УДК 796

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 13 ЛЕТ

Бикмуллин Динар Мунирович
Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (приволжский) федеральный университет»

Аннотация
В данной статье рассмотрены проблемы развития силовых способностей обучающихся 13 лет, состоянием их здоровья и качеством жизни. Предложена методика упражнений для роста показателей силовых способностей.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Бикмуллин Д.М. Особенности методики развития силовых способностей у обучающихся 13 лет // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/01/38949 (дата обращения: 05.10.2021).

Актуальность.

Развитие силовых способностей человека напрямую связано с состоянием его здоровья и качеством жизни. Сегодня, когда весь мир столкнулся с пандемией коронавируса Covid-19, вопрос заботы о здоровье стал актуальным, как никогда.

Ещё один фактор актуальности – позитивное влияние физической нагрузки на психологическое здоровье человека. Сегодня, когда информация окружает нас со всех сторон, многие люди постоянно пребывают в состоянии тревожности и стресса. С момента пробуждения и до глубокой ночи подростки получают уведомления на смартфонах, общаются в социальных сетях и в мессенджерах. Постоянное нахождение в информационном поле повышает уровень стресса, провоцирует хроническую усталость и приводит к частым депрессиям.

Цель исследования: изучить уровень развития силовых способностей у детей 13 лет.

  • Методы и организация исследования: анализ и обобщение научно-методического обзора по проблеме исследования;
  • проведение испытаний (тестов) входящих в экспериментальную часть исследования;
  • математическая обработка полученных результатов в испытаниях (тестах) по определению достоверности различий по t-критерию Стьюдента;
  • метод педагогического эксперимента.

Результаты исследования и их обсуждение.

По результатам проведенного анализа и обобщения литературных источников, была выбрана методика развития силовых способностей и функциональных возможностей школьников 13 лет. Были подобраны комплексы упражнений с собственным весом.

Данная методика включила в себя:

Нами были разработаны 3 комплекса упражнений, которые способствовали улучшению силовых способностей обучающихся 13 лет. В каждой из шести комплексов присутствуют четко структурированные по своей задаче упражнения, на каждые отдельные групп мышц (мышцы рук, мышцы ног, мышцы живота, общий мышечный корсет тела), для дальнейшего их роста и повышения силовых способностей обучающихся 13 лет. Каждый из шести комплексов упражнений был рассчитан на 2 недели их выполнения. Были созданы маршрутные календарные листы для эффективного введения отработанных комплексов в течении эксперимента.

Комплекс №1.

Упражнение 1. Отжимания «Пирамида». И.П. упор лежа на полу, руки прямые, на ширине плеч, ноги на ширине плеч, возведение таза в максимальной точке вертикали. Сгибание и разгибание рук в этом положение без смещение угла исходного положения «пирамида».

Упражнение 2. «Стульчик» у стены. И.П. стойка согнутыми ногами у стены. Статическое положение тела в исходном положении.

Упражнение 3. «Ножницы» в упоре лежа на спине. И.П. подъем ног в верх в упоре лежа на полу под углом 450. Движение ног происходит крестное в статическом положение продолжая прибывать в исходном положении.

Упражнение 4. Планка «классика-полу классика». И.П. упор лежа на полу, руки прямые, ноги на ширине плеч. Попеременная ротация сгибательное и разгибательное движение рук в статическом положении в планке и выход в положение.

Комплекс №2

Упражнение 1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу с перемещением рук в упоре лежа. И.П. упор лежа на полу, руки прямые, ноги на ширине плеч. Попеременная ротация с перемещение рук в стороны при каждом разгибание рук в упоре лежа на полу.

Упражнение 2. Запрыгивание на скамейку с полуприседа. И.П. полуприсед лицом к скамейке. Максимальное выпрыгивание вверх и приземление на скамью. Обратный прыжок на пол с возвращением в исходное положение.

Упражнение 3. Скручивание с касанием голеностопа. И.П. упор лежа на полу спиной, колени согнуты прямым углом. Попеременное касание руками голеностопа.

Упражнение 4. Планка с поднятой рукой. И.П. Упор лежа на полу, ноги на ширине плеч, одна рука поднята как можно максимально с амплитудой вверх. Статическое положение тела в исходном положении с последующим попеременной ротацией рук в упоре лежа на полу, находясь в исходном положении.

Комплекс №3.

Упражнение 1. Отжимание спиной к скамье. И.П. Упор лежа прямыми руками спиной к скамье. Сгибание и разгибание рук в максимальной амплитуде.

Упражнение 2. «Конькобежец». И.П. Стойка на одной ноге, руки согнуты в локтях. Попеременные выпады в стороны в прыжке.

Упражнение 3. Повороты туловища с поднятыми ногами в упоре лежа на спине. И.П. Упор лежа на спине, ноги приподняты и согнуты. Попеременный поворот туловища в стороны.

Упражнение 4. Планка скрещенными ногами. И.П. Упор лежа на полу руки прямые. Статическое положение тела в исходном положении с попеременной сменой ног.

Контрольные испытания (тесты) были нами составлены основавыясь на базе нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно- спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» ГТО (4 ступень. Возрастная группа от 13 до 15 лет), с целью определения уровня силовых способностей обучающихся 13 лет.

До начала нашего эксперимента мы провели испытание (тестирование) обучающихся контрольной и экспериментальной группы, для выявления у них исходного показателя уровня физической подготовленности (табл. 1).

Таблица 1. Анализ показателей испытаний (тестов) уровня развития силовых способностей у обучающихся 12-13 лет до начала эксперимента

Испытания (тесты)

Контрольная

Группа

М1 ± m1

Экспериментальная

Группа

М2 ± m2

Подтягивание из виса на высокой перекладине (количество раз)

4 ± 2

4,2 ± 2,1

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (количество раз)

32,7 ± 5,3

32,5 ± 5,3

Бег на 30 метров (сек)

5± 0,3

5,1 ± 0,4

Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см)

192,3 ± 4,5

193 ± 4,6

Метание мяча весом 150 г (м)

35,2 ± 3,1

36 ± 3,3

Анализ показателей в испытании (тесте) подтягивание из виса на высокой перекладине у обучающихся 13 лет в начале нашего эксперимента в контрольной группе составил 4 ± 2 повторений, в экспериментальной же группе он показывал 4,2 ± 2,1повторений, разница между группами составила 0,2 повторений.

Анализ показателей в испытании (тесте) сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу у обучающихся 13 лет в начале эксперимента у контрольной группы он составил 32,7 ± 5,3 повторений, в экспериментальной же группе данный показатель 32,5 ± 5,3, между двумя группами разница составила 0,2 повторений.

Анализ показателей в испытании (тесте) бег на 30 метров в начале эксперимента у контрольной группы 5± 0,3 секунд, в экспериментальной группе 5,1 ± 0,4 секунд, разница между показателями составляет 0,1 секунд.

Анализ показателей в испытании (тесте) прыжок в длину с места толчком двумя ногами в контрольной группе в начале эксперимента составляет 192,3 ± 4,5 сантиметров, в экспериментальной группе данный показатель 193 ± 4,6 сантиметров, разница между группами составила 0,7 сантиметров.

Анализ показателей в испытании (тесте) метание мяча весом 150 г в контрольной группе в начале эксперимента составляет 35,2 ± 3,1 метров, в экспериментальной группе данный показатель 36 ± 3,3 метров, разница между группами составила 0,8 метров.

В экспериментальном тестировании оценивался уровень развития силовых способностей у
обучающихся 13лет.

    Мы видим характерные изменения в динамике прироста силовых показателей во всех испытаниях (тестах), они представлены в (табл. 2).

Таблица 2. Анализ показателей испытаний (тестов) уровня развития силовых способностей у обучающихся 13 лет после завершения исследования

Испытания (тесты)

Контрольная

Группа

М1 ± m1

Экспериментальная

Группа

М2 ± m2

Р

уровень

достоверности

Подтягивание из виса на высокой перекладине (количество раз)

5,2 ± 2,2

7,8 ± 3,4

P≤0,05

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (количество раз)

35,6 ± 5,7

39,9 ± 5,9

P≤0,05

Бег на 30 метров (сек)

4,9 ± 0,5

4,7 ± 0,4

P≤0,05

Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см)

200,5 ± 3,9

215,1 ± 4,6

P≤0,05

Метание мяча весом 150 г (м)

38,2 ± 2,7

46,3 ± 3,3

P≤0,05

По результатам повторных измерений (тестов) можно определить, увеличение силовых способностей обучающихся 13 лет. Из подсчетов статистических измерений видно, что прирост силовых способностей произошел во всех испытаниях (тестах). Но явное преимущество у экспериментальной группы.

Рис.1 Динамический цикл роста показателей в испытании (тесте): подтягивание из виса на высокой перекладине (к.раз) обучающихся 13 лет

При анализировании испытания (теста) подтягивание из виса на высокой перекладине до начала нашего и после проведения нашего эмперического исследования, можно наблюдать, что на этапе начальном в экспериментальной группе показатели составляли 4,2 ± 2,1 повторений, на втором, заключительном этапе показатели составляли – 7,8 ± 3,4 повторений, разница между двумя составила 3,6 повторений. На этапе начальном в контрольной группе показатели составляли 4 ± 2 повторений, на втором, заключительном этапе показатели составляли – 5,2 ± 2,2 повторений, разница между группами составила 1,2 повторение. (рисунок 1).

Мы видим, что в результате проведенных повторных испытаний (тестов) результат в двух группах: экспериментальной и контрольной у обучающихся 13 лет повышен

В испытании (тесте) подтягивание из виса на высокой перекладине прирост силовых показателей в процентном соотношении составил около 85 %, в экспериментальной группе, прирост показателей в контрольной группе он составил 23 %. Разница между двумя показателями прироста в двух группах составила– 52%

Рис.2 Динамический цикл роста показателей в испытании (теста): сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (количество раз) обучающихся 13 лет

При анализировании испытания (теста) сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу до начала нашего и после проведения нашего эмперического исследования, можно наблюдать, что на этапе начальном в экспериментальной группе показатели составляли 32,5 ± 5,3 повторений, на втором, заключительном этапе показатели составляли – 39,9 ± 5,9 повторений, разница между группами составила 8 повторений; На этапе начальном в контрольной группе показатели составляли 7,4 повторений, на втором, заключительном этапе показатели составляли –32,7 ± 5,3 повторений, на втором этапе – 35,6 ± 5,7 повторений, разница между группами составила – 2,9 повторений. (рисунок 13).

В испытании (тесте) сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу прирост силовых показателей в процентном соотношении составил около 23% в экспериментальной группе, прирост показателей в контрольной группе он составил 8%. Разница между двумя показателями прироста в двух группах составила –15%.

Рис.3 Динамический цикл роста покаателей испытания (теста): бег на 30 метров (сек) обучающихся 13 лет

При анализировании испытания (теста) бег на 30 метров до начала нашего и после проведения нашего эмперического исследования, можно наблюдать, что на этапе начальном в экспериментальной группе показатели составляли 5,1 ± 0,4 секунд, на втором, заключительном этапе показатели составляли – 4,7 ± 0,2 секунд, разница между группами составила 0,4 секунд; На этапе начальном в контрольной группе показатели составляли 5 ± 0,3 секунд, на втором, заключительном этапе показатели составляли – 4,9 ± 0,5 секунд, разница между группами составила 0,1 секунд. (рисунок 3).

В испытании (тесте) бег на 30 метров прирост силовых показателей в процентном соотношении составил около 8 %, в экспериментальной группе, прирост показателей в контрольной группе он составил 2 %. Разница между двумя показателями прироста в двух группах составила – 6%.

В данном случае положительное влияние для роста показателей силовых способностей в данном испытании (тесте) поспособствовали узконаправленные упражнения, на мышц ног, которые мы использовали в своем комплексе упражнений.

Рис.4 Динамический цикл роста показателей испытания (теста): прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) обучающихся 13 лет

При анализировании испытания (теста) прыжок в длину с места толчком двумя ногами до начала нашего и после проведения нашего эмперического исследования, можно наблюдать, что на этапе начальном в экспериментальной группе показатели составляли 193 ± 4,6 сантиметра, на втором, заключительном этапе показатели составляли – 215,1 ± 4,6 сантиметров, разница между группами составила 22,1 сантиметров; На этапе начальном в контрольной группе показатели составляли 192,3 ± 4,3 сантиметров, на втором, заключительном этапе показатели составляли – 200,5 ± 3,9 сантиметров, разница между группами составила 8,2 сантиметров (рисунок 4).

В испытании (тесте) прыжок в длину с места толчком двумя ногами прирост силовых показателей в процентном соотношении составил около 12 %, в экспериментальной группе, прирост показателей в контрольной группе он составил 4 %. Разница между двумя показателями прироста в двух группах составила – 8 %.

В данном случае, мы также связываем это с тем, что для роста показателей силовых способностей в данном испытании (тесте) поспособствовали узконаправленные упражнения, на мышц ног

Рис.5 Динамический цикл роста показателей испытания (теста):метание мяча весом 150 г (м) обучающихся 13 лет

При анализировании испытания (теста) метание мяча весом 150 г до начала нашего и после проведения нашего эмперического исследования, можно наблюдать, что на этапе начальном в экспериментальной группе показатели составляли 36 ± 3,3 метров, на втором, заключительном этапе показатели составляли – 46,3 ± 3,3 метров, разница между группами составила 10,3 метров; На этапе начальном в контрольной группе показатели составляли 35,2 ± 3,1 метров, на втором, заключительном этапе показатели составляли –38,2 ± 2,7 метров, разница между группами составила 3 метров. (рисунок 5).

В испытании (тесте) метание мяча весом 150 г прирост силовых показателей в процентном соотношении составил около 28 %, в экспериментальной группе, прирост показателей в контрольной группе он составил – 8 %. Разница между двумя показателями прироста в двух группах составила – 20 %.

В данном случае, мы также связываем это с тем, что для роста показателей силовых способностей в данном испытании (тесте) поспособствовали узконаправленные упражнения, на мышцы рук и верхнего плечевого пояса, которые мы использовали в своем комплексе упражнений.

Заключение.

В ходе нашего исследования мы пришли к выводам, что силовая нагрузка и развитие физических способностей имеют огромное значение для качества жизни и дальнейшего благополучия сегодняшних подростков. При всём многообразии методов и приёмов развития силовых способностей поиск оптимальных средств будет всегда актуальной.

Мы видим по процентному соотношению, что у обучающихся 13 лет прирост во всех испытаниях значительный. Данный прирост по нашему мнению произошел за счет того, что в 13 лет у юноши вступили в пубертатный период. В данном возрасте ярко выслеживается сенситивный период для увеличения силы и силовой выносливости у обучающихся.

Данная методика в процентном соотношении лучше и больше повлияла на результаты силовых способностей 13 летних обучающихся, что позволяет нам предложить эту методику более взрослому возрасту, так как мы считаем, что наша методика будет давать больше эффективности в силовых показателях старшему возрасту, для выполнения задач силовой направленности.


Библиографический список
  1. Тамбовцева, Р. В. Физиологические основы развития двигательных качеств. – М.: Новые исследования, 2011. – №26 – С. 5-14.
  2. Устинов, И.Е. Упражнения на развитие взрывной силы в практике физического воспитания молодежи // Современные научные исследования и инновации. -СПб.: Олимп-СПб., 2014. – 24 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Бикмуллин Динар Мунирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация