УДК 613.71

РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Кобринская Валерия Павловна
Московский государственный областной университет

Аннотация
Физическая культура как составная часть общей культуры является обязательной учебной дисциплиной. Оздоровительные, образовательные и воспитательные функции физической культуры наиболее полно реализуются в целенаправленном физическом воспитании. В статье рассматривается процесс формирования выносливости в условиях занятия физической культуры. Такой показатель, как выносливость, важен в повседневной жизни. В нынешних реалиях человек все чаще сталкивается с губительным влиянием быстрого темпа жизни на организм. Научно-технический прогресс представляет высокие требования к умственной и физической активности человека. Поэтому развитие выносливости важный пункт, который необходимо учесть в процессе занятия физической культурой в учебных заведениях.

Ключевые слова: ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Кобринская В.П. Развитие выносливости на занятиях физической культуры // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/03/41466 (дата обращения: 17.05.2021).

За последние годы все чаще поднимается вопрос воспитания и повышения выносливости обучающихся. Это отмечается Федеральными государственными образовательными стандартами, в которых основным требованием является укрепление и сохранение здоровья обучающихся [8;с.24]. За последние годы прослеживается тенденция к ухудшению выносливости среди населения[6;с.266]. Это обуславливается развитием научно-технического прогресса, упрощающего жизнь людей и малоподвижным образом жизни.
Поэтому одна из главных задач педагога — развить способность организма к продолжительному выполнению какой-либо физической работы, без быстрого снижения уровня работоспособности, то есть  выносливость. Выносливость — это способность целенаправленно и успешно выполнять физические нагрузки в условиях психофизического напряжения. [9;с.144]

Каждый род деятельности развивает определенный вид выносливости. Их существует два:

1) Общая выносливость — это способность человека к продолжительному и эффективному выполнению мышечной работы умеренной интенсивности, требующей функционирования подавляющего большинства скелетных мышц.

2) Специальная выносливость-способность человека проявлять выносливость в определенном виде спорта.

В свою очередь специальная выносливость делится на:

1) Силовую-способность противостоять утомлению при работе на почти максимальной мощности.

2) Скоростно-силовую – человек может быстро выполнять физическую работу с максимальной нагрузкой в течение длительного времени. Это способность проявлять большую силу продолжительное время.

3) Скоростную-когда человек в течение длительного времени может заниматься скоростной работой. [1;с.87]

Общая выносливость обуславливается генетической предрасположенностью человека и наследственными факторами. Генетические факторы оказывают наибольшее влияние на женский организм при работе максимальной мощности, а на мужской организм при работе умеренной мощности.

На прирост выносливости оказывают влияние физические упражнения, а также питание и прочие условия жизни человека. Наиболее большой прирост происходит в молодом возрасте от 14-27 лет.

Одна из главных задач в развитии такого качества как выносливость — это создание благоприятных условий для повышения прироста выносливости. Этими условиями должны быть упражнения, включенные в разные методические программы по физической культуре. [3;с.136]

Существует множество методик и упражнения по развитию выносливости. В физической культуре выносливость обуславливается физической активностью, которая требует одновременного и непрерывного участия большого количества мышц. Поэтому одними из самых эффективных являются циклические аэробные упражнения, такие бег на длинные дистанции, ходьба, езда на велосипеде, катание на лыжах на длинные дистанции, плавание и т. д. Если реализовывать различные методики, развивающие выносливость, то можно добиться гармоничного развития выносливости у подростков и молодых людей. [7;с.255]

В методики входят различные упражнения, которые задействуют крупные группы мышц в различных скоростных и временных условиях.

В практических занятиях применяют разнообразные физические упражнения циклического и ациклического характера. Это может быть продолжительный бег, кросс, езда на лыжах, коньках, плавание и др. Действия упражнений должны задействовать в процесс локальные группы мышц.

В. М. Зациорский, автор книг и пособий по физической культуре писал, что при выполнение физических упражнений их нагрузка на организм в сумме достаточно полно характеризуется следующими компонентами [5;с.150]:

1) интенсивностью упражнений;

2) продолжительностью упражнений;

3) числу повторений;

4) продолжительностью интервалов отдыха;

5) характером отдыха.

Интенсивность упражнения характеризуется напряженностью скоростно-силовых проявлений, а также количеством двигательных действий в единицу времени, т.е. темп. Изменение интенсивности упражнения прямо влияет на работу функциональных систем организма и характер энергообеспечения двигательной деятельности. При умеренной интенсивности, когда расход энергии еще не велик, органы дыхания и кровообращения без большого напряжения обеспечивают организм необходимым количеством кислорода. Небольшой кислородный долг, образующийся в начале выполнения упражнения, когда аэробные процессы еще не действуют в полной мере, погашается в процессе выполнения работы, и в дальнейшем она происходит в условиях истинного устойчивого состояния. Такая интенсивность упражнения получила название субкритической.[2;с.48]

Количество выполненных упражнений определяет степень их воздействия на организм. При работе в аэробных условиях увеличение числа повторений заставляет какое-то время поддерживать высокий уровень деятельности органов дыхания и кровообращения. При анаэробном режиме увеличение количества повторений ведет к исчерпыванию механизмов или к их блокированию центральной нервной системой. Тогда выполнение упражнений либо прекращается, либо резко снижается их интенсивность.
Продолжительность интервалов отдыха имеет большое значение для определения как величины, так и особенно характера ответных реакций организма на тренировочную нагрузку.

При организации длительности отрезков отдыха в условиях одного занятия следует различить три различных вида интервалов между физическими упражнениями:

1) Полные интервалы. Они гарантируют к моменту очередного повторения практически полное восстановление, такое же, которое было до его предыдущего выполнения. Это дает возможность повторить работу без дополнительного напряжения функций.

2) Напряженные интервалы. При них каждая нагрузка попадает на состояние некоторого недовосстановления. При этом не обязательно будет происходить существенное изменение внешних количественных показателей, но возрастает мобилизация физических и психических резервов организма человека.

3) Минимальный интервал. Это наименьший интервал отдыха между упражнениями, после которого наблюдается накопление кислородного долга и вынужденное снижение интенсивности выполнения упражнения от серии управлений к серии.

Главными и основными методами развития общей выносливости являются:

1) Метод слитного, непрерывного упражнения с использованием стандартной нагрузки или переменной интенсивности физических упражнений;

2) Метод повторного интервального упражнения;

3) Метод круговой тренировки;

4) Игровой метод;

5) Соревновательный метод.

Равномерный метод обуславливается непрерывным длительным режимом физической и скоростной работы всей группы мышц с
равномерным распределение скорости или усилий. При этом важно стремиться сохранить скорость, ритм, темп, величину усилий, амплитуду телодвижений. Упражнения могут быть выполнены с малой, средней и максимальной скоростью.[4;с.68]

Переменный метод отличается от равномерного последовательным варьированием интенсивности в ходе непрерывного упражнения путем направленного изменения скорости, темпа, амплитуды движений, величины усилий и т.п.

Интервальный метод предусматривает выполнение упражнений со стандартной и с переменной нагрузкой, со строго дозированными и заранее запланированными интервалами отдыха. Как правило, интервал отдыха между упражнениями 1-3 мин. Таким образом, тренирующее воздействие происходит; не только и не столько в момент выполнения, сколько в период отдыха. Такие нагрузки оказывают преимущественно аэробно-анаэробное воздействие на организм и эффективны для развития специальной выносливости.

Метод круговой тренировки предусматривает выполнение упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Обычно в круг включается 6-10 упражнений, которые занимающийся проходит от 1 до 3 раз.[8;с.754-755]

Соревновательный метод предусматривает выполнение упражнений в форме соревнований в группе, когда соперничество создает дополнительную мотивацию к превышению индивидуальных достижений.

Игровой метод предусматривает развитие выносливости в процессе специально смоделированной игры, где существуют постоянные изменения ситуации, имеется дополнительная эмоциональная сфера.

Используя тот или иной метод для воспитания выносливости, каждый раз определяют направленность нагрузки на развитие заявленного качества, в нашем случае – выносливости. Это помогает гармонично и эффективно развить выносливость на занятиях физической культуры.

Физическая культура составная часть общей культуры, несомненно, является обязательной учебной дисциплиной. Оздоровительные, образовательные и воспитательные функции физической культуры наиболее полно реализуются в целенаправленном физическом воспитании. Поэтому можно сделать вывод, что развитие выносливости на занятиях физической культуры необходимо в современных условиях и темпе жизни.


Библиографический список
  1. Абдулова А.М., Орлова Р.В., Теннова В.П., Шенкмана С.Б., Болотников П.Г. Книга легкоатлета. – М.: Физкультура и спорт, 1999. – 212 с.
  2. Вайцеховский С.М. Книга тренера. – М.: Физкультура и спорт, 2001. – 197 с.
  3. Загорский Б.И. Физическая культура: практическое пособие / Б.И. Загорский, И.П. Залетаев, Ю.П. Пузырь. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:Высш. шк., 1989 – 383 с.
  4. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: Основы теории и методики воспитания М.: Спорт, 2020. – 93 с.
  5. Ломан В. Бег, прыжки, метания. – М.: Физкультура и спорт, 1994. – 159 с.
  6. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки: Учебное пособие / Л.П. Матвеев- М. «Физ», 1977. –271 с.
  7. Озолин Н.Г., Воронкина В.И., Примакова Ю.Н. Лёгкая атлетика. – М.: Физкультура и спорт, 1999. – 324 с.
  8. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Учебное пособие / Н.Г. Озолин. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. – 864 с.
  9. Солодков А.С. Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. – М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001.-520 с.
  10. Чернова Е.А., Чибриков Э. А., Якушин С. А., Голубничий С. П., Чернухин Д. В. Повышение интереса молодежи к здоровому образу жизни и спорту, как следствие активной пропаганды в средствах массовой информации, телевидении и кино – Известия Тульского государственного университета им. П. Ф. Лесгафта, 2020 №2 (180). – 453-456 с.
  11. Чернова Е. А., Чибрикова М. Э., Чибриков Э. А., Якушин С. А. Важность обеспечения качественной педагогической поддержки на различных этапах деятельности спортсменаи спорта высших достижений – ГНИИ «Нацразвитие». Материалы научных конференций. Выпускающий редактор Ю. Ф. Эльзессер. Ответственный за выпуск Л. А Павлов, 2019. – 149-207 с.
  12. Чернова Е. А., Чибрикова М. Э., Чибриков Э. А., Якушин С. А Занятие спортом вырабатывает положительные качества, применимые в жизни – сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ «Нацразвитие». Материалы научных конференций. Выпускающий редактор Ю. Ф. Эльзессер. Ответственный за выпуск Л.А Павлов 2019. – 204-207 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Кобринская Валерия Павловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация