сергеевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

Аннотация
Социализация – это процесс взаимодействия человека с обществом, находящегося в условиях постоянного изменения. С научной точки зрения социализация представляет собой восприятие человеком совокупности знаний, норм и ценностей, необходимых для его становления членом общества. Поскольку человек всегда находится во взаимодействии с обществом, социализация протекает непрерывно на протяжении всей его жизни. Тем и интересна эта тема для подробного исследования понятия, факторов и механизмов социализации.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Гордеев К.С., Дубровин Н.А., Ермолаева Е.Л., Жидков А.А., Илюшина Е.С. Понятие, факторы и механизмы социализации // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/05/43719 (дата обращения: 21.02.2024).

Изначально в науке термин «социализация» означал «обобществление» земли и средств производства. В конце 19 века социолог Ф.Г. Гиддингс придал этому термину более знакомое для нас значение – «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни» [3, с. 21]. Ф.Г. Гиддингс способствовал тому, чтобы социализированность понималась как приспособление к требованиям общества [1].

Термин «социализация», часто используется учеными, но не смотря, на это не имеет однозначного толкования. Ю.И. Кривова считает, что причиной различных трактовок понятия в области гуманитарных наук, служит придание «социализации» значения в зависимости от теоретической ориентации исследователя.

Понимание роли человека в процессе социализации формирует два подхода осмысления термина «социализация». Первый подход – субъкт-объектный – ставит человека в пассивную позицию при социализации, которая рассматривается как адаптация индивида в обществе. Второй подход – субъект-субъектный – человек занимает активную позицию в социализации, он адаптируется к обществу, а также влияет на себя и жизненную ситуацию. Анализ субъект-субъектного подхода определяет, что ключевые понятия в анализе социализации: взаимодействие, осмысление, саморефлексия, понимание, принятие себя. Сторонники этого подхода доминирующими признают внутренние факторы, а именно: характерные для индивида способы действия, социальный опыт, установки, ценностные ориентации и т.д. [1].

Основная идея социализации заключается в сочетании приспособления и обособления индивида в определенном обществе. Приспособление подразумевает процесс взаимной активности человека и окружающей социальной среды, а также согласование поведения и установок индивида с требованиями социальной среды. Так адаптация это – процесс и результат становления человека социальным существом. Обособление – процесс автономизации человека в обществе. При успешном обособлении у индивида формируются собственные взгляды, потребность иметь свои привязанности, способность противостоять условиям, мешающим его самореализации и самоопределению. Иначе обособление – это формирование человеческой индивидуальности. Так как в ходе социализации возникает конфликт между мерой адаптации индивида и степенью его обособления, эффективность этого процесса характеризуется неким балансом адаптации и обособления человека в обществе [4].

Процесс социализации условно может протекать по нескольким этапам в зависимости от возраста человека. Рассмотрим социализацию индивида до этапа молодости. Социализация проходит под влиянием многих факторов, которые условно объединены в четыре группы.

Первая – магафакторы – планета, мир, воздействующие на социализацию всего населения Земли.

Вторая – макрофакторы – страна, общество, государство, влияющие на социализацию живущих в определенных странах людей.

Третья – мезофакторы – условия больших групп людей, выделяемых: по месту жительства, принадлежности к субкультурам и т.д.

Последняя группа воздействует как прямо, так и опо­средствованно через четвертую группу – микрофакторы. Это факторы, влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, – семья, сверстники, взрослые, образовательные и раз­личные общественные, государственные, религиозные организации [4].

Люди, с которыми живет ребенок играют немаловажную роль в его социализации, общепринято их называют агентами социализации. В течение всей жизни агенты сменяются, также они различаются по своей значимости для индивида, типу взаимодействия и способам влияния.

Социализация осуществляется с помощью, так называемых «механизмов». Исследования учёных позволяют выделить некоторые универсальные механизмы социализации. Перечислим психологические механизмы:

Импринтинг (запечатление) – фиксация на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей влияющих на человека жизненно важных объектов. Начнем с психологических:

Экзистенциальный нажим – овладение языком и неосознавае­мое усвоение норм социального поведения, необходимых во взаимодействии со значимыми лицами.

Подражание – следование какому-либо примеру, образцу, то есть усвоение человеком социального опыта.

Идентификация (отождествление) – процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.

Рефлексия – внутренний диалог, в котором человек осмысляет жизненную реальность. Он рассматривает общественные ценности, осознает себя самого и своё место в жизни [4].

Таким образом, социализация может происходить как с помощью целенаправленного воздействия, так и посредством влияния стихийных, неконтролируемых явлений [2, с. 221].

В целом процесс социализации условно можно представить как совокупность четырех составляющих:

- стихийной социализации человека во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни общества;

- относительно направляемой социализации, когда государство предпринимает определенные меры, которые влияют на изменение возможностей и характера развития, на жизненный путь тех или иных социально-профессиональных, этно­культурных и возрастных групп;

- относительно социально контролируемой социализации (вос­питания) – планомерного создания обществом и государством пра­вовых, организационных, материальных и духовных условий для развития человека;

- более или менее сознательного самоизменения человека, имею­щего просоциальный, асоциальный или антисоциальный вектор [4].


Библиографический список
  1. Соломатина С. Г. Краткий обзор проблемы социализации в исследованиях зарубежных учёных // МНКО. 2010. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kratkiy-obzor-problemy-sotsializatsii-v-issledovaniyah-zarubezhnyh-uchyonyh (дата обращения: 11.04.2021).
  2. Большая Советская Энциклопедия. – М.: Сов. энциклопедия, 1976. – Т. 24.
  3.  Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику. – М.: Ин-т практ. психологии, 1997.
  4. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 200 с.

 



Все статьи автора «candy»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: