В настоящее время важнейшими тенденциями развития отечественной системы образования можно считать демократизацию, вариативность обучения, гуманизацию. Опора на эти тенденции предполагает построение образовательного процесса с учётом индивидуальных способностей, возможностей и потребностей всех обучающегося, опорой на их личностные качества и имеющиеся навыки. Важен также учёт местных и региональных условий и традиций. В этой связи большое значение имеет применение личностно-ориентированного подхода и технологий, основанных на данном подходе. Использование личностно-ориентированного подхода в учебном процессе даёт возможность сформировать и развить у обучающихся навыки самостоятельной работы, адаптации к изменениям и преобразованиям, как в жизни, так и в учёбе и профессиональной деятельности. Педагог при помощи таких технологий развивает у обучающихся навыки самостоятельного анализа проблемных ситуаций, оценки путей их разрешения, даёт им возможность самообучаться и самосовершенствоваться.
Личностно ориентированный подход предполагает организацию образовательного процесса, фундаментом которого становится личность обучающегося, его опыт и возможности. Данный подход даёт возможность раскрыться каждому обучающемуся, узнать на что каждый способен. Возможности и потребности обучающихся раскрываются и после согласовываются с содержанием обучением – это и есть основа данного подхода. Средствами эффективного применения личностно-ориентированного подхода являются кооперация педагога и обучающихся, коммуникация субъектов обучения, личностное самовыражение. Необходимые качества в данной связи – это целеустремлённость, ответственность и самостоятельность.
Целью применения в обучении личностно-ориентированного подхода являются всестороннее развитие личности обучающегося, формирование его индивидуальности, раскрытие активного творческого потенциала.
Косарев В.Н. и Рыков М.Ю. отмечают, что личностно-ориентированный подход основывается наследующих базовых принципах:
- принцип природосообразности, который позволяет брать во внимание природные особенности и возможности каждого обучающегося. Данный принцип предполагает развитие эмоциональной сферы обучения – мотивации к изучению учебного материала, стимулирование чувства успеха и удовлетворения от получения образовательных результатов;
- принцип продуктивности предполагает совместную творческую деятельность педагога и обучающихся, их эффективное и результативное взаимодействие. В рамках этого принципа осуществляется не просто развитие умений и навыков обучающихся, но и формирование социально-культурного духовного опыта;
- принцип активного отношения к миру и самому себе, который выступает в творческом проявлении;
- принцип автономности предполагает увеличение доли самостоятельной работы обучающихся, внедрение в образовательный процесс элементов взаимообучения [2].
Л.Г. Семушина Л.Г. и Н.Г. Ярошенко выделяют следующие аспекты применения личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе:
- осуществление педагогического взаимодействия на основе признания самоценности и самобытности личностного опыта каждого обучающегося;
- раскрытие индивидуального потенциала каждого обучающегося;
- выявление и учёт индивидуальных особенностей и способностей обучающихся;
- раскрытие определённых возможностей индивидуального обучения [3].
Ковалева О.И. выделяет следующие факторы эффективного использование личностно-ориентированного подхода в обучении:
- стремление к повышению уровня самостоятельности, активной познавательной деятельности;
- наличие интереса к освоению учебного материала;
- формирование навыков коллективной работы во взаимодействии субъектов обучения;
- опора на целеустремлённость в активной познавательной деятельности;
- навыки аргументации собственной точки зрения;
- формирование навыков самостоятельного разрешения возникших проблем и существующих противоречий;
- навыки самоанализа личности, самооценки собственной деятельности, потребность в исправлении допущенных ошибок;
- умение воспринимать критику своей деятельности, а также похвалу [1].
Таким, в основе личностно-ориентированного подхода лежит учёт индивидуальных способностей, возможностей и потребностей обучающихся. Базисом такого обучения является личность обучающегося, цель обучения состоит в гармоничном формировании и развитии личности. Важнейшими личностными качествами в данной связи выступают самостоятельность, инициативность, целеустремлённость и коммуникабельность.
Библиографический список
- Ковалева О.И. Личностно-ориентированный подход в обучении студентов вузов. Калуга, 2003. С. 134-136.
- Косарев В.Н., Рыков М.Ю. К вопросу о личностно-ориентированном подходе в обучении и образовании // Artium Magister. 2007. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-lichnostno-orientirovannom-podhode-v-obuchenii-i-obrazovanii (дата обращения: 08.11.2020).
- Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: [учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования] – М.: Мастерство, 2001. -272 с.
Количество просмотров публикации: Please wait