ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Гордеев Кирилл Сергеевич1, Дубровин Никита Алексеевич1, Ермолаева Екатерина Львовна1, Жидков Алексей Андреевич1, Илюшина Елена Сергеевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, студент

Аннотация
В данной статье характеризуются психолого-педагогические основы формирования бережного отношения к природе у младших школьников. Авторы статьи анализируют такие понятия, как ответственность к природе, экологические убеждения. В статье выделяются показатели сформированности экологической культуры у младших школьников, а также компоненты экологического воспитания.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Гордеев К.С., Дубровин Н.А., Ермолаева Е.Л., Жидков А.А., Илюшина Е.С. Психолого-педагогические основы формирования бережного отношения к природе у младших школьников // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/05/43716 (дата обращения: 22.02.2024).

Не секрет, что при крайне быстром развитии научно-технического прогресса также быстро и портится экология нашей планеты. Непроизвольно в сознании появляется подозрение о тесной взаимосвязи данных процессов.  Следует отметить, что экологическое образование и воспитание в перспективе во многом разрешают данную проблему, ведь в данной связи крайне важно формирование у молодого поколения осознания значимости бережного отношения к природе. В большинстве современных государств экология вводится в систему школьного образования в качестве специального учебного предмета. В свою очередь, в Российской Федерации функционирует множество научно-исследовательских экологических институтов. Следовательно, экология как наука постоянно развивается, и уже отработаны методы исследования.

Важные принципы формирования у младших школьников бережного отношения к природе – это непосредственно системность и непрерывность экологического образования и воспитания. Необходимо заметить, что физиологические и психические особенности младших школьников достаточно сильно способствуют положительному формированию основ экологической культуры, что и представляет собой основную цель экологического образования и воспитания.

О.Н. Суетина отмечает, что в основе взаимодействия младших школьников с природным окружающим миром лежит отношение старшего к младшему. Нужно заметить, что процесс взаимодействия с растительным и животным миром противоречив. Эмоциональное отношение младших школьников к этому миру может проявиться по-разному: как в хороших, так и в плохих поступках. Это напрямую связано с тем, что дети ещё не знают правил обращения с природным миром. Именно поэтому и необходимо формировать у младших школьников бережное отношение к природе [2].

Многие исследователи отмечают, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры, бережного отношения к природе, потому что именно в данный период развития детей у них активно формируются и развиваются личностные качества и свойства, проявляющиеся в будущей жизнедеятельности.  В период младшего школьного возраста в ребёнка крайне важно заложить как можно большее количество положительных качеств личности.

Бережное отношение ребёнка к природе – это как минимум отношение, соответствующее экологическому законодательству современного общества. Береженое отношение к природе представляет собой возможность и способность ребёнка добровольно и сознательно выполнять определённые требования и делать правильный моральный выбор.

Есть также такое понятие как ответственность перед природой, которая представляет собой форму осознания взаимной зависимости человека и природы. Ответственность перед природой характеризуется серьёзным и бережным отношением к требованиям общества по отношению к природе. Ответственность как внутреннее личностное качество основана на глубоком и правильном понимании собственных поступков и действий, осознании своего места в окружающем мире. В рамках воспитательного процесса педагогу необходимо учитывать все имеющиеся степени и уровни ответственности младших школьников и находить оптимальные приёмы порицания и поощрения определённых моделей поведения детей.

Е.Н. Кондрашова выделяет такое понятие как экологические убеждения и определяет его в качестве личностного отношения человека природе и окружающему миру, которое выражается в знаниях о влиянии природы на человека и человека на природу. Экологические убеждения представляют собой моральные убеждения, которые строятся на основе принципов этики и морали и находят своё выражение в системе общечеловеческих ценностей [1].

С точки зрения морали и этики бережное отношение к природе основывается непосредственным образом на убеждении, что природа принадлежит как настоящим, так и будущим поколениям. Человек не может использовать природные блага без последствий.

С.В. Юркина выделяет следующие показателями сформированности бережного отношения к природе у младших школьников:

-                   проявление интереса младших школьников к объектам окружающей среды, условиям жизни животных и растений;

-                   участие в экологически направленной полезной деятельности;

-                   старательное выполнение экологических правил как в школе, так и вне стен учебного заведения;

-                   проявление готовности к оказанию помощи природе – животным, растениям и т.д.;

-                   эмоциональна реакция на природу – желание передать свои чувства и эмоции в виде творчества;

-                   контроль собственного поведения и отношения к окружающей среде [3].

Таким образом, формирование бережного отношения к природе у младших школьников представляет собой достаточно сложный комплексный процесс, который включает в себя следующие компоненты:

-                   обучение основам экологии, состоящее в формировании системы знаний  об экологической организации природы земли в границах обитания человека, системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения;

-                   воспитание побуждений и мотивов, ориентированных непосредственным образом на реализацию здорового образа жизни и улучшение состояния окружающей среды;

-                   формирование и развитие интеллектуальной способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций; эмоциональной сферы – эстетического восприятия и оценки состояния окружающей среды.

Одна из важнейших задач современной общеобразовательной организации состоит непосредственно в формировании бережного отношения к природе, в том числе, навыков экономного использования ресурсов природы, активной гуманной позиции по отношению к природе и окружающей среде.


Библиографический список
  1. Кондрашова Е.Н. С чего начинается Родина… // Начальная школа. – 2015. – № 6. – С. 23-26.
  2. Суетина О.Н. Развитие природолюбия у студентов педвуза в процессе экологического образования: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» / О.Н. Суетина. – Шадринск, 2006. – 23 с.
  3. Юркина С.В. Экологическое воспитание и образование младших школьников / С.В. Юркина, Г.М. Соколова // Начальная школа плюс До и После. – 2011. – № 7. – С. 15-17.


Все статьи автора «candy»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: