ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО ОБУЧЕНИЯ

Жидков Алексей Андреевич1, Гордеев Кирилл Сергеевич1, Илюшина Елена Сергеевна1, Ермолаева Екатерина Львовна1, Федосеева Любовь Алексеевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студент

Аннотация
В данной статье рассмотрено понятие принципов правового обучения, охарактеризованы принципы, выделенные различными исследователями.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Жидков А.А., Гордеев К.С., Илюшина Е.С., Ермолаева Е.Л., Федосеева Л.А. Принципы правового обучения // Гуманитарные научные исследования. 2020. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2020/12/35238 (дата обращения: 22.02.2024).

Принципы правового обучения выступают в качестве ключевого ориентира при преподавании правовых дисциплин, а также отражают непосредственную зависимость между объективными закономерностям учебного процесса и целями, которые ставятся в обучении.

Принципы правового обучения являются методическим выражением познанных законов и закономерностей, знаний о целях и закономерностях правового обучения, сущности содержания, структуры обучения, которая позволяет  применять их в качестве норм педагогической практики.

С.Н. Алямкин отмечает, что принципы правового обучения включают следующие аспекты:

-                   систематичность и системность образовательного процесса;

-                   проблемность обучения;

-                   наглядность учебного материала при преподавании правовых дисциплин;

-                   образовательный процесс в качестве основных целей имеет воспитание и обучение;

-                   мотивация обучающихся к освоению правовых знаний, умений и навыков;

-                   переход от процесса обучения к процессу самообучения, высокая доля самостоятельной работы;

-                   достижение планируемых образовательных результатов;

-                   учёт индивидуальных способностей и возможностей каждого обучающегося, коллективный труд, эффективное взаимодействие субъектов учебного процесса;

-                   непосредственная взаимосвязь теории и практики;

-                   гуманитаризация и гуманизация обучения;

-                   увеличение роли творческого потенциала обучающихся в подготовке обучающихся;

-                   применение в образовательном процессе современных информационных компьютерных технологий;

-                   использование инновационного потенциала образовательной организации;

-                   учёт межпредметных связей, интегративность обучения.

С.В. Бобрышов и М.В. Смагина выделяют следующие принципы правового обучения:

-                   принцип индивидуализации правового обучения – помогает определить ту норму знаний и развития обучающихся, которая позволяет ставить и разрешать конкретные образовательные задачи.

-                   принцип систематичности – от преподавателя требуется последовательность в изложении учебного материала для того, чтобы обучающийся мог представить себе реальные отношения, связи предметов, явлений;

-                   принцип положительного эмоционального фона обучения. Деятельность, в которой обучающийся достаточно эмоционально мотивирован, даёт хороший результат. Среди средств эмоционального воздействия на обучающихся большая роль принадлежит личности педагога, его харизмы и личностных качеств, увлечённости учебной дисциплиной, доброжелательному отношению;

-                   принцип сознательности и творческой активности обучающихся – в рамках учебного процесса обучающийся должен сознательно воспринимать предлагаемый учебный материал по праву. Педагог должен ставить осознанные цели, формулировать реальные планируемые образовательные результаты и воспитывать в студентах познавательную активность;

-                   принцип научности обучения – опирается на связь между содержанием правовой и юридической учебной дисциплиной. Принцип научности реализуется при разработке учебных программ и учебных пособий. Познание действительности может быть верным и неверным. Правовое обучение должно быть основано на базе официальных научных правовых концепций и применять научные методы познания.

-                   принцип развивающего и воспитывающего правового обучения – формирует у обучающихся нравственный и мировоззренческий фундамент, правосознание, непосредственно способствует развитию личности студента;

-                   принцип прочности правовых знаний – поскольку памяти человека свойственно забывать информацию, педагог должен добиваться прочных знаний, умений и навыков;

-                   принцип наглядности подразумевает создание зрительных образов, моделей, которые имитируют или изображают различные правовые изучаемые явления;

Г.Р. Кельберер выделяет следующие принципы правового обучения:

-                   принцип единства правового обучения и воспитания является принципом воспитывающего обучения, в соответствии с которым правовое обучение организуется для решения задач воспитания. Право, являясь одновременно и областью науки, и областью практической деятельности, позволяет не только приобрести правовые знания, но и развить способности и практические навыки действия в соц. сфере.

-                   принцип доступности и посильности – правовое обучение должно быть связано с индивидуальными особенностями студента, с его личным опытом, уже имеющимися знаниями и умениями. В противном случае материал не будет усвоен.

-                   принцип связи с жизнью, личным опытом студентов – педагог права должен опираться на жизненные факты, близкие студентов. Данный принцип приводит к расширению и углублению правовых знаний студентов и одновременно к избавлению их от ошибочных правовых представлений и стереотипов.

-                   принцип обеспечения межпредметных связей – состоит в выявлении взаимосвязей между компонентами учебного процесса, выделяемыми по предметному признаку. В процессе реализации межпредметных связей обеспечивается последовательности в формировании научных взглядов, мировоззрения учащихся, понимания закономерностей развития. Преподаватель права, реализуя межпредметные связи, может применить задания интегративного характера, написание реферата по смежным учебным дисциплинам.

-                   принцип юридической точности правовых знаний – особенность преподавания права состоит в том, что при объяснении учебного материала педагог пользуется формулами закона, сложными для восприятия студентов, у которых абстрактное мышление ещё недостаточно развито. Правовые знания требуют юридической точности и определённости. При преподавании права недопустимо непрофессиональное адаптирование материала, упрощение, которое искажает смысл юридических понятий.


Библиографический список
  1. Алямкин С.Н. Практическая направленность в преподавании государственно-правовых дисциплин на юридическом факультете // Мир науки и образования. Выпуск № 1, 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/artide/n/prakticheskayanapravlennostvprepodavaniigosudarstvenn o-pravovyh-distsipИn-na-yuridicheskom-fakultete/ (дата обращения: 22.03.2017).
  2. Бобрышов С.В., Смагина М.В. Методы активизации процесса обучения: Учебное пособие. Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2019. 256 с.
  3. Жадан В.Н. Использование активных методов обучения для активизации учебной деятельности студентов по юридическим дисциплинам // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2016. № 1 (48). С. 272-278.
  4. Кельберер, Г. Р. Система формирования методической компетентности бакалавров педагогического образования (на примере исторического образования) / Г. Р. Кельберер, З. Я. Селицкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 9 (68). — С. 484-486. — URL: https://moluch.ru/archive/68/11495/ (дата обращения: 16.05.2020).


Все статьи автора «Гордеев Кирилл Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: