Внешний вид изделия во многом определяется теми красками, кисточками, приемами и так далее, которые мастера используют в своей работе. Чтобы работы учащихся были максимально приближены к оригинальным изделиям владимирской росписи, необходимо в процессе обучения учитывать все особенности и приемы данной росписи.
Краски. Для росписи по дереву используются масляные краски, которые дают мягкость перехода цвета в цвет. Однако для тех, кто только осваивает приёмы народных росписей, предпочтительнее работать гуашью. Кроме гуаши можно использовать на уроке и темперные краски. Понадобятся следующие цвета: красный, оранжевый, желтый и их оттенки; черный и белый; бежевый и оттенки коричневого; в некоторых случаях используется зеленый.
Кисти. Для владимирской росписи используются кисти под номерами 2 и 3, круглой формы для цветов и листочков и заостренной формы для ягод, травки. Для росписи по дереву подходят натуральные беличьи и колонковые кисти, но поскольку учащиеся тренируются выполнять роспись не на дереве, а на бумаге, будет удобнее использовать синтетические кисти, так как они более упругие и помогают создать более четкие линии.
Постановка руки. Кисть нужно держать вертикально к поверхности, только так традиционные приемы получаются правильно. Поначалу с непривычки это может показаться учащимся неудобным, поэтому постановке руки необходимо уделить на уроке какое-то время и проконтролировать учащихся, помочь им. Средний палец должен лежать на «железке», над ним будет находиться указательный, а с другой стороны между ними – большой палец. Безымянный палец при этом поджат, опора руки приходится на мизинец.
Приемы. Владимирские мастера в своей росписи любят передавать объем и глубину на изображении, создавать переходы цветов. Такие эффекты достигаются с помощью особенных приемов, рассмотренных в таблице ниже.
Таблица 1 – Основные приемы Владимирской росписи, создающие объем композиции
Прием | Описание |
Фон
(при росписи неокрашенного дерева) |
Перед нанесением основного узора часто используется фон. Для фона подбираются серо-коричнево-бежевые оттенки. Затемнение фона создается с помощью губки или влажной кистью с небольшим количеством краски. Также фон используется для затемнения центральной части цветка перед нанесением сердцевины желтого цвета. |
Градиент | Градиент применяется в гроздьях рябины. Гроздья рябины состоят из двух или трех рядов разного цвета. Градиентное затемнение может быть как от внутреннего к наружному ряду, так и наоборот. |
Техника тампонирования | Данная техника позволяет раскрыть объем элемента, углубляя цвет или добавляя светлых бликов. Техника тампонирования выполняется с помощью поролонового тампона или просто пальца художника. |
Рисунок 1 - Приемы Владимирской росписи
Рассмотрим методы обучения владимирской росписи. При обучении владимирской росписи целесообразно использовать метод дифференцированного (многоуровневого) обучения. На уроке в кабинете учителя оказываются двадцать пять учеников с разным учебным потенциалом, способностями и мотивацией, и научить их всех выполнять роспись одинаково и на одном уровне за короткое время просто невозможно. Многоуровневое обучение решает данную проблему. В рамках данного метода обучения учащимся можно предложить задания разного уровня, и они самостоятельно определят для себя уровень задания, который им будет по силам и интересам. Такой метод способствует мотивации учащихся, стремящихся решить задачи повышенного уровня. Также можно считать, что дифференциация заданий является одним из способов личностно-ориентированного обучения детей.
Таким образом, перед началом выполнения владимирской росписи необходимо объяснить учащимся особенности данной росписи и приемы ее выполнения. Для обучения школьников владимирской росписи понадобится гуашь, кисти №2 и №3 с беличьим или синтетическим ворсом, губки для выполнения техники тампонирования. Чтобы работы учащихся передавали характер росписи, необходимо научить их приемам владимирской росписи, создающим объем и глубину на изображении; эти эффекты достигаются с помощью таких приемов, как фон при росписи неокрашенного дерева, градиент и тампонирование. Кроме этого, целесообразно использовать метод дифференцированного (многоуровневого) обучения, чтобы каждый учащийся мог самостоятельно определить для себя уровень задания, который ему будет по силам и интересам.
Библиографический список
- Королькова, В. Особенности владимирской росписи по дереву. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.tourism33.ru/guide/crafts/vladimirskie-uzory/
- Пашкова, Е. Дифференцированное (многоуровневое) обучение на уроке. – 2015. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pedsovet.su/metodika/5973_differencirovannye_zadaniya_na_uroke
- Шикерина, Д.М. Методика ознакомления детей с кистевой росписью по дереву. – 2016. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/mietodika-oznakomlieniia-dietiei-s-kistievoi-rospi.html