Планирование проекта – непрерывный процесс определения наилучшего способа действий для достижения поставленных целей проекта с учетом складывающейся обстановки. Цель планирования состоит в построении модели реализации проекта [1].
Как отмечалось выше, программа по экономике предлагает отдельный проектный модуль для 5-8 классов, темы раздела с каждым годом остаются неизменными, учитель может выбрать направление проекта самостоятельно. Рассмотрим возможное тематическое планирование данного модуля на примере 8 класса (таблица 1).
Таблица 1 – Тематический план модуля 7 «Проектная деятельность учащихся» по экономике для 8 класса
Темы модуля |
Знания, умения и навыки |
Методы контроля |
Упражнения по формированию проектных навыков* |
8 класс «Моя фирма» |
|||
Актуализация и проблематизация (1 ч.) |
Знать: Что такое актуальность проблемы; Уметь: Видеть проблему в предложенной ситуации; Владеть: Способами грамотного формулирования проблемы |
Эссе |
Определение актуальности явления |
Концептуализация и целеполагание (1 ч.) |
Знать: Как идея соотносится с целью; Уметь: Правильно формулировать цель; Владеть: Навыками концептуализации и целеполагания |
Тестирование |
Верна ли цель? |
Решение конкретно-практических задач и создание образовательных продуктов (1 ч.) |
Знать: Где искать решение проблемы; Уметь: Составлять план решения проблемы; Владеть: Навыками создания образовательного продукта |
Наблюдение |
Порядок поиска решений |
Презентация полученного проектного продукта (1 ч.) |
Знать: Что такое презентация проекта; Уметь: Защищать свои разработки; Владеть: Навыками публичного выступления |
Защита проекта |
Развитие навыка публичного выступления |
Оценка и рефлексия проектных действий (1 ч.) |
Знать: Что такое рефлексия; Уметь: Объективно оценить свой продукт; Владеть: Навыками самооценки |
Наблюдение, оценка по рейтингу |
Составление чек-листа |
Тематический план проекта для 9 класса будет иметь несколько другой вид, поскольку здесь авторы программы не предусмотрели отдельный модуль, а позволили учителю строить образовательный процесс, связанный с проектной деятельностью, самостоятельно. Метод контроля для каждой темы одинаков – это защита своего интеллектуального образовательного продукта. С 5 по 8 класс ученики формируют проектные навыки, которые потом смогут в полной мере применить как в работе над проектами в 9 классе, так и в современной экономической действительности [2].
Таблица 2 – Тематический план проектов по экономике для 9 класса
Модуль |
Тема проекта |
Знания, умения и навыки |
Упражнения по формированию проектных навыков* |
Деньги и инфляция |
Борьба с инфляцией |
Знать: Сущность денег; Уметь: Определять понятия «инфляция», «дефляция»; Владеть: Навыком решения задач на инфляцию. |
Распределение ролей |
Банки и банковская система |
Выгода |
Знать: Структуру банковской системы; Уметь: Оценить роль ЦБ в банковской системе; Владеть: Механизмами получения банковской прибыли. |
Планирование проекта |
Государство в экономике |
Разработка налоговой системы |
Знать: Цели и функции государства в экономике; Уметь: Различать уровни бюджета; Владеть: Навыком анализа информации Налогового Кодекса РФ для определения ставок различных налогов |
Выбор визуального представления продукта |
Рынок труда. Безработица |
Борьба с безработицей |
Знать: Экономическую природу рынка труда; Уметь: Моделировать спрос и предложение на рынке труда; Владеть: Навыками расчета уровня безработицы |
Составления плана действий |
Экономический рост |
Проектирование модели экономического роста |
Знать: Определение экономического роста; Уметь: Формулировать определение экономического цикла; Владеть: навыком расчета экономического роста на основе статистических данных |
Создание критериев оценки |
Этапы выполнения проекта могут реализоваться как на уроке, так и внеурочно. Распределить задания по данным этапам можно следующим образом (рисунок 1):
Рисунок 1 – Реализация этапов проектной деятельности на уроке и дома
Таким образом, при разработке тематического плана на основе программы Гребеневой Г.И., Плетеневой О.В. и Симонова И.А. учитель имеет возможность самостоятельного выбора тем проектов в 5-8 классах для модуля «Проектная деятельность учащихся», а в 9 классе необходимо предусмотреть выполнение проекта по каждому модулю, кроме этого, можно продумать упражнения, которые формируют проектные навыки.
Библиографический список
- Гребенева Г.И., Плетенева О.В. и Симонов И.А. ЭКОНОМИКА Учебная программа основного общего образования в 5-9 классах образовательных организаций / ГБОУ ДПО НИРО. – 2014
- Довженко, Н. В. Нормативно-правовое обеспечение проектной и инновационной деятельности преподавателя: от теории к практике / Н. В. Довженко. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/12518/ (дата обращения: 17.11.2020).
Количество просмотров публикации: Please wait