Под миссией организации понимается четкая формулировка экономического будущего, которая находится на первых позициях среди организационных целей и определяет главные направления развития предприятия, а также его постоянное развитие [3].
Правильно сформулированная миссия оказывает большое влияние на восприятие организации потребителями, так как показывает ее отношение к ним, а так же приоритеты, цели и основные аспекты ее деятельности. Кроме того, наличие миссии воздействует на сотрудников, формируя у них чувство принадлежности к чему-то большому и важному, что будет объединять их и мотивировать работать не только для заработка, но и для морального удовлетворения. Всё это приводит к становлению и развитию корпоративной культуры, которая выступает одной из главных составляющих конкурентного статуса организации. Что касается организации в целом, понимание своей миссии является важным шагом для эффективного использования имеющихся ресурсов и появляющихся возможностей [1].
В целом, в значении миссии можно выделить следующее:
- является базой для принимаемых плановых решений и устанавливаемых целей и задач для их достижения.
- способствует осознанности субъектов деятельности и других связанных с ней субъектов.
- оказывает влияние на формирование уверенности в организации, а также в том, что ее деятельность и цели непротиворечивы и ясны.
Будучи такой важной составляющей организации, миссия имеет собственное содержание, в которое входят:
- философия – основополагающие ценности и точки зрения;
- внутренняя концепция, в которой учитываются сильные и слабые стороны, положение среди конкурентов, преимущества организации, позволяющие существовать на рынке;
- характеристика рынка – поиск потенциальных и реальных потребителей;
- полная характеристика оказываемых услуг и изготавливаемой продукции;
- технология – характеристика оборудования, используемых технологий и инноваций;
- цели, сформулированные в терминах выживания, роста, доходности;
- имидж организации, который подчеркивает ее ответственность, а также оказываемое организацией впечатление.
При разработке миссии необходимым является нахождение компромисса между потребностями рынка и возможностями, желаниями организации. Кроме того, нельзя забывать об ограничениях, которые могут возникать с разных сторон [3].
Логично, что особенности миссии определяются спецификой конкретной организации, однако общие требования всё-таки имеются. Так, необходимо, чтобы миссия соответствовала действительным возможностям и ресурсам. Помимо этого, требуется, чтобы ее формулировка была четкой и определенной во времени, не включала мелкие детали, которые будут отвлекать на себя внимание и могут привести к противоречиям. Важно, чтобы миссия определяла мотивацию и стимулирование сотрудников, так как конечный результат во многом определяется именно их деятельностью. И наконец, в разработанной миссии должны присутствовать конкретные особенности, которые будут отличать организацию от остальных компаний, присутствующих на рынке, делать ее узнаваемой для потребителей и инвесторов. Миссия должна действовать оптимальный период и при этом быть гибкой, меняться в зависимости от анализа внешней или внутренней среды [2].
Таким образом, утвержденная руководством миссия определяет всю деятельность предприятия на всех этапах и позволяет: администрации – установить, какое положение необходимо занять на рынке и определить стратегический план его достижения; сотрудникам – почувствовать себя частью команды по осуществлению общего дела; потребителям – относиться к организации, как к тому, что может удовлетворить их желания и потребности.
Библиографический список
- Значение и влияние конкретизации миссии компании на ее конкурентный статус [Электронный ресурс] URL: https://be5.biz/ekonomika1/r2011/1789.htm, (дата обращения: 11.12.2020).
- Определение миссии организации [Электронный ресурс] URL: https://ur-consul.ru/Bibli/Priyemy-antikrizisnogo-myenyedzhmyenta.24.html, (дата обращения: 11.12.2020).
- Курзанцева, Е. Г. Роль видения и миссии организации / Е. Г. Курзанцева. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 5 (7). — С. 165-168. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/44/1388/ (дата обращения: 11.12.2020).