УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР

Ахмедова Лилия Фаридовна
Томский государственный педагогический университет
магистрант

Аннотация
В данной статье рассмотрена роль устного народного творчества в развитии познавательного интереса младших школьников с задержкой психического развития. Определена целесообразность использования малых форм русского фольклора в учебной и внеклассной деятельности.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Ахмедова Л.Ф. Устное народное творчество как средство развития познавательного интереса младших школьников с ЗПР // Гуманитарные научные исследования. 2020. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2020/12/36317 (дата обращения: 24.02.2024).

Проблемы изучения познавательного интереса и активности как основных характеристик личности младших школьников с задержкой психического развития (далее – ЗПР) отражены исследованиях Е. Б. Аксеновой, Э. А. Барановой, А. С. Бахаревой, Л. Н. Белопольской, А. О. Дробинской, О. В. Петунина, Е. С. Слепович, Г. И. Щукиной и др. Данные авторы определяют познавательный интерес как стимулирующий механизм поведения, который во многом определяется степенью увлеченности деятельностью [3;5].

Изучение познавательного интереса младших школьников с задержкой психического развития (далее – ЗПР) в настоящее время актуально по причине ее дидактической значимости и малой разработанности.

Исследователи Н. Л. Белопольская, Н. А. Жулидова, Л. В. Кузнецова, Е. М. Мастюкова, С. Г. Шевченко познавательный интерес в рассматривают в рамках изучения мотивационной сферы школьников данной категории [3;6;13].

Дети с ЗПР отличаются замедленным темпом психического развития, незрелостью личности, умеренными нарушениями познавательной сферы, доминированием игровых мотивов над учебными. Для этой категории детей характерна недостаточная выраженность познавательных интересов, которая обусловлена незрелостью высших психических функций, нарушением внимания, памяти, функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия [9].

В процессе обучения младшие школьники с ОВЗ испытывают трудности в усвоении всего программного материала [12].

В основу федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФГОС НОО ОВЗ) положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает: «признание обучения и воспитания как единого процесса организации познавательной, речевой и предметно-практической деятельности обучающихся с ОВЗ, обеспечивающего овладение ими содержанием образования, в качестве основного средства достижения цели образования» [8].

Учитывая влияние познавательного интереса на все аспекты учебной деятельности (мотивы, отношение, включенность, эмоциональный фон и в итоге – результативность), мы считаем, что поиск путей и средств, новых источников активизации данного свойства интеллектуальной сферы ребенка с ЗПР является актуальной задачей специальной педагогики [9]. В данной статье мы обратились к влиянию устного народного творчества на развитие познавательного интереса.

Развитие познавательного интереса детей младшего школьного возраста с ЗПР – задача особенно актуальная и не может быть решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Устное народное творчество – это словесное творчество народа, устно передаваемого из поколения в поколение. Устное народное творчество также называют одним словом – фольклор, что определяется как народная мудрость, народное знание, произведения народного поэтического и музыкального творчества [1].

На значимость устного народного творчества в развитии личности младших школьников с ЗПР указано в исследованиях педагогов-психологов В. П. Аникина, М. Загрутдиновой, Ф. С. Капицы, О. Л. Князевой, М. Д. Маханева, М. А. Некрасова, Н. Орловой и др. Авторы констатируют, что через средства фольклора у детей младшего школьного возраста с ОВЗ развивается мышление, воображение и познавательный интерес. Также устное народное творчество оказывает мощное воспитательное воздействие на ребенка [1;10].

Также через устное народное творчество младший школьник усваивает суть нравственных понятий и человеческих ценностей и обогащается его эмоциональная сфера.

В фольклорном материале отразились идеи народной педагогики, обоснованной К.Д. Ушинским. Автор советует педагогу обращаться к загадкам, потешкам, пословицам, приметам и сказкам [11]. Н.А.Некрасова утверждает, что: «ценность фольклорных произведений обусловлена их высокой образностью, выразительностью и солидным потенциалом знаний» [2]. Восприятие учащимися фольклорных произведений способствует формированию эмоциональной отзывчивости, развитию воображения, памяти и мышления.

К малым формам русского фольклора относят пословицы, поговорки, сказы, былины, загадки, приметы, прибаутки, легенды, потешки, скороговорки и другое. Малые формы русского фольклора в образовательном процессе школы целесообразно применять в учебной, внеурочной и внеклассной деятельности.

Особое место в развитии познавательного интереса младших школьников с ОВЗ занимают загадки, так они способствуют развитию наблюдательности, учат сопоставлять явления, делать выводы. Загадки применяются при изучении младшими школьниками различных учебных курсов начальной школы. Загадка может использоваться на разных этапах урока.

Народные загадки – эффективное средство развития познавательного интереса младших школьников к окружающему миру.

Загадки носят обучающий и развивающий характер, так как представляют учебный материал, обогащающий школьников сведениями о живой и неживой природе, углубляющий представления школьников.

Особое внимание в процессе использования малых форм русского фольклора уделяется пословицам и поговоркам. Благодаря своей образности, завершенности мысли пословицы и поговорки воздействуют на разум и чувства детей. Утверждая высокие нравственные понятия, проверенные опытом поколений, они воспитывают честность, любовь к природе, труду. Этим и определяется их роль в обучении младших школьников, в формировании познавательных интересов учащихся, а также служит источником нравственных качеств.

Приметы – яркий представитель малых фольклорных фора, включают систему народных знаний о природе и её явлениях. В них включены причинно-следственные связи происходящих явлений и изменений в природной среде, осмысление которых способствует воспитанию материалистического мировоззрения. Младшие школьники с интересом проверяет народные приметы и пытается объяснить причины их совпадения или несовпадения, что способствует формированию логического мышления и устойчивого познавательного интереса к взаимозависимостям элементов окружающего мира.

В. А. Изотова отмечает, что сказки обладают большим педагогическим потенциалом и содержать богатый материал о родной природе [7].

При изучении курса «Окружающий мир» важное место в учебном процессе отводится сказкам с экологическим содержанием, в которых в образной форме рассказывается о взаимодействии организмов в природе, о разнообразных пищевых связях, нарушение которых грозит катастрофой для всего живого. Сказка не только развлекает, но и воспитывает, знакомит младшего школьника с окружающим миром, добром и злом, становясь универсальным учителем. Сказки учат познавать окружающий мир, воспитывают чувство причастности к благополучию в природе, умение прогнозировать последствия своих поступков по отношению к окружающему миру, формируют ответственность за сохранение его богатства и красоты.

Устное народное творчество продолжает свое развитие и использование малых фольклорных форм на уроках в начальной школе актуально и перспективно. Результатом активного использования элементов устного народного творчества является повышение воспитательных и познавательных возможностей урочной и внеурочной деятельности.

Таким образом, существуют многочисленные подходы к формированию познавательных интересов в учебном процессе общеобразовательной школы, на наш взгляд значительная роль в развитии познавательного интереса младших школьников с ЗПР отводится устному народному творчеству.


Библиографический список
  1. Аникин, В.П. Детский фольклор: Русское народное творчество / В.П. Аникин. – СПб.: Просвещение, 2009. – 190с.
  2. Аришина, H.П. Уроки прекрасного: Из опыта работы / Н.П. Аришина. – М.: Просвещение, 2003. – 80с.
  3. Белопольская, Н.Л. Психологическое исследование мотивов учебной деятельности у детей с задержкой психического развития: автореф. Дисс.канд. пед. наук. / Н. Л. Белопольская; М.: 1976.- 24 с.
  4. Булатова, О.В. Родительско – детские отношения как фактор формирования познавательного интереса у младших школьников с ЗПР:: автореф. дис.канд. псих.наук / О.В.Булатова.- Н.Новгород, 2007.-25 с.
  5. Дробинская, А.О. Пути формирования активного отношения к обучению младших школьников с церебрастенией / А.О.Дробинская // //Дефектология. 1999. № 3. С. 12-17.
  6. Жукова, Н.С. Если Ваш ребёнок отстаёт в развитии/ Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, – М.: Медицина, 1993. – 112с.
  7. Изотова, В.А. Сила воспитательного воздействия на младшего школьника устного творчества русского народа / В.А. Изотова // Начальная школа. – 2010. – № 5. – С. 20 – 23.
  8. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Приказ Министерства образования и науки России от 19.12.2014. № 1598 (зарегистрировано в Минюсте России от 03.02.2015 № 35847)
  9. Психология детей с задержкой психического развития: хрестоматия: учеб.пособие для студ.фак.психологии.- СПб: Речь,2003.-С.370-381.
  10. Слепович, Е.С. Детская психология / Е.С.Слепович. –М.: Гуман. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.-368
  11. Ушинский, К. Д.Избранные педагогические сочинения. В 2 т. / К.Д. Ушинский – М.: Педагогика, 1974. – Т. 1. – 584 с. (Педагогическая библиотека).
  12. Хубиева, Ф. Р. Формирование познавательного интереса младших школьников в учебной деятельности //Мир науки, культуры, образования. 2016. № 3 (58). С. 194-196.
  13. Шевченко, С. Г. Концептуальные основы коррекционно-развивающего обуче­ния и воспитания детей с задержкой психического развития (ЗПР) // Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специа­листов коррекционно-развивающего обучения / Под ред. С. Г. Шевченко. М., 2001. С. 8-26.


Все статьи автора «oksana751»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: