Принципы правового обучения выступают в качестве ключевого ориентира при преподавании правовых дисциплин, а также отражают непосредственную зависимость между объективными закономерностям учебного процесса и целями, которые ставятся в обучении.
Принципы правового обучения являются методическим выражением познанных законов и закономерностей, знаний о целях и закономерностях правового обучения, сущности содержания, структуры обучения, которая позволяет применять их в качестве норм педагогической практики.
С.Н. Алямкин отмечает, что принципы правового обучения включают следующие аспекты:
- систематичность и системность образовательного процесса;
- проблемность обучения;
- наглядность учебного материала при преподавании правовых дисциплин;
- образовательный процесс в качестве основных целей имеет воспитание и обучение;
- мотивация обучающихся к освоению правовых знаний, умений и навыков;
- переход от процесса обучения к процессу самообучения, высокая доля самостоятельной работы;
- достижение планируемых образовательных результатов;
- учёт индивидуальных способностей и возможностей каждого обучающегося, коллективный труд, эффективное взаимодействие субъектов учебного процесса;
- непосредственная взаимосвязь теории и практики;
- гуманитаризация и гуманизация обучения;
- увеличение роли творческого потенциала обучающихся в подготовке обучающихся;
- применение в образовательном процессе современных информационных компьютерных технологий;
- использование инновационного потенциала образовательной организации;
- учёт межпредметных связей, интегративность обучения.
С.В. Бобрышов и М.В. Смагина выделяют следующие принципы правового обучения:
- принцип индивидуализации правового обучения – помогает определить ту норму знаний и развития обучающихся, которая позволяет ставить и разрешать конкретные образовательные задачи.
- принцип систематичности – от преподавателя требуется последовательность в изложении учебного материала для того, чтобы обучающийся мог представить себе реальные отношения, связи предметов, явлений;
- принцип положительного эмоционального фона обучения. Деятельность, в которой обучающийся достаточно эмоционально мотивирован, даёт хороший результат. Среди средств эмоционального воздействия на обучающихся большая роль принадлежит личности педагога, его харизмы и личностных качеств, увлечённости учебной дисциплиной, доброжелательному отношению;
- принцип сознательности и творческой активности обучающихся – в рамках учебного процесса обучающийся должен сознательно воспринимать предлагаемый учебный материал по праву. Педагог должен ставить осознанные цели, формулировать реальные планируемые образовательные результаты и воспитывать в студентах познавательную активность;
- принцип научности обучения – опирается на связь между содержанием правовой и юридической учебной дисциплиной. Принцип научности реализуется при разработке учебных программ и учебных пособий. Познание действительности может быть верным и неверным. Правовое обучение должно быть основано на базе официальных научных правовых концепций и применять научные методы познания.
- принцип развивающего и воспитывающего правового обучения – формирует у обучающихся нравственный и мировоззренческий фундамент, правосознание, непосредственно способствует развитию личности студента;
- принцип прочности правовых знаний – поскольку памяти человека свойственно забывать информацию, педагог должен добиваться прочных знаний, умений и навыков;
- принцип наглядности подразумевает создание зрительных образов, моделей, которые имитируют или изображают различные правовые изучаемые явления;
Г.Р. Кельберер выделяет следующие принципы правового обучения:
- принцип единства правового обучения и воспитания является принципом воспитывающего обучения, в соответствии с которым правовое обучение организуется для решения задач воспитания. Право, являясь одновременно и областью науки, и областью практической деятельности, позволяет не только приобрести правовые знания, но и развить способности и практические навыки действия в соц. сфере.
- принцип доступности и посильности – правовое обучение должно быть связано с индивидуальными особенностями студента, с его личным опытом, уже имеющимися знаниями и умениями. В противном случае материал не будет усвоен.
- принцип связи с жизнью, личным опытом студентов – педагог права должен опираться на жизненные факты, близкие студентов. Данный принцип приводит к расширению и углублению правовых знаний студентов и одновременно к избавлению их от ошибочных правовых представлений и стереотипов.
- принцип обеспечения межпредметных связей – состоит в выявлении взаимосвязей между компонентами учебного процесса, выделяемыми по предметному признаку. В процессе реализации межпредметных связей обеспечивается последовательности в формировании научных взглядов, мировоззрения учащихся, понимания закономерностей развития. Преподаватель права, реализуя межпредметные связи, может применить задания интегративного характера, написание реферата по смежным учебным дисциплинам.
- принцип юридической точности правовых знаний – особенность преподавания права состоит в том, что при объяснении учебного материала педагог пользуется формулами закона, сложными для восприятия студентов, у которых абстрактное мышление ещё недостаточно развито. Правовые знания требуют юридической точности и определённости. При преподавании права недопустимо непрофессиональное адаптирование материала, упрощение, которое искажает смысл юридических понятий.
Библиографический список
- Алямкин С.Н. Практическая направленность в преподавании государственно-правовых дисциплин на юридическом факультете // Мир науки и образования. Выпуск № 1, 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/artide/n/prakticheskayanapravlennostvprepodavaniigosudarstvenn o-pravovyh-distsipИn-na-yuridicheskom-fakultete/ (дата обращения: 22.03.2017).
- Бобрышов С.В., Смагина М.В. Методы активизации процесса обучения: Учебное пособие. Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2019. 256 с.
- Жадан В.Н. Использование активных методов обучения для активизации учебной деятельности студентов по юридическим дисциплинам // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2016. № 1 (48). С. 272-278.
- Кельберер, Г. Р. Система формирования методической компетентности бакалавров педагогического образования (на примере исторического образования) / Г. Р. Кельберер, З. Я. Селицкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 9 (68). — С. 484-486. — URL: https://moluch.ru/archive/68/11495/ (дата обращения: 16.05.2020).
Количество просмотров публикации: Please wait