УДК 301

ЗНАЧИМОСТЬ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ В РАМКАХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Гордеев Кирилл Сергеевич1, Жидков Алексей Андреевич1, Илюшина Елена Сергеевна1, Ермолаева Екатерина Львовна1, Дубровин Никита Алексеевич1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студент

Аннотация
В данной статье анализируется феномен педагогического общения. Авторы определяют данное понятие, характеризуют сущность этого явления. В статье выделяются личностные качества учителя, необходимые для эффективного протекания педагогического общения. Авторы определяют значимость личности учителя в рамках педагогического общения.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Гордеев К.С., Жидков А.А., Илюшина Е.С., Ермолаева Е.Л., Дубровин Н.А. Значимость личности учителя в рамках педагогического общения // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/03/42105 (дата обращения: 05.10.2021).

В настоящее время деятельность учителя носит характер многокомпонентности и сложности. Одной из наиболее значимых функций современного учителя является оптимальное осуществление педагогического общения и взаимодействия. Необходимо отметить, что реализация данной функции носит профессионально-значимый характер. В рамках педагогического общения реализуется система, которая способствует эффективности и результативности образовательного и воспитательного процессов. Существуют различные стили педагогического общения, применение учителем которых непосредственно влияет на поведение учащихся, их мотивацию к обучению, воспитательный процесс.

Т.Р. Тарасенко определяет стиль педагогического общения в качестве индивидуальных особенностей взаимодействия преподавателя и детей. Стиль педагогического общения непосредственно выражает характер взаимных отношений между преподавателем и учащимися, коммуникативные умения и навыки преподавателя, его творческую индивидуальность, а также психологические особенности взаимоотношений учащихся в коллективе. В современных реалиях педагогическое общение должно носить гуманистический характер, то есть взаимоотношения педагога и учеников основываются на принципах сотрудничества и партнёрства [3].

Педагогическое общение часто понимается как навыки учителя в чётком и правильном изложении учебного материала. Однако, эта точка зрения ошибочна. Необходимо отметить, что важной целью учебно-воспитательной работы педагога является развитие личности ребёнка, её индивидуальных проявлений. Существует много теоретического материала в области стилей педагогического общения, но можно также выделить личностные качества преподавателя, которые, согласно Л.Д. Бородулину, способствуют наиболее эффективному протеканию процессов обучения и воспитания, среди которых:

-                   осознание ребёнка как полноправной личности;

-                   навыки оказания влияния на учащихся;

-                   способность ставить себя на место ребёнка, чтобы лучше его понимать;

-                   умение чётко строить свою речь, говорить с ребёнком правдиво;

-                   способность относиться критически к себе, к собственной педагогической деятельности, готовность к восприятию критики;

-                   владение чувством юмора [2].

Учитель может проводить рефлексию собственной педагогической деятельности, задавая себе различные вопросы:

Кажусь ли я искренним ученикам?

Как дети воспринимают мои шутки?

Чувствуют ли ученики себя свободно при общении со мной?

Какое впечатление я оказываю на учеников?

Могу ли я поговорить с ребёнком на какие-либо темы?

Располагаю ли я к себе класс?

Насколько я умею убеждать учеников?

Есть ли в классе такой ребёнок, который избегает меня или неохотно со мной общается?

Веду ли я себя непринуждённо при общении с классом?

Ответив на эти вопросы, учитель может самостоятельно или при помощи коллег скорректировать процесс собственного педагогического общения [1] .

Стилей педагогического общения в чистом виде не существует, но всё же есть различные типы, выделяющиеся определёнными характеристиками, которые могут быть присущи поведению учителя. Наиболее оптимально приближение поведения учитель к демократическому стилю общения, так как это способствует развитию личности ребёнка. Для успешного общения с учениками педагогу следует проводить рефлексию собственной педагогической деятельности, он может задавать себе вопросы, а после корректировать свою работу, исправлять ошибки и недочёты. Для наиболее полного понимания педагог также может использовать различные методики диагностики стилей педагогического общения.


Библиографический список
  1. Баксанский О.Е. Современная психология: теоретические подходы и методологические основания. Книга 3: Аффективная сфера личности и психология общения / О.Е. Баксанский, В.М. Самойлова. – М.: КД Либроком, 2018. – 368 c.
  2. Бородулин Л.Д. Педагогическое мастерство / Под ред. Л.Д. Борадулина. – М.: “Наука”, 2005.-220с.
  3. Тарасенко Т.Р. Педагогика и психология / Т.Р. Тарасенко. – Мн.: “Книжный Дом”, 2008. – 360 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Дубровин Никита Алексеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация