ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Назипова Лилия Ирековна
Нижнекамский филиал Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП)
студентка 2 курса очного обучения по специальности «Общая психология», магистр

Аннотация
В данной статье рассматриваются особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте, описываются результаты проведенного исследования, которое было направлено на оценку типов агрессивного поведения современных подростков.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Назипова Л.И. Особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте // Гуманитарные научные исследования. 2020. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2020/04/26518 (дата обращения: 01.03.2024).

Проблема изучения агрессивного поведения подростков представляет определенный интерес, так как число агрессивных проявлений подростков в современном мире увеличивается, и это способствует беспокойству родителей, учителей и психологов. Сейчас часто в подростковой среде можно наблюдать жадность, гнев, презрение, неоправданную жестокость при общении друг с другом, в школе, на улице и в общественных местах. Агрессивные тенденции в подростковом возрасте обусловлены двумя наиболее яркими факторами – новообразованиями возраста и влиянием общества. На подростка оказывают влияние его семья, школа и сверстники, а также деятельность различных средств массовой информации, которые на фоне болезненного подросткового кризиса накладывают тяжелый отпечаток на психологическое здоровье подростка, что влечет за собой проявление агрессивное поведение. Среди психологов и педагогов, обративших внимание на изучение этого вопроса, следует отметить: Л. М. Семенюк, В. С. Мухина, С. Л. Соловьев, В. И. Трубников и др., За рубежом: Л. В. Берковиц, А. Бандура, Р. Барон, Р. Вальтер и т. д. В настоящее время многие авторы предложили множество определений агрессивного поведения, но наиболее распространенные из них даны Р. Бароном и Д. Ричардсоном [2], определяющие агрессивность как свойство индивидуального, целенаправленного деструктивного поведения. заключающийся в наличии деструктивных тенденций, с целью причинения вреда человеку. Что касается форм агрессивных реакций у подростков, обнаруженных в различных источниках, необходимо подчеркнуть следующее: Физическая агрессия – подросток применяет физическую силу против другого человека. Косвенная агрессия – это совершение таких актов агрессивного характера, которые направлены на кого-то оконными способами ( крики, сплетни, злые шутки и т. Д.). Вербальная агрессия – использование подростком в качестве выражения его негативных эмоций словесных форм (угрозы, визг и т. Д.). Раздражительность – у подростка в малейшем случае проявляется резкость, трепет, грубость. Негативность – выражается в противостоянии законам и обычаям. Обида – это зависть и ненависть подростка по отношению к другим, что вызвано чувством горечи, гневом на весь мир в связи с реальными или предполагаемыми страданиями. Подозрение – проявляется в недоверии и осторожности подростка к окружающим, из-за убеждения, что они могут ему навредить. Скрытая агрессия – это систематическая атака на кого-то, но без открытого проявления враждебности. На основании вышеизложенного, а также на основании основных положений, касающихся проблемы агрессивного поведения, его основных типов и свойств, их развития у подростков, было решено исследовать особенности агрессивного поведения у подростков. В исследовании приняли участие 40 школьников, 16 мальчиков и 24 девочек в возрасте от 15 до 16 лет. Эмпирическое исследование было проведено в форме группового тестирования в ноябре 2019 года. В исследовании использовалась методика, предложенная на семинаре по психологии возраста, под редакцией Л. А. Головей и Э. Ф. Фишалко [3], методика исследования агрессивности Басса-Дарки. Эта анкета предназначена для исследования уровня агрессивности человека. Разработано А. Бассом и А. Дарки. При разработке анкеты они выявили следующие виды агрессии: физическая, косвенная, словесная, раздражение, негатив, обида, подозрение, вина. И индекс агрессивности и индекс враждебности выделяются. В ходе исследования подросток читает 75 утверждений и примеряет их на себя, насколько они соответствуют его стилю поведения, и отвечает одним возможным ответом: «да» и «нет». Анализируя полученные данные в ходе исследования, было установлено, что: из всех детей, принявших участие в исследовании, 7 из 40 подростка, т.е. 17,5 %, показали высокий показатель агрессивности, 15 детей, т.е. 37,5 %, – средний показатель, а у 18 детей, т. е. 45%, – низкий показатель (рис.1).

Рис.1

Преобладающие показатели (средний и низкий индекс агрессивности) характерны для подростков, которые в нормальных условиях не проявляют агрессивности, но в особо значимых эмоциональных ситуациях могут проявлять различные типы агрессии. Что касается индекса враждебности, то среди подростков никто не показал низкого уровня. Средний уровень составляет 22 из 40 ребенка, то есть 55 %, и высокий уровень 18 детей, то есть 45 % (рис. 2).

Рис. 2

Этот результат может быть связан с тем, что подростки являются подозрительными, не готовы воспринимать критику и другие мнения, кроме них, а также имеют нестабильную самооценку, в результате чего они часто проявляют реакцию, которая развивает негативное отношение к людям и событиям. Исследование также показало, что наиболее распространенными среди респондентов являются словесная агрессия, которая характерна для 40 % (16 из 40) респондентов, вина – 32,5 % (13 из 40), раздражительность – 27,5 % (11 из 40). Эти данные свидетельствуют о том, что эти подростки чувствительны к негативности и с большей вероятностью выражают негативные чувства через крики или угрозы, и что проявления агрессии могут выражаться по отношению к ним самим. Следует также упомянуть о соотношении сексуальной агрессии, где было установлено, что у мальчиков было чувство вины (50%) и словесная агрессия (33%), в то время как у девочек было больше словесной агрессии (41%), вины (18%). ) и раздражение (18%). Подводя итог, можно сказать, что агрессия в подростковом возрасте характеризуется ситуативностью. Для подростков характерны такие формы агрессии, как словесная агрессия, вина и раздражительность. Есть сексуальные различия в проявлении агрессивных реакций. Но следует понимать, что агрессия в нашей жизни может проявляться не только в отрицательном значении (например, драки, угрозы, ущерб собственности), но и в положительном значении (например, проявление агрессии может способствовать адаптации, защите от внешней угрозы или может помочь защитить свои интересы). И исходя из этого, родители, учителя и психологи должны понимать, что для агрессивного подростка важна концепция управления своим поведением, и учить их этому – процесс довольно длительный и сложный, но необходимый для полноценного психического развития и комфортный социальная жизнь. В этой сложной работе родители, психологи, а также учителя могут извлечь выгоду из специальных мер, направленных на регулирование агрессивного поведения подростка.


Библиографический список
  1. Авдулова Т. П. Агрессивный подросток: книга для родителей [Текст] / Т. П. Авдулова. — М.: Академия, 2018. — 128 с.
  2. Бэрон Р. Агрессия [Текст] / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. — СПб.: Питер, 2014. — 352 с.
  3. Головей Л. А. Практикум по возрастной психологии [Текст]: Учеб. пособие / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. — СПб.: Речь, 2018. — 688с.
  4. Мурадова В. И. Агрессивное поведение современных подростков // Молодой ученый. — 2016. — №15. — С. 413-415. — URL https://moluch.ru/archive/119/33130/ (дата обращения: 14.02.2020).


Все статьи автора «Назипова Лилия Ирековна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: