Все сферы жизни общества на данный момент подвержены преобразованиям и модернизации, которая проходит стремительными темпами, появляются все новые технологии и идеи развития общества. Так в образовании многими исследователями обсуждается вопрос по улучшению качества образования. Повышению эффективности образовательного процесса посвящены многие научные исследования и труды. Так с развитием педагогической мысли и идей по усовершенствованию образовательного процесса появились отрасли и направления развития современной педагогики, одна из которых является системная педагогика.
Системная педагогика представляет собой одно из ведущих и инновационных направлений развития в современной педагогической науке и заключается в рассмотрении процессов воспитания и обучения как общей, единой системы образовательного процесса. В основе системной педагогики заложена концепция интегративных подходов к формированию личности обучающегося, его ценностей, взглядов, основ современных наук, становление креативного мышления через познание как родного, так и иностранных языков.
В системной педагогике заложены принципы, которыми не обладает классическая педагогика. Так системная педагогика обладает такими образовательными, воспитательными и педагогическими критериями, как:
1. Большее внимание уделяется изучению родного языка как основного способа развития мыслительной деятельности, правильной речи и как основы познания;
2. Становления системного типа мышления, то есть поиск взаимосвязей и составление общей картины происходящего;
3. Акцент на изучение понятий как родного, так иностранных языков;
4. Процесс обучения строится с помощью метода изложения учебного материала от общего к частному, что прямо противоположно принципам традиционного обучения, где процесс обучения идет от изучения частных аспектов к общему содержанию учебного материала;
5. Замена системы правил на изучение алгоритмов, как в решении задач, так и в изучении языков и иных предметах;
6. Четкое следование логичной цепочке при изучении учебных дисциплин на учебном занятии, при подготовке домашнего задания или организации самообучения внеаудиторных занятий;
7. Изучение предметов по системе краткой информации, такой как, схемы, таблицы, формулы, алгоритмы, графики и т.д.;
8. Изучение учебной дисциплины через понятия;
9. Образовательный процесс строится через активизацию мышления обучающихся, сознание и коммуникацию;
10. Преподнесение учебного материала через процесс систематизации знаний.
Проанализировав составляющие системной педагогики можно заключить, что данная отрасль педагогики имеет большой потенциал в ее применении в образовательном процессе и может быть преобразована и доработана в зависимости от особенностей обучающихся или образовательной среды.
Библиографический список
- Социальная педагогика. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Учебное пособие для академического бакалавриата / ред. Воробьева С. В., Мазниченко М. А. М.: Юрайт, 2019. 262 с.
- Столяренко Л. Д., Столяренко В. Е. Психология и педагогика. Учебник для академического бакалавриата. Учебник. М.: Юрайт, 2017. 510 с.
- Суртаева Н. Н. Педагогика. педагогические технологии. Учебное пособие для СПО. М.: Юрайт, 2019. 250 с.
- Тарасова С. И. Основы народной педагогики. Учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2020. 158 с.
- Фалетрова О. М. Социальная педагогика. Музыка как средство психолого-педагогической коррекции. М.: Юрайт, 2019. 162 с.
- Федорова Н. М. История педагогики и образования. Управление школьным образованием в России в XIX-XX веках. Учебное пособие для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 268 с.