ОТКРЫТОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА И ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ИНКЛЮЗИВНОМ ВУЗЕ

Аллахвердиева Лейла Мадат кызы1, Бабанова Елена Михайловна2
1Московский государственный гуманитарно-экономический университет, доктор экономических наук, профессор кафедры «Управление и предпринимательства»
2Московский государственный гуманитарно-экономический университет, старший преподаватель кафедры «Управление и предпринимательства»

Аннотация
В статье рассматриваются проблемы роли образовательной среды высших учебных заведений инклюзивного образования для в профессиональной подготовке студентов с ОВЗ. Исследуются вопросы основных факторов, способствующих их социальной адаптации в процессе их профессиональной подготовки на основе формирования в вузе позитивной образовательной среды.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Аллахвердиева Л.М.к., Бабанова Е.М. Открытость социального пространства и формирование позитивной образовательной среды в инклюзивном вузе // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/01/33508 (дата обращения: 23.02.2024).

В последние годы в российской образовательной системе происходят сложные и разноплановые процессы, которые являются отражением потребности общества на развитие человека, формирование его личностных качеств. Понимание того, что только самореализация личности является основной целью любого социального развития, и последовавшие за этим изменения в общественном сознании вызвали к жизни формирование новой парадигмы образования, опирающейся на такие достаточно новые понятия, как «инклюзивное образование». В рамках этой парадигмы необходимо было реализовывать, пусть постепенно, принцип равных возможностей для всех граждан, в том числе в отношении людей, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах.

С этой точки зрения инклюзия была призвана обеспечить для всех его участников доступное образование, адекватное их способностям, а не физическим возможностям. В этих новых чертах системы образования нашли свое отражение и общие тенденции развития самого российского общества, которое в настоящее время стали отличать расширение открытости всего российского социального пространства. Эта открытость предполагает и включение в свою сферу тех социальных групп, которые до определенного времени находились в некоторой социальной «изоляции» (ограниченности) в силу сложившихся для них сложных социальных обстоятельствах, порожденных тем, что их состояние здоровья не позволяло им активно включаться в социальные связи. Иными словами, как отмечают специалисты, в обществе существуют «многочисленные слои, которые не могут справиться со сложными обстоятельствами в силу низкого потенциала жизнедеятельности». [1, с. 59]

Инклюзивное образование означает для них способом расширения своего социального пространства несмотря на некоторые ограничительные особенности их здоровья. Вместе с тем, как известно, в образовании «как в зеркале, отражаются все процессы, происходящие в обществе: социальные, экономические, политические, духовные, и система образования активно участвует в их формировании». [2, с. 75] И сама идея инклюзии как процесса вовлечения лиц с ограниченными возможностями здоровья в единое образовательное пространство со здоровыми людьми основывается на принципе адаптации системы образования к индивидуальным особенностям людей.

В свою очередь, в самой системе образования расширение открытости социального пространства означало не только включение особых групп обучаемых, в том числе, людей с ограниченными возможностями здоровья, в общий образовательный процесс, но и формирование такой образовательной среды учебных заведений, в которой позитивное и доброжелательное отношение всех сторон и участников образовательного процесса постепенно становится его важной и неотъемлемой характеристикой.

Нельзя не признать, что в настоящее время в российском образовании уже произошли значительные перемены в понимании роли и функции образования в обществе, которые стали отражением смены ориентиров всего общества в направлении оценки значения личностных качеств человека. В общественном сознании стало всё более утверждаться мнение о том, что только самореализация личности является основной целью социального развития. Примером тому служит активное внедрение в российскую образовательную систему идеи инклюзии.

Признание того, что в любом цивилизованном обществе отношение к инвалидам всегда было основано на помощи и содействии, тем более, что в условиях инклюзивного образования осуществляется не только общеобразовательная и профессиональная подготовка инвалидов, но и их социальная реабилитация, активное включение в систему социальных связей современного общества. А их социальная реабилитация, на наш взгляд, не будет успешной без формирования позитивной образовательной среды в учебных заведениях.

Отметим также, что первоначально инклюзивный подход в образовании в России, как и в мире в целом, стал утверждаться в связи с тем, что «в современном обществе на смену «медицинской» модели, которая определяет инвалидность как нарушение здоровья и ограничивает поддержку людям с инвалидностью социальной защитой больных и неспособных, приходит «социальная» модель, которая утверждает:

• причина инвалидности находится не в самом заболевании как таковом;

• причина инвалидности – это существующие в обществе физические («архитектурные») и организационные («отношенческие») барьеры, стереотипы и предрассудки». [3]

Учитывая это, в России принципы инклюзии стали постепенно привносится в образовательную практику, что в конечном итоге выразилось в изменении ряда ценностных и нравственных основ отечественной системы образования. В конечном итоге принятие в 2012 году нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в котором было дано определение инклюзивного образования как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей», законодательно закрепило эти изменения. [4]

Вместе с тем, преодоление вышеназванных барьеров не было простым процессом для российских образовательных учреждений. Для преодоления физических («архитектурных») барьеров понадобились определенные затраты, выразившиеся в формировании так называемой «доступной среды», то есть адаптации их инфраструктуры.

Еще одним аспектом проблемы является то, обучающиеся в вузах студенты с ограниченными возможностями здоровья затрачивают дополнительные, в сравнении с их здоровыми сверстниками, усилия для преодоления неизбежных препятствий в виде сложностей в передвижении по территории учебных заведений, по пути к учебным аудиториям и пр. В целях решения такого рода проблем Минтрудом РФ была принята и продолжает реализовываться Программа “Доступная среда”. [5]

Эта программа была разработана и направлена на решение задачи обеспечения возможностей пространственного передвижения инвалидов с учетом их реальных физических возможностей. В процессе ее реализации в настоящее время «практически во всех учебных заведениях появились пандусы и лифты для студентов на инвалидных колясках, указывающие надписи дублируются на языке Брайля, созданы необходимые гигиенические условиях». [6]

В свою очередь, преодоление «отношенческих» барьеров потребовало иного рода усилий уже со стороны как самих студентов, так и преподавателей. Специалисты отмечают, что «в действительности для отношенческих барьеров при инклюзивном подходе в современных условиях есть веские основания. Так, при предъявлении одинаковых требований ко всем студентам с инвалидностью зачастую требуется затратить большее количество времени для освоения пройденного материала, приложить большие усилия, чем «здоровому» студенту. Во время лекции студенты с инвалидностью задают большее количество уточняющих вопросов, а темп записи материала гораздо ниже». [7, с. 92]

Иными словами, образовательная среда инклюзивных вузов должна быть соответствующим образом учитывать все эти обстоятельства и соответствующим образом приспособлена к особым образовательным возможностям студентов с ОВЗ. Такого рода приспосабливание и корректировка образовательной среды предполагает как адаптацию самих образовательных программ в инклюзивных вузах, которые должны учитывать особенности обучения данной группы студентов, так и формирование доброжелательного отношения к ним со стороны их здоровых сокурсников. Иначе говоря, «когда «здоровый» человек поступает в инклюзивное образовательное учреждение, он осознанно готов принять те ценности, которые присутствуют в данной социальной среде». [7, с. 95]

Последнее относится не только к студентам, но и к преподавателям, которые обладать определенной подготовкой в сфере понимания особенностей инклюзивного образования, а также умением работать в данной образовательной среде, особенностью которой является ее приспособленность к физическим и психологическим возможностям студентов. И этот сложный барьер вузами, принявшими идею инклюзивного образования, в целом был достаточно успешно преодолен. В конечном итоге, как показала реальная практика, ликвидация вышеназванных барьеров и создание специальных условий для получения образования студентам с ОВЗ было призвано к тому, чтобы эффективно способствовать более успешной их социализации благодаря созданию благоприятной для них образовательной среды в инклюзивных вузах.

Отметим также, что особым аспектом формирования открытой и доброжелательной образовательной среды вузов является и то, что российскому обществу традиционно свойственно многообразие национальных культур. Соответственно и мультикультурность является характерной частью образовательной среды многих образовательных учреждений страны. Принцип ценности самобытности, равноправия и многообразия культур, на которых базируется идея современного образования, который нашел свое отражение во Всеобщей декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии, принятой еще в 1982 году.  [8]

В ряде других документах ООН также отмечается, что представителям различных национальных культур следует научиться жить вместе, развивая знания о других, а также проявлять уважительное отношение к другим культурам. [9] Но для России, в отличие от многих стран, все это не является образовательной инновацией. Все это давно уже стало характерной особенностью образовательной системы страны и частью решения проблем формирования образовательной среды в российских высших учебных заведениях, в том числе, в инклюзивных вузах.

Особо следует отметить необходимость овладения студентами знаниями основных аспектов межнационального общения в условиях глобализации, а также овладение ими продуктивными способами осуществления межкультурного взаимодействия с участниками образовательного процесса, что «позволит выпускникам вузов эффективно решать задачи в современном глобальном культурно разнообразном мире». [10, с. 123]

Важным должно являться и «использование разнообразных методов и форм (массовой, групповой, индивидуальной) воспитательной работы, рассчитанной на поэтапное формирование и развитие у студентов профессиональных качеств личности, обогащение эмоционального мира молодых людей нравственными переживаниями, чувствами, накопление индивидуального социального опыта». [11, с. 191]

В завершение отметим то, что сама образовательная среда высшего учебного заведения представляет собой то сложное социальное и пространственное окружение, которое воздействует на формирование личности студентов. Причем, с одной стороны, ее в наиболее общем виде можно обозначить, как все то, что лежит вне поля педагогического воздействия. С другой стороны, нельзя не признать, что она неизбежно формируется под влиянием этого управляемого педагогического воздействия, являющегося неотъемлемой частью процесса обучения.

Соответственно, формирование позитивной образовательной среды российских учебных заведений в своей сущности должно означать именно позитивное (во всех его аспектах) отношение к обучаемым вне зависимости от различных их социальных особенностей, которые могут носить как возрастной, медицинский, национальный или иной другой характер. И именно это составляет важнейшую традицию отечественного образования.


Библиографический список
  1. Беляева Л.А. Социальные дистанции как характеристика социального пространства современной России // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2018. Т. 18. № 1. С. 58-72.
  2. Кураков А.Л. Повышение качества высшего профессионального образования как важнейший фактор экономического роста // Актуальные проблемы экономики и права. 2007. № 1. С. 75-80. [Электронный ресурс] // КиберЛенинка. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-kachestva-vysshego-professionalnogo-obrazovaniya-kak-vazhneyshiy-faktor-ekonomicheskogo-rosta (дата обращения 20.10.2020).
  3. Инклюзивное образование в России. – М.: Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), 2011 г. // Официальный сайт ЮНИСЕФ. URL: http://perspektiva-inva.ru/userfiles/education/publication/incliuzivnoe-obrazovanie-v-rossii.pdf (дата обращения 18. 01.2020)
  4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система Консультант Плюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 23.10.2020).
  5. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. N 1297 “Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Доступная среда” на 2011 – 2020 годы”. [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ. URL: https://base.garant.ru/77673671/ (Дата обращения 21.10.2020).
  6. Михальчи Е.В. Состояние инклюзивного образования в системе высшего образования в России //Современные проблемы науки и образования. Электронный научный журнал. – 2014. – № 2. Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12445 (Дата обращения 17.10.2020)
  7. Байрамов В. Д., Бабанова Е.М. Социально-психологические барьеры в инклюзивном образовании // Среднерусский вестник общественных наук. 2016. Том 11. № 6. С. 90-96.
  8. Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии. // Официальный веб-сайт Центральных учреждений Организации Объединенных Наций. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/cultural_diversity.shtml (дата обращения 18.10.2020).
  9. Образование: сокрытое сокровище. Основные положения Доклада Международной комиссии по образованию для XXI века. Электронная версия основных положений Доклада Международной комиссии о глобальных стратегиях образования в XXI веке. [Электронный ресурс] // ОД «Информация для всех». Режим доступа: http://www.ifap.ru/library/book201.pdf (дата обращения 18.10.2020).
  10. Баташова С. М., Широбоков С. Н. Развитие межнационального общения в студенческой среде // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2017. Раздел 2. Педагогические науки. С. 122-124. [Электронный ресурс] // КиберЛенинка. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-mezhnatsionalnogo-obscheniya-v-studencheskoy-srede (дата обращения 20.10.2020).
  11. Тихомирова Е.Л., Шадрова Е.В. Проблемы обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья в вузах России. /В кн.: Инклюзивное образование: проблемы и перспективы: сборник научных трудов по материалам международной научно- практической конференции «Сетевое взаимодействие университетов с социальными партнерами в области инклюзивного образования: международный и региональный аспект» (Великий Новгород, 19-21 мая 2014 года) / сост. Е.В. Иванов; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2014. С. 184-193.


Все статьи автора «v.taktaev»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: