КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Федосеева Любовь Алексеевна1, Дубровин Никита Алексеевич1, Ермолаева Екатерина Львовна1, Воронцов Александр Максимович1, Барсукова Анастасия Евгеньевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студент

Аннотация
В данной статье рассмотрены самые эффективные критерии, которые позволяют определить уровень подготовки обучающихся в профессиональном образовании. Авторы рассматривают основные аспекты, которые используют современные образовательные организации для осуществления оценки подготовки обучающихся. Также рассмотрены основные критерии успеваемости, студентов по различным дисциплинам, а также какие знания и умения получает обучающийся при прохождении обучения в образовательной организации.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Федосеева Л.А., Дубровин Н.А., Ермолаева Е.Л., Воронцов А.М., Барсукова А.Е. Критерии и показатели оценки подготовки обучающихся в профессиональном образовании // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/02/38794 (дата обращения: 22.02.2024).

Известно, что оценка качества подготовки студента по дисциплинам, осуществляется по результатам зачётов и экзаменационных сессий (промежуточной аттестации). При этом, кроме индивидуальных оценок студентов, важными показателями являются общая оценка по сессиям (учебного года) знаний студента.

Оценка студенту должна ставиться за уровень и качество знаний, но не в порядке награды или наказания за поведение в течение учебного семестра. Требования к оценке должны быть оптимальными (не  завышенными  и  не  заниженными).  Завышение оценки снижает уровень развития студентов, уровень их знаний.

Вместе с тем слишком высокие требования тоже вредны, они снижают интерес к процессу обучения [3]. Недопустимо влияние на оценку негативного отношения преподавателя  к  отдельным  студентам («больше  тройки  не  получишь», «ты же ничего не знаешь» и т. п.). Заведующему кафедрой с ведущими преподавателями (лекторами)  необходимо  разработать  систему  оценки  качества  подготовки студентов и учебной работы преподавательского состава кафедры. Она должна быть «рычагом» управленческой деятельности заведующего кафедрой: направлять деятельность преподавательского состава по организации и повышению эффективности учебного процесса на кафедре для достижения высоких показателей качества подготовки студентов.

Опыт работы ведущих преподавателей высшей школы показал, что необходимо проводить не только оценку индивидуальной подготовки  студентов,  но  и  целесообразно  осуществлять  оценку группы и курса как по дисциплине, так и за период обучения (семестр, учебный год), в том числе по профилям, направлениям и специальностям  подготовки.  Оценка  группы  и  курса  диктуется необходимостью анализа качества усвоения материала, на основании которого в дальнейшем осуществлять корректировку рабочей программы дисциплины, методики и формы проведения занятий, и соответственно  анализировать  эффективность  учебной  работы преподавательского состава кафедры [1].

Основные требования к оценке знаний и умений:

1. Объективность.  Оценка  должна  отражать  уровень  усвоения учебного материала, предусмотренного рабочей программой, а также насколько сознательно студент владеет этим материалом, самостоятельно его использует.

2. Индивидуальный характер означает, что оценка фиксирует результат сугубо индивидуального процесса, уровень знаний конкретного студента.

3. Гласность. Оценка, будучи оглашённой, оказывает воздействие как на получившего её студента, так и на группу. Она соотносит знания и умения студента с требованиями контроля, т. е. происходит самооценка.

4. Обоснованность.  Оценка  должна  быть  мотивированной  и убеждающей, правильно соотноситься с самооценкой и мнением

Современные технологии оценки эффективности работы коллектива студентов. Обоснованность – необходимое условие сохранений авторитета преподавателя и престижа его оценки в глазах студентов.

В целях определения единых подходов к организации учебного процесса в высших учебных заведениях должны быть разработаны единые критерии оценки знаний студентов. Критерии индивидуальной оценки студентов, а также оценки группы и курса многообразны. Изучив опыт работы вузов, предлагается следующая система оценок.

Критерии оценки успеваемости студента по дисциплине

«Отлично» («5»): студент владеет глубокими знаниями материала  учебной  программы,  логически  и  грамотно  обосновывает принятые решения, уверенно отвечает на вопросы преподавателя, владеет разносторонними навыками и приёмами выполнения практических  задач,  умеет  свободно  выполнять  задания (решать  задачи), предусмотренные учебной дисциплиной.

«Хорошо» («4»):  студент  владеет  материалом  учебной  программы, имеет прочные знания дисциплины, правильно отвечает на вопросы преподавателя, обосновывает принятые решения, при малозначительных неточностях, пропусках, ошибках, способен выполнять практические задачи.

«Удовлетворительно» («3»): студент владеет основным материалом учебной программы, при ответах на вопросы преподавателя допускает неточности и отступления от формулировок и терминов, но такими, которые не служат препятствием для дальнейшего его обучения.

«Неудовлетворительно» («2»): студент не знает основное содержание материала учебной программы, при ответах на вопросы преподавателя допускает большое количество ошибок.

В заключении стоит сказать, что в профессиональном образовании существуют очень много аспектов и критериев, которые показывают уровень подготовки обучающихся в современной образовательной организации, а также государством и администрацией образовательной организации устанавливаются показатели оценки успеваемости студентов, что позволяет овладеть студентом различными знаниями и умениями.


Библиографический список
  1. Воробьева, С. В. Управление образовательными системами: учебник и практикум для вузов / С. В. Воробьева.   2-е изд., перераб. и доп.   Москва: Издательство Юрайт, 2020.   491 с.
  2. Гевлич, И.К. Управление развитием общеобразовательного учреждения на основе комплексной оценки деятельности педагогического корпуса./ И.К. Гевлич // Вестник Астраханского государственного технического университета. Управление. Вычислительная техника и информатика. – 2018. – № 2. С.191-198;
  3. Герасимов, Б.И., Злобина, Н.В., Спиридонов, С.П. Управление качеством: учебное пособие – / Б.И. Герасимов, Н.В. Злобина, С.П. Спиридонов. — 2-е изд., стер. — Москва: Издательство Юрайт, 2019.— 254 с.


Все статьи автора «kamickadzovich»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: