Для начала следует уточнить такое понятие, как «проектная деятельность». Проектную деятельность обучающихся можно рассматриваться в качестве дидактической системы, а метод проектов в качестве элемента этой системы и образоватлеьной технологии, которая предусматривает не только интеграцию знаний, но и использование актуализированных знаний, приобретение новых.
В.Ф. Сидоренко отмечает, что проектная деятельность представляет собой комлексную организованную систему взаимодействия субъектов образовательного процесса, которая связана функционально с системами планирования, производства и управления [4].
По мнению Н.С. Бабиной проектная деятельность является трудовой умственной деятельностью, которая ориентирована на создание теоретической модели объекта проектирования и материальной реализации её в виде модели, макета, готового изделия, прототипа [1].
Проектная деятельность обучающихся представляет собой сторону, элемент проектного обучения, который связан с удовлетворением и выявлением потребностей обучающихся посредством проектирования и создания идеального или материального продукта, который обладает субъективной или объективной новизной. Проектная деятельность – это творческая учебная деятельность, цель которой – это решение практической цели или задачи. Содержание проектной деятельности определяется обучающимися и осуществляется ими в процессе теоретической проработки и практической реализации при консультации непосредственно педагога. Из этого можно сделать вывод, что важным компонентом проектного обучения является деятельность педагога.
Опираясь на опыт и интересы обучающихся, педагог помогает ему выбрать направление, содержание и цели образовательной деятельности, формы и пути её реализации, методы анализа и оценки результата, выстроить деятельность по выполнению и реализации проекта. Таким образом, в случае, когда речь идет о взаимодействии педагога и обучающихся в процессе создания проекта, правильнее говорить о методе проектов [5].
Проектная деятельность имеет конкретную структуру: цель, мотивы, функции, содержание, результат.
Цель проектной деятельности обучающихся представляет собой создание продукта, который обладает субъективной или объективной новизной и имеет социальную или личностную значимость.
Мотивы проектной деятельности обучающихся – это социальные и личностные потребности в различного рода ценностях.
Проектная деятельность реализует технологическую, исследовательскую, креактивную, преобразовательную, отражательную и созидательную функции.
Содержание проектной деятельности заключается в проведении подготовительных исследовательких действий, а также защиту созданного объекта.
Результатом проектной деятельности является определённый продукт (проект) и развитие личности обучающегося. [2]
Можно выделить следующие типы проектов:
- исследовательский проект, который по структуре напоминает настоящее научное исследование. Данный тип проектов включает обоснование актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, обсуждение полученных результатов;
- творческий проект, который предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть театрализации, спортивные игры;
- ролевой проект, который заключается в том, что участники проекта берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев;
- информационный проект, который направлен на сбор информации о каком-то объекте. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды;
- практико-ориентированный проект, который нацелен на общественные интересы самих участников проекта либо внешнего заказчика. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни группы, образовательной организации, микрорайона, города, государства.
По признаку предметно-содержательной области можно выделить следующие два типа проектов:
- монопроекты, которые проводятся в ходе серии учебных занятий в рамках одной учебной дисциплины. Различают типы монопроектов: лингвистические (языковые), географические, спортивные, естественно-научные, культуроведческие, экологические.
- межпредметые проекты, которые выполняются, как правило, во внеаудиторное время. Требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы творческих групп, хорошо проработанной формы промежуточных и итоговой презентаций.
По характеру координации проекты могут быть следюущие:
- с открытой, явной координацией – предполагают консультационно-координирующую функцию руководителя проекта.
- со скрытой координацией – координатор выступает как полноправный участник проекта. Предполагает совместную учебно-познавательную деятельность обучающихся – партнеров, организованную на основе компьютерных телекоммуникаций и направленную на достижение общего результата совместной деятельности.
По характеру контактов проекты бывают разных типов:
- внутренний – организуют внутри образовательной организации, в рамках одного региона, одной страны;
- международный – предполагает участие студентов из разных стран.
По количеству участников проекта классификация выглядит следующим образом:
- личностный – проводится индивидуально, между двумя партнерами;
- парный – проводится между парами участников;
- групповой – проводится между группами.
По продолжительности проведения проекты классифицируются на:
- краткосрочный – проводится для решения небольшой проблемы или части более значимой;
- средней продолжительности (1-2 месяца) – междисциплинарный, содержит достаточно значимую проблему;
- долгосрочный (до года) – междисциплинарный. Содержит достаточно значимую проблему [3].
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод что, каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них. В реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов, проектно-ориентированных и ролево-игровых.
Библиографический список
- Бабина, Н.С. Метод проектов в образовательном пространстве школы и вуза: Метод. Рекомендации / Челяб. Гос. Пед. ун-т /Сост. С.Н. Бабина.-Челябинск: ЧГПУ, 1999.
- Матяш М.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/ Под ред. Рубцова В.В. – Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000. 118–120 с.
- Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностр. языки в школе. – 2000. – № 2. – с. 3-10.
- Сидоренко, В.Ф. Генезис проектной культуры // Вопросы философии. – 1984. – № 10. – С. 87-99
- Чечель И. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанности всезнающего оракула / И. Чечель // Директор школы. – 1998. – № 3. – с. 11-16.
Количество просмотров публикации: Please wait