ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Торопова Анастасия Игоревна1, Сочнева Анастасия Сергеевна1, Бугрова Анастасия Николаевна1, Ротанова Валерия Александровна1, Власова Анастасия Андреевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, студент

Аннотация
В статье раскрывается сущность самостоятельной работы. Указаны основные авторы, занимающиеся данным вопросом. Представлены виды самостоятельной работы и их характеристика.

Ключевые слова: ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Торопова А.И., Сочнева А.С., Бугрова А.Н., Ротанова В.А., Власова А.А. Понятие и сущность самостоятельной работы обучающихся // Гуманитарные научные исследования. 2020. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2020/12/37693 (дата обращения: 21.02.2024).

Самостоятельность – приобретаемое качество личности, оно формируется по мере взросления человека при наличии целого ряда условий, наиболее значительным из которых является расширение круга тех видов деятельности и тех сфер общения, где человек может обходиться без посторонней помощи, надеясь исключительно на имеющийся личный опыт [1].

В педагогике нет общепринятого определения понятия «самостоятельная работа».

Б.П. Есипов, например, выделяет в самостоятельной работе важность выполнения учебных действий без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально отведенное для этого время; при этом обучающиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, прикладывая свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (или тех и других вместе) действий».

М.Н.Скаткин критикует это определение за то, что оно указывает лишь внешние признаки самостоятельной работы и не включает каких-то более важных существенных внутренних признаков, связанных с характером самой познавательной деятельности  обучающихся.  Между тем, сам он воздерживается от какого-либо определения самостоятельной работы.

Заслуживает внимания подход к определению самостоятельной работы А.И. Хамитовой, В.Г. Иванова, они отмечают, что самостоятельная работа в процессе обучения сочетает в себе триединую функцию.

Во-первых, она является формой организации обучения как определенного вида занятия и обладает признаками формы организации обучения как дидактической категории.

Во-вторых, представляет систему разнообразных заданий.

В-третьих, она является деятельностью по выполнению системы заданий.

При организации самостоятельной работы предложенное учителем задание обучающимся влечет за собой появление мотивационной установки. Задание играет роль комплексного внешнего раздражителя, стимулирующего аналитико-синтетическую деятельность под влиянием мотивационных возбуждений (Е.Н. Кабанова-Меллер).

Проводя осмысленную оценку задачи, учитывая накопленный эмпирический опыт, а также объем имеющихся знаний, обучающиеся со всем необходимым осознанием принимают цель поставленной задачи, учитывают и принимают дальнейший план действий, необходимый для их разрешения, самостоятельно формулируют итоги и предвидят итоги поставленных задач, на которые необходимо уделить внимание и которые, в конце концов, необходимо получить.

После этого, обучающиеся выполняют обозначенное задание, которое затем анализируется наравне с полученными результатами его выполнения, их сопоставление с намеченной целью и планируемыми  результатами, происходит самостоятельный контроль обучающимся того задания, которое ему было дано [2].

Например, полученная от учителя экономики задача на определение уровня безработицы требует хорошо поставленной мотивационной установки у обучающихся. Для успешного выполнения данного задания обучающемуся необходимо вспомнить пройденный ранее теоретический материал по занятости, видам безработицы, основные формулы по теме. Без знания базы пройденного материала обучающемуся будет сложно оценивать предстоящие действия, необходимые для выполнения задания, следовательно, мотивация может значительно снизиться.

После решения задачи целесообразно побудить обучающегося провести самостоятельный контроль. Интересным фактом выступает то, что при правильном решении задачи мы будем видеть угасание возбуждения коры головного мозга. В случае несовпадения правильного варианта ответа с полученным – происходит усиление контроля и возбуждение внимательности обучающегося, и, благодаря этому, обучающийся затрачивает дополнительное время, а также, происходит более тщательный процесс обучения, в связи с тем, что пока задуманная цель не будет достигнута – работа не будет прекращена. В конечном итоге, учитель анализирует и оценивает конечный результат работы обучающихся. Конечный результат, в свою очередь, зависит от вида выполняемой самостоятельной работы.

Основываясь на исследованиях ученых, следует признать, что самостоятельная работа, помогающая в развитии уровня самостоятельности учеников, может быть четырех видов:

1. Воспроизведение, формирование навыков, запоминание способов деятельности в конкретных ситуациях;

2. Реконструктивная вариативность, позволяющая разумно передавать знания в типичных ситуациях, анализировать, создавать условия для развития умственной деятельности и познавательной деятельности;

3. Эвристическая, способствующая формированию творческой личности учащихся, обобщение и систематизация полученных знаний, перенос их в нестандартные ситуации;

4. Творческая, позволяющая студентам получить совершенно новые знания, закрепить навыки, самостоятельный поиск знаний.

Рассмотрим самую распространенную классификацию самостоятельных работ, выделяемую в научной литературе. Так, в зависимости от целей самостоятельных работ, их подразделяют на следующие виды:

1. Обучающие самостоятельные работы, целью которых является развитие интереса к изучаемому материалу и привлечение каждого ученика к работе на уроке. Данный вид самостоятельных работ можно проводить сразу во время или после объяснения нового материала, а также на этапе закрепления знаний. Например, при проведении урока в 11 классе «Структура населения. Виды безработицы», охарактеризовав все виды безработицы, можно предложить обучающимся самим привести примеры и соотнести их с видами [3].

2. Тренировочные самостоятельные работы. Цель таких работ – выработать основные умения и навыки, тем самым создать базу для дальнейшего изучения материала. При выполнении тренировочных самостоятельных работ необходима помощь учителя. Также можно разрешить пользоваться учебником и записями в тетрадях, таблицами и т.п. В тренировочные самостоятельные работы можно включить выполнение заданий по разноуровневым карточкам.

3. Закрепляющие самостоятельные работы. К ним можно отнести самостоятельные работы, которые способствуют развитию логического мышления и требуют комбинированного применения различных правил и теорем. Они показывают, насколько прочно усвоен учебный материал. По результатам проверки заданий данного типа учитель определяет количество времени, которое нужно посвятить повторению и закреплению данной темы.

4. Самостоятельные работы развивающего характера. Это могут быть задания по составлению докладов на определенные темы, подготовка к олимпиадам, научно творческим конференциям, проведение в школе дней математики и др. На уроках это могут быть самостоятельные работы, в которые включены задания исследовательского характера.

5. Творческие самостоятельные работы, предполагающие достаточно высокий уровень самостоятельности и  большой интерес у обучающихся. Они открывают для себя новые стороны уже имеющихся у них знаний, учатся применять эти знания в неожиданных, нестандартных ситуациях. В творческие самостоятельные работы можно включить задания, при выполнении которых необходимо найти несколько способов их решений.

6. Контрольные самостоятельные работы, выполняющие функцию контроля. Необходимо выделить условия, которые нужно учитывать при составлении заданий для самостоятельных контрольных работ. Во-первых, контрольные задания должны быть равноценными по содержанию и объему работы; во-вторых, они должны быть направлены на отработку основных навыков; в-третьих, обеспечивать достоверную проверку уровня знаний; в-четвертых, они должны стимулировать обучающихся, позволять им продемонстрировать все их навыки и умения.

Эффективность самостоятельной работы, формирование навыков самостоятельной деятельности во многом зависит от своевременного анализа результатов работы, когда у ученика еще не окончен процесс корректировки собственных знаний, очевидно, что анализ самостоятельной работы должен носить обучающий характер, т.е. не просто констатировать количество ошибок, а производить их разбор, с тем, чтобы обучающиеся смогли до конца понять вопросы, в которых сделали ошибки.

Таким образом, самостоятельная работа – это такая познавательная учебная деятельность, когда последовательность мышления ученика, его умственные и практические операции и действия зависят и определяются самим учеником без непосредственного вмешательства учителя. Полученная от учителя самостоятельная работа требует хорошо поставленной мотивационной установки у обучающегося, определения конкретных задач. Дидактические задачи, в свою очередь, зависят от вида выполняемой самостоятельной работы. Наибольшее распространение получили такие виды самостоятельной работы, как обучающие, тренировочные, закрепляющие, контрольные, творческие и самостоятельные работ ы развивающего характера.


Библиографический список
  1. Вестник МГ ГУ им. М.А. Шо лохова. Сер ия “Педаго гика и пси хология”: жур нал / гл. ре д. А.А. Верб ицкий; учре д. Московс кий государст венный гум анитарный у ниверситет и м. М.А.Шоло хова. – Мос ква: Моско вский педа гогический госу дарственны й университет, 2015. –№ 2. – 1 25 с.
  2. Кузнецова, Н. В. Методик а организа ции самосто ятельной р аботы учащ ихся при обуче нии ОБЖ / Н. В. Кузнецо ва. – Моск ва; Берлин: Д ирект-Меди а, 2018. – 1 22 с.
  3. Педагогическое обр азование в Росс ии: журнал / г л. ред. Б. М. Игошев; Ур альский госу дарственны й педагогичес кий универс итет. – Ек атеринбург: Ур альский госу дарственны й педагогичес кий универс итет, 2016. – № 8. – 18 2 с.


Все статьи автора «Торопова Анастасия Игоревна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: