В настоящее время деятельность учителя носит характер многокомпонентности и сложности. Одной из наиболее значимых функций современного учителя является оптимальное осуществление педагогического общения и взаимодействия. Необходимо отметить, что реализация данной функции носит профессионально-значимый характер. В рамках педагогического общения реализуется система, которая способствует эффективности и результативности образовательного и воспитательного процессов. Существуют различные стили педагогического общения, применение учителем которых непосредственно влияет на поведение учащихся, их мотивацию к обучению, воспитательный процесс.
Т.Р. Тарасенко определяет стиль педагогического общения в качестве индивидуальных особенностей взаимодействия преподавателя и детей. Стиль педагогического общения непосредственно выражает характер взаимных отношений между преподавателем и учащимися, коммуникативные умения и навыки преподавателя, его творческую индивидуальность, а также психологические особенности взаимоотношений учащихся в коллективе. В современных реалиях педагогическое общение должно носить гуманистический характер, то есть взаимоотношения педагога и учеников основываются на принципах сотрудничества и партнёрства [3].
Педагогическое общение часто понимается как навыки учителя в чётком и правильном изложении учебного материала. Однако, эта точка зрения ошибочна. Необходимо отметить, что важной целью учебно-воспитательной работы педагога является развитие личности ребёнка, её индивидуальных проявлений. Существует много теоретического материала в области стилей педагогического общения, но можно также выделить личностные качества преподавателя, которые, согласно Л.Д. Бородулину, способствуют наиболее эффективному протеканию процессов обучения и воспитания, среди которых:
- осознание ребёнка как полноправной личности;
- навыки оказания влияния на учащихся;
- способность ставить себя на место ребёнка, чтобы лучше его понимать;
- умение чётко строить свою речь, говорить с ребёнком правдиво;
- способность относиться критически к себе, к собственной педагогической деятельности, готовность к восприятию критики;
- владение чувством юмора [2].
Учитель может проводить рефлексию собственной педагогической деятельности, задавая себе различные вопросы:
Кажусь ли я искренним ученикам?
Как дети воспринимают мои шутки?
Чувствуют ли ученики себя свободно при общении со мной?
Какое впечатление я оказываю на учеников?
Могу ли я поговорить с ребёнком на какие-либо темы?
Располагаю ли я к себе класс?
Насколько я умею убеждать учеников?
Есть ли в классе такой ребёнок, который избегает меня или неохотно со мной общается?
Веду ли я себя непринуждённо при общении с классом?
Ответив на эти вопросы, учитель может самостоятельно или при помощи коллег скорректировать процесс собственного педагогического общения [1] .
Стилей педагогического общения в чистом виде не существует, но всё же есть различные типы, выделяющиеся определёнными характеристиками, которые могут быть присущи поведению учителя. Наиболее оптимально приближение поведения учитель к демократическому стилю общения, так как это способствует развитию личности ребёнка. Для успешного общения с учениками педагогу следует проводить рефлексию собственной педагогической деятельности, он может задавать себе вопросы, а после корректировать свою работу, исправлять ошибки и недочёты. Для наиболее полного понимания педагог также может использовать различные методики диагностики стилей педагогического общения.
Библиографический список
- Баксанский О.Е. Современная психология: теоретические подходы и методологические основания. Книга 3: Аффективная сфера личности и психология общения / О.Е. Баксанский, В.М. Самойлова. – М.: КД Либроком, 2018. – 368 c.
- Бородулин Л.Д. Педагогическое мастерство / Под ред. Л.Д. Борадулина. – М.: “Наука”, 2005.-220с.
- Тарасенко Т.Р. Педагогика и психология / Т.Р. Тарасенко. – Мн.: “Книжный Дом”, 2008. – 360 с.
Количество просмотров публикации: Please wait