ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ: ПРИЗНАКИ И ПРЕИМУЩЕСТВА

Федосеева Любовь Алексеевна1, Жидков Алексей Андреевич1, Гордеев Кирилл Сергеевич1, Илюшина Елена Сергеевна1, Ермолаева Екатерина Львовна1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студент

Аннотация
В данной статье характеризуется технология обучения в сотрудничестве, которая представляет собой образовательную технологию, эффективно развивающуюся у обучающихся самостоятельности, инициативности и творческой активности. Авторы анализируют понятие технологии обучения в сотрудничества, выделяют ключевые аспекты данной образовательной технологии, характеризуют её признаки. Также в статье представлены преимущества применения технологии сотрудничества в образовательном процессе.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Федосеева Л.А., Жидков А.А., Гордеев К.С., Илюшина Е.С., Ермолаева Е.Л. Технология обучения в сотрудничестве: признаки и преимущества // Гуманитарные научные исследования. 2020. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2020/11/36314 (дата обращения: 21.02.2024).

Т.А. Рунова отмечает, что технология сотрудничества трансформирует характер протекания образовательного процесса. При этом преобразуется стиль взаимодействия преподавателя и обучающегося, их позиции в ходе учебного занятия, создаются ситуации личной свободы ответственности и выбора, что позволяет обучающимся оптимально найти индивидуальные способы и методы разрешения образовательных проблем. Цель технологии  сотрудничества состоит не в базовой передаче знаний, умений и навыков, а непосредственно в формировании и развитии фундаментальных личностных качеств, которые необходимы для жизнедеятельности в современных реалиях общества. Помимо этого, данная технология носит универсальный характер, поскольку вполне может быть реализована на любой предметной области в рамках всех существующих как традиционных, так и развивающих образовательных программ [3].

Исследователь Л.А. Хохленкова определяет концептуальную основу технологии сотрудничества в том контексте, что личность обучающегося является активным субъектом образовательной деятельности, а его учебное взаимодействие с другими участниками образовательного процесса, свободное, разностороннее и креативное развитие которых является целью данной образовательной технологии. В её рамках личностный смысл выражается как содержание и среда становления индивидуального опыта каждого обучающегося [4].

Н.В. Лысенко Н.В. и Т.А. Ткачева отмечают, что в рамках данной технологии сотрудничество не представляет собой самоцель, а осуществляется с целью приобретение обучающимися способов и методов новой образовательной деятельности, а также опыта опыт социальной активности и коммуникационного взаимодействия. Технология сотрудничества развивает умения трудовой деятельности в достаточно большом коллективе, в малой группе и также индивидуально [2].

Можно выделить следующие признаки технологии сотрудничества:

-                   применение методики обучения, которая непосредственно стимулирует интеллектуальную и практическую инициативу обучающихся, их интерес и самостоятельность при обучении;

-                   исключение принуждения, монополии преподавателя на интерпретацию знаний, пассивное восприятия обучающимися готовой  образовательной информации;

-                   высокий уровень организации совместной образовательной деятельности участников процесса обучения, наличие взаимной ответственности и общих усилий;

-                   взаимодействие обучающихся друг с другом, их деловое общение;

-                   осознание общей цели, что приводит к мобилизации педагога и обучающихся и их взаимной положительной мотивации и заинтересованности  в эффективном протекании образовательного процесса;

-                   гуманистический стиль взаимоотношений обучающихся и преподавателей при разрешении образовательных проблем, взаимопомощь, взаимная доброжелательность и доверие.

Преимущества применения в образовательном процессе технологии сотрудничества можно выразить следующим образом:

-                   обучающиеся осознают, где и как они смогут применить полученные  в ходе учебных занятий знания;

-                   обучающиеся учатся взаимодействовать между собой, с педагогами, овладевают навыками коммуникации;

-                   при работе в группах обучающиеся, в случае необходимости, выясняют все вопросы друг у друга и не боятся все вместе обратиться к педагогу (что имеет место при индивидуальной работе);

-                   у обучающихся непосредственно формируется собственная точка зрения, они учатся её аргументировать, отстаивать свою точку зрения;

-                   обучающиеся учатся видеть проблемы окружающего мира и находить способы и методы их разрешения;

-                   каждый субъект образовательного процесса понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умения применять их в конкретных заданиях;

-                   у обучающихся формируются и развиваются чувства товарищества и взаимопомощи [1].

Таким образом, технология сотрудничества в обучении понимается не только как помощь обучающимся при решении сложных учебных задач, не только как объединение усилий педагогов и обучающихся, но и как самостоятельный коллективный труд обучающихся, выполнение заданий, которые требуют постоянных или временных контактов с внеаудиторной средой. При этом рассмотрении технологии сотрудничества речь идёт о взаимодействии, скреплённом отношениями взаимного доверия и интереса. Если обучающийся хоть на какой-то момент становится соратником педагога или других обучающихся, если знает, что от его действий зависит успех общего дела, его позиция и роль в образовательном процессе кардинально меняются. Ему приходится проявлять самостоятельность и инициативу в обучении. Поэтому педагогически ценным является поведение, которое побуждает сотрудничество и стимулирует данные качества обучающихся в рамках образовательной организации и за её пределами. Категория сотрудничества в педагогическом сознании соединена с категорией гуманизации образования.


Библиографический список
  1. Зеликова, Ю.В. Возможности технологии сотрудничества на уроках в начальной школе для формирования комфортного климата // Современная школа России. Вопросы модернизации, №4 (22) Материалы XXII Международной научно-практической конференции, Москва, 2017 – С. 215-219
  2. Лысенко Н.В., Ткачева Т.А. Обучение в сотрудничестве – современная технология на уроках английского языка // Наука, техника и образование. 2015. №9 (15).
  3. Рунова Т.А. Технология организации учебного сотрудничества как средство повышения эффективности образовательного процесса // Школьные технологии. 2014. №5.
  4. Хохленкова Л.А. Педагогическая технология обучения в сотрудничестве как эффективное средство овладения иноязычным общением будущих специалистов в сфере сервиса // БГЖ. 2016. №2 (15).


Все статьи автора «Федосеева Любовь Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: