ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ РОСПИСИ

Ротанова Валерия Александровна1, Власова Анастасия Андреевна1, Бугрова Анастасия Николаевна1, Сочнева Анастасия Сергеевна1, Торопова Анастасия Игоревна1
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), студент

Аннотация
В данной статье рассматриваются особенности обучения Владимирской росписи в школе. Определяются необходимые краски и кисти, особенности постановки руки. Разбираются приемы Владимирской росписи, а также предлагается использование метода дифференцированного обучения.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Ротанова В.А., Власова А.А., Бугрова А.Н., Сочнева А.С., Торопова А.И. Приемы и методы организации обучения Владимирской росписи // Гуманитарные научные исследования. 2020. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2020/12/37689 (дата обращения: 03.11.2024).

Внешний вид изделия во многом определяется теми красками, кисточками, приемами и так далее, которые мастера используют в своей работе. Чтобы работы учащихся были максимально приближены к оригинальным изделиям владимирской росписи, необходимо в процессе обучения учитывать все особенности и приемы данной росписи.

Краски. Для росписи по дереву используются масляные краски, которые дают мягкость перехода цвета в цвет. Однако для тех, кто только осваивает приёмы народных росписей, предпочтительнее работать гуашью. Кроме гуаши можно использовать на уроке и темперные краски. Понадобятся следующие цвета: красный, оранжевый, желтый и их оттенки; черный и белый; бежевый и оттенки коричневого; в некоторых случаях используется зеленый.

Кисти. Для владимирской росписи используются кисти под номерами 2 и 3, круглой формы для цветов и листочков и заостренной формы для ягод, травки. Для росписи по дереву подходят натуральные беличьи и колонковые кисти, но поскольку учащиеся тренируются выполнять роспись не на дереве, а на бумаге, будет удобнее использовать синтетические кисти, так как они более упругие и помогают создать более четкие линии.

Постановка руки. Кисть нужно держать вертикально к поверхности, только так традиционные приемы получаются правильно. Поначалу с непривычки это может показаться учащимся неудобным, поэтому постановке руки необходимо уделить на уроке какое-то время и проконтролировать учащихся, помочь им. Средний палец должен лежать на «железке», над ним будет находиться указательный, а с другой стороны между ними – большой палец. Безымянный палец при этом поджат, опора руки приходится на мизинец.

Приемы. Владимирские мастера в своей росписи любят передавать объем и глубину на изображении, создавать переходы цветов. Такие эффекты достигаются с помощью особенных приемов, рассмотренных в таблице ниже.

Таблица 1 – Основные приемы Владимирской росписи, создающие объем композиции

Прием Описание
Фон

(при росписи неокрашенного дерева)

Перед нанесением основного узора часто используется фон. Для фона подбираются серо-коричнево-бежевые оттенки. Затемнение фона создается с помощью губки или влажной кистью с небольшим количеством краски. Также фон используется для затемнения центральной части цветка перед нанесением сердцевины желтого цвета.
Градиент Градиент применяется в гроздьях рябины. Гроздья рябины состоят из двух или трех рядов разного цвета. Градиентное затемнение может быть как от внутреннего к наружному ряду, так и наоборот.
Техника тампонирования Данная техника позволяет раскрыть объем элемента, углубляя цвет или добавляя светлых бликов. Техника тампонирования выполняется с помощью поролонового тампона или просто пальца художника.

Рисунок 1 - Приемы Владимирской росписи

Рассмотрим методы обучения владимирской росписи. При обучении владимирской росписи целесообразно использовать метод дифференцированного (многоуровневого) обучения. На уроке в кабинете учителя оказываются двадцать пять учеников с разным учебным потенциалом, способностями и мотивацией, и научить их всех выполнять роспись одинаково и на одном уровне за короткое время просто невозможно. Многоуровневое обучение решает данную проблему. В рамках данного метода обучения учащимся можно предложить задания разного уровня, и они самостоятельно определят для себя уровень задания, который им будет по силам и интересам. Такой метод способствует мотивации учащихся, стремящихся решить задачи повышенного уровня. Также можно считать, что дифференциация заданий является одним из способов личностно-ориентированного обучения детей.

Таким образом, перед началом выполнения владимирской росписи необходимо объяснить учащимся особенности данной росписи и приемы ее выполнения. Для обучения школьников владимирской росписи понадобится гуашь, кисти №2 и №3 с беличьим или синтетическим ворсом, губки для выполнения техники тампонирования. Чтобы работы учащихся передавали характер росписи, необходимо научить их приемам владимирской росписи, создающим объем и глубину на изображении; эти эффекты достигаются с помощью таких приемов, как фон при росписи неокрашенного дерева, градиент и тампонирование. Кроме этого, целесообразно использовать метод дифференцированного (многоуровневого) обучения, чтобы каждый учащийся мог самостоятельно определить для себя уровень задания, который ему будет по силам и интересам.


Библиографический список
  1. Королькова, В. Особенности владимирской росписи по дереву. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.tourism33.ru/guide/crafts/vladimirskie-uzory/
  2. Пашкова, Е. Дифференцированное (многоуровневое) обучение на уроке. – 2015. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pedsovet.su/metodika/5973_differencirovannye_zadaniya_na_uroke
  3. Шикерина, Д.М. Методика ознакомления детей с кистевой росписью по дереву. – 2016. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/mietodika-oznakomlieniia-dietiei-s-kistievoi-rospi.html


Все статьи автора «Ротанова Валерия Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: