ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ДИЗОРФОГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Амерова Анна Вячеславовна
Томский государственный педагогический университет
магистрант

Аннотация
В данной статье рассмотрена роль игровых технологий в коррекции дизорфографии у младших школьников. Определена целесообразность использования игровых технологий в образовательном и коррекционно-развивающем процессах.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Амерова А.В. Игровые технологии как средство коррекции дизорфографии у младших школьников // Гуманитарные научные исследования. 2020. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2020/12/36318 (дата обращения: 22.02.2024).

На современном этапе характерна тенденция увеличения количества детей, которые испытывают трудности в обучении. Наиболее часто встречающимся проявлением школьной неуспеваемости является стойкое нарушение в усвоении и использовании правил орфографии (дизорфография). По данным исследований Т.Б.Филичевой дизорфография у учащихся 3-4 классов проявляется в структуре общего недоразвития речи (далее-ОНР) [9]. Для детей данной категории характерны ошибки при   написании правил, которые подчиняются морфологическому правилу написания; трудности при подборе проверочных слов, при изучении морфемного анализа слов, при различении приставок и предлогов, при выделении словообразующих и формообразующих морфем. Дети испытывают трудности в формулировании орфографических правил и использовании лингвистических терминов. Особые трудности испытывают дети при выделении родственных слов и нахождении общей морфемы в словах. Все вышеперечисленные трудности обусловлены низким уровнем развития лексико-семантического, морфологического, словообразовательного и синтаксического компонентов языковой способности, а также недостаточно сформированными неречевыми психическими функциями [1].

По причине увеличения числа детей с нарушениями письменной речи и усложнением структуры речевого расстройства проблема коррекции дизорфографии у младших школьников является актуальной в современной логопедии. Для решения данной проблемы важно использование наиболее эффективных технологий, способствующих преодолению дизорфографии. По нашему мнению, в качестве ведущего средства, можно использовать игровые технологии, так как их основными преимуществами являются непринужденность образовательного процесса, осуществление межпредметных связей и интеграции учебных дисциплин, мгновенной активизации познавательной деятельности детей младшего школьного возраста.

Игровые технологии особенно эффективны при обучении и воспитании учащихся, имеющих интеллектуальную недостаточность, так как игра не только считается одним из видов деятельности детей младшего школьного возраста, но и признана действенным обучающим и воспитательным инструментом, который понятен и интересен детям [7].

Советский психолог Д.Н. Узнадзе дает игре следующую характеристику: «игра – форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего каждой личности [6]. В трудах педагога Л. С. Выготского отмечается, что игра является пространством «внутренней социализации» ребенка и средством, которое важно в процессе усвоения социальных установок, что способствует успешной социализации [1].

На наш взгляд, более полное определение понятия «игра» дает российский ученый В.С. Кукушкин. Автор рассматривает игру с точки зрения получения и усвоения социального опыта, в процессе которого происходит закладка и совершенствование самоуправления поведением [3].

Б.П.Никитин определяет игру, как ряд задач, которые решает ребенок, используя дидактический материал [5].

По мнению польского исследователя Стефана Шумана: «Игра – характерная и своеобразная форма активности ребёнка, благодаря которой он учится и приобретает опыт» [10]. Автор констатирует: «Игру можно воспринимать как процесс развития, направленный на формирование наблюдательности, воображения, понятий и навыков» [10].

«Игровые технологии, – отмечает профессор Г. С. Селевко технологии, в которых осуществляется организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр; целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем» [8].

Игровые технологии представляют собой частью педагогических технологий. Понятие «игровые педагогические технологии» включают в себя группу методов и приемов организации педагогического процесса используя разные педагогические игры. Игровая технология строится как единое образование, которое осуществляется на разных этапах учебного процесса и объединяется общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются игры и упражнения, которые оказывают положительное воздействие на формирование навыков выделения основных, характерных признаки предметов, сравнения, сопоставления их; обобщать предметы по определенным признакам; младшие школьники с интеллектуальной развивают умение отличать реальные явления от нереальных. Кроме этого они содержат группу игр, направленных на формирование навыков владения собой, развитие быстроты реакции на слово, развитие фонематического слуха, смекалки др.

Игровые технологии широко распространены, так как их основными преимуществами являются непринужденность учебно-воспитательного процесса, осуществление межпредметных связей и интеграции учебных дисциплин, мгновенная активизация познавательной деятельности детей младшего школьного возраста [2].

Как уже было сказано выше, нарушение процесса формирования письменной речи у младших школьников является одной из приоритетных проблем в логопедической практике.

В настоящее время существует множество способов и методов коррекции речевых нарушений, но мы можем предположить, что более актуальным становится применение игровых технологий, в частности дидактических игр.

Особенно эффективными в коррекции дизорфографии являются дидактические игры. Их существует большое разнообразие, например: с предметами, настольно-печатные, словесные, игры с движениями, сюжетные, ролевые игры, игры-драматизации. Их применение определяется задачами и этапами коррекционно-развивающей работы, характером индивидуально-психологическими особенностями младших школьников. Игры, которые применяются в коррекции дизорфографии выполняют ряд функций, которые представлены на Рис.1

 

Рисунок 1 – Основные функции игр

 

Игровые технологии, используемые в коррекционно-развивающем процессе, выступают в качестве средства развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности детей, развития психических функций.

Таким образом, рассмотрев теоретические основы использования игровых технологий как средства коррекции дизорфографии у младших школьников, мы пришли к выводам, что игровые технологии занимают особое место в коррекционно-развивающем процессе, так способствуют формированию и развитию речи, познавательной и эмоционально-волевой сферы.


Библиографический список
  1. Гулягина, И.А. Применение инновационных технологий в коррекции дизорфоргафии у младших школьников [Текст] / И.А. Гулягина// Логопедия.-М.: ООО Холдинг Практика. – 2016.- № 4. -С.30-35.
  2. Колоцця, Д. А. Детские игры, их психологическое и педагогическое значение [Текст] / Д. А.Колоцця. – М.: Знание, 1909. – 89 с.
  3. Кукушин, B.C. Теория и методика обучения [Текст] / B.C. Кукушин.- Ростов н/Д. : Феникс, 2005. – 474 с.
  4. Логопедическая работа по коррекции дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи: Учебно-метод. пособие / Авт.-сост. О.И. Азова. Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: РУДН, 2007. – 83 с.
  5. Никитин, Б. П. Развивающие игры. — 2-е изд. — М.: Педагогика, 1985. – 120 с.
  6. Общая психология / Пер. с грузинского Е. Ш. Чомахидзе; Под ред. И. В. Имедадзе. – М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004. – 413 с:
  7. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И. В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 160 с.
  8. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст]: Учебное пособие/ Г. К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
  9. Филичева, Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223 с.
  10. Шуман, С. Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста в условиях сюжетной дидактической игры [Текст]/ С. Шуман // Известия. – Москва, 2003. – С.15-16.


Все статьи автора «oksana751»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: