Научно-педагогическое исследование – это процесс и результат научной деятельности, главным итогом которой является овладение новой информацией о связях и закономерностях образования, принципах, на которых оно строится, а так же о его содержании, структуре, технологиях и механизмах.
Проведение научно-педагогического исследования требует соблюдения его логики и динамики. Это значит, что должны быть последовательно выполнены все этапы: эмпирический, гипотетический, экспериментально-теоретический/теоретический и прогностический.
Значение эмпирического этапа состоит в следующем: происходит получение представления об исследуемом объекте, выявляются несоответствия между существующей образовательной практикой, знаниями и стремлением познать суть явления, обозначается актуальная проблема. Главный итог этапа – сформулированная гипотеза, которая представляет собой совокупность предположений и противоречий, подлинность и истинность которых в установлении.
Гипотетический этап является переходным, он необходим для устранения противоречия между имеющимися представлениями об объекте исследования и необходимостью определить его сущность.
Третий этап, теоретический, направлен на преодоление противоречия между функциональными и гипотетическими представлениями об установленном объекте и потребностью в системных представлениях о нем.
Наличие построенной теории позволяет перейти к прогностическому этапу. Здесь главным образом разрешается необходимость установить варианты его развития при изменении условий [2, 3] .
Существуют общепринятые методологические параметры, которые должны присутствовать в каждом научно-педагогическом исследовании. Это
проблема, тема, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза и положения, выносящиеся на защиту. Качество же определяется его актуальностью, а так же новизной, теоретической и практической значимостью.
Обычно в исследовании выделяются методологический и процедурный разделы. Если методологический включает в себя вышеуказанные параметры (а также основные используемые понятия, промежуточный системный анализ исследуемого объекта), то в процедурном разделе раскрывается стратегический план исследования, а также приемы, способы и процедуры сбора и анализа информации.
Ключевой факт для выбора темы исследования – это социальный заказ, то, в чем находят проявление актуальные требующие решения проблемы общества. Кроме того, важна логика перехода к объяснению выбора конкретных темы и задач (чаще всего это зависит от того, насколько в науке изучен и разработан вопрос). Формулировка научной проблемы является творческим моментом, для которого необходимы особое видение, специальные знания, опыт и научная квалификация. Проблема, поставленная в исследовании – это признание незнания. Таким образом обозначается потребность изучить определенное явление для того, чтобы активно повлиять на разрешение непонятных и нерегулируемых противоречий. Цель исследования – переформулированная проблема, из которой исходит выбор объекта исследования, того, на что будет ориентирован процесс познания. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что объект исследования – это какое-либо педагогическое явление (процесс, отношение, область), в котором имеется создающее проблемную ситуацию противоречие.
В объекте выделяют одну наиболее значимую для теории или практики часть или характеристику, которая становится предметом исследования. Затем ставятся задачи, решение которых поможет проверить гипотезу [1, 2].
Таким образом, для преподавателя важно уметь проводить научно-педагогические исследования, следуя определенной логике, за тем, чтобы его деятельность была наиболее эффективной.
Библиографический список
- Литвин А. В. К вопросу о методологии педагогических исследований // Отечественная и зарубежная педагогика. 2015. №3 (18). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-metodologii-pedagogicheskih-issledovaniy, (дата обращения: 28.10.2020);
- Научные исследования в педагогике, их основные характеристики [Электронный ресурс] URL: https://studopedia.ru/8_124279_nauchnie-issledovaniya-v-pedagogike-ih-osnovnie-harakteristiki.html, (дата обращения: 28.10.2020);
- Научный аппарат исследования [Электронный ресурс] URL: https://mspak.herzen.spb.ru/wp-content/uploads/2018/03/ОИ3.-Научный-аппарат-исследования.pdf, (дата обращения: 28.10.2020).
Количество просмотров публикации: Please wait