Т.А. Рунова отмечает, что технология сотрудничества трансформирует характер протекания образовательного процесса. При этом преобразуется стиль взаимодействия преподавателя и обучающегося, их позиции в ходе учебного занятия, создаются ситуации личной свободы ответственности и выбора, что позволяет обучающимся оптимально найти индивидуальные способы и методы разрешения образовательных проблем. Цель технологии сотрудничества состоит не в базовой передаче знаний, умений и навыков, а непосредственно в формировании и развитии фундаментальных личностных качеств, которые необходимы для жизнедеятельности в современных реалиях общества. Помимо этого, данная технология носит универсальный характер, поскольку вполне может быть реализована на любой предметной области в рамках всех существующих как традиционных, так и развивающих образовательных программ [3].
Исследователь Л.А. Хохленкова определяет концептуальную основу технологии сотрудничества в том контексте, что личность обучающегося является активным субъектом образовательной деятельности, а его учебное взаимодействие с другими участниками образовательного процесса, свободное, разностороннее и креативное развитие которых является целью данной образовательной технологии. В её рамках личностный смысл выражается как содержание и среда становления индивидуального опыта каждого обучающегося [4].
Н.В. Лысенко Н.В. и Т.А. Ткачева отмечают, что в рамках данной технологии сотрудничество не представляет собой самоцель, а осуществляется с целью приобретение обучающимися способов и методов новой образовательной деятельности, а также опыта опыт социальной активности и коммуникационного взаимодействия. Технология сотрудничества развивает умения трудовой деятельности в достаточно большом коллективе, в малой группе и также индивидуально [2].
Можно выделить следующие признаки технологии сотрудничества:
- применение методики обучения, которая непосредственно стимулирует интеллектуальную и практическую инициативу обучающихся, их интерес и самостоятельность при обучении;
- исключение принуждения, монополии преподавателя на интерпретацию знаний, пассивное восприятия обучающимися готовой образовательной информации;
- высокий уровень организации совместной образовательной деятельности участников процесса обучения, наличие взаимной ответственности и общих усилий;
- взаимодействие обучающихся друг с другом, их деловое общение;
- осознание общей цели, что приводит к мобилизации педагога и обучающихся и их взаимной положительной мотивации и заинтересованности в эффективном протекании образовательного процесса;
- гуманистический стиль взаимоотношений обучающихся и преподавателей при разрешении образовательных проблем, взаимопомощь, взаимная доброжелательность и доверие.
Преимущества применения в образовательном процессе технологии сотрудничества можно выразить следующим образом:
- обучающиеся осознают, где и как они смогут применить полученные в ходе учебных занятий знания;
- обучающиеся учатся взаимодействовать между собой, с педагогами, овладевают навыками коммуникации;
- при работе в группах обучающиеся, в случае необходимости, выясняют все вопросы друг у друга и не боятся все вместе обратиться к педагогу (что имеет место при индивидуальной работе);
- у обучающихся непосредственно формируется собственная точка зрения, они учатся её аргументировать, отстаивать свою точку зрения;
- обучающиеся учатся видеть проблемы окружающего мира и находить способы и методы их разрешения;
- каждый субъект образовательного процесса понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умения применять их в конкретных заданиях;
- у обучающихся формируются и развиваются чувства товарищества и взаимопомощи [1].
Таким образом, технология сотрудничества в обучении понимается не только как помощь обучающимся при решении сложных учебных задач, не только как объединение усилий педагогов и обучающихся, но и как самостоятельный коллективный труд обучающихся, выполнение заданий, которые требуют постоянных или временных контактов с внеаудиторной средой. При этом рассмотрении технологии сотрудничества речь идёт о взаимодействии, скреплённом отношениями взаимного доверия и интереса. Если обучающийся хоть на какой-то момент становится соратником педагога или других обучающихся, если знает, что от его действий зависит успех общего дела, его позиция и роль в образовательном процессе кардинально меняются. Ему приходится проявлять самостоятельность и инициативу в обучении. Поэтому педагогически ценным является поведение, которое побуждает сотрудничество и стимулирует данные качества обучающихся в рамках образовательной организации и за её пределами. Категория сотрудничества в педагогическом сознании соединена с категорией гуманизации образования.
Библиографический список
- Зеликова, Ю.В. Возможности технологии сотрудничества на уроках в начальной школе для формирования комфортного климата // Современная школа России. Вопросы модернизации, №4 (22) Материалы XXII Международной научно-практической конференции, Москва, 2017 – С. 215-219
- Лысенко Н.В., Ткачева Т.А. Обучение в сотрудничестве – современная технология на уроках английского языка // Наука, техника и образование. 2015. №9 (15).
- Рунова Т.А. Технология организации учебного сотрудничества как средство повышения эффективности образовательного процесса // Школьные технологии. 2014. №5.
- Хохленкова Л.А. Педагогическая технология обучения в сотрудничестве как эффективное средство овладения иноязычным общением будущих специалистов в сфере сервиса // БГЖ. 2016. №2 (15).