Физкультурно-спортивная деятельность как часть жизни людей представлена различными формами: зарядка, разминка, физкультпауза, спортивные соревнования, тренировка и так далее. Несмотря на все ее разнообразие, проблема нехватки двигательной активности людей сохраняется, и набирает обороты в среде школьников.
Физкультурно-спортивная деятельность как объект исследования проявилась в работах А.Е. Алабужева, А.Я. Журкиной, В.Г. Камалетдинова, Ю.М. Николаева, В.И. Столярова и других. Изучая определения термина «физкультурно-спортивная деятельность», были выделены следующие [5]:
Источник, автор | Определение |
Российская педагогическая энциклопедия | совокупность мероприятий для осуществления таких видов деятельности, как оздоровительной и развивающей физические способности учащихся средствами физической культуры и спорта» |
В.Г. Камалетдинов | специфический вид социальной деятельности, в процессе которой происходит удовлетворение физических и духовных потребностей человека посредством занятий физическими упражнениями |
В.И. Столяров | средство и условие оздоровления и физического совершенствования человеческого организма |
С.И. Лукьянов | эффективный механизм, направленный на слияние социальных и индивидуальных интересов и как средство, способствующее повышению работоспособности организма |
А.Е. Алабужев | средство воспитания здорового стиля жизни, способствующего освоению общечеловеческих ценностей культуры |
Для физкультурно-спортивной деятельности, как и любого другого, необходима мотивация к ее осуществлению. Чем сильнее мотивы для ее носителя, тем эффективнее будет результат.
Изучая определения термина «мотивация» в рамках физкультурно-спортивной деятельности, нами выбрано определение, данное А.О. Поповой, Л.А. Ивановой, О.В. Савельевой: «Мотивация является основой активного, настойчивого, положительного отношения к физкультурной и спортивной деятельности» [3].
Положительное отношение к занятиям физической культурой и спортом формируется, по мнению Наговицына Р.С., не одномоментно. Для наилучшего формирования внутренних побудителей следует придерживаться последовательных действий: первоначально получить базовые знания и навыки в области гигиены, а затем усовершенствовать их до глубоких знаний в области психосоматики, теории и методики физической культуры и спорта, а также регулярными занятиями спортом [2].
Пятаковым В.В. выделяются следующие мотивы [2]:
- Оздоровительные мотивы.
- Двигательно-деятельностные мотивы.
- Соревновательно-конкурентные мотивы.
- Эстетические мотивы.
- Коммуникативные мотивы.
- Познавательно-развивающие мотивы.
- Творческие мотивы.
- Профессионально-ориентированные мотивы.
- Административные мотивы.
- Психолого-значимые мотивы.
- Воспитательные мотивы.
- Статусные мотивы.
- Культурологические мотивы
Изучая проблему мотивации следует отметить, что она имеет возрастные особенности. Так для младшего школьного возраста (7-10 лет) при осуществлении физкультурно-спортивной деятельности большое значение имеет сам процесс движения. Для среднего школьного возраста (11-15 лет) большое значение имеет мнение окружающих, особенно сверстников, поэтому основными побудителями к физкультурно-спортивной деятельности являются телесная красота, развитые физические качества. В старшем школьном возрасте (16-17 лет) усиливается самоактуализация, поэтому приобретает значимое место в мотивах к занятиям физической культурой и спортом оздоровление.
Так как формы физкультурно-спортивной деятельности весьма разнообразны, то перед педагогом встает задача – отобрать наиболее оптимальные для процесса обучения, способные усилить мотивацию обучающихся занятиям физической культурой и спортом. Одной из набирающих популярность форм является Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО).
«Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) — это полноценная программная и нормативная основа физического воспитания населения страны, нацеленная на развитие массового спорта и оздоровление нации» [4].
Особенностью ГТО является стандартизация показателей физической подготовленности людей по различным параметрам (пола, возраста, ограничений физических возможностей), а также по трем уровням сложности.
К.Н. Дементьев, отмечает, что система нормативов ГТО способствует повышению значимости уроков физической культуры, так как отображает не только требования образовательного стандарта, но и социальный заказ на физически подготовленных для своего возраста детей [1].
Таким образом, мы считаем, что мотивация обучающихся к сдаче норм ГТО – это формирование устойчивого интереса к осуществлению физкультурно-спортивной деятельности через сдачу нормативов, утвержденных во Всероссийском физкультурно-спортивным комплексе «Готов к труду и обороне», которые выступают показателями уровня физической подготовленности обучающихся.
Библиографический список
- Дементьев К.Н. Мотивационная обусловленность занятий физической культурой учащейся молодежи/ К.Н. Дементьев // Теория и практика физической культуры. – 2017. – № 11. – С. 33-35.
- Наговицын Р.С. Мотивация студентов к занятиям физической культурой в вузе// Фундаментальные исследования. – 2011. – № 8 (часть 2). – С. 293-298
- Попова А.О. Мотивация студентов – эффективный способ выполнения нормативов комплекса ГТО/ А.О. Попова, Л.А. Иванова, О.В. Савельева// Интернет-журнал Науковедение. – 2015. – Т. 7. - № 3 (28). – С. 174.
- Что такое ГТО // Сайт «ВСФК ГТО». – [Режим доступа] URL: https://www.gto.ru/ (Дата обращения: 27.12.2019)
- Шарифуллина С.Р. Формирование готовности будущих педагогов к управлению физкультурно-спортивной деятельностью: дис. … канд. пед. наук. – Марий Эл, 2015. – 182 с.