Педагогическое исследование является способом изучения и познания педагогической действительности. Это целенаправленная деятельность, в результате которой устанавливаются законы или закономерности, а так же объясняются факты и явления, предсказывается их возникновение и изменение.
Исследования в педагогике бывают следующих видов.
1. Фундаментальные – это исследования, основная направленность которых состоит в разработке понятийного аппарата, научном установлении и определении сущности фактов и явлений педагогики. Результатом являются готовые педагогические теории, использующиеся как база для прикладных исследований;
2. Прикладные исследования. Область их проведения – частные методики, а цель – решение возникающих в реальной практике вопросов;
3. Методические разработки, которые являются итоговым результатом всей работы, находящим свое практическое применение – это различные у учебные и методические пособия, рекомендации, учебники и т.д.) [2, 3].
Становление и развитие науки требует наличия фактов, служащих для исследователя источником основной информации о педагогическом процессе. Среди них выделяют следующие.
Письменные источники – все то, что содержит в себе письменные сведения:
– разного рода печатные материалы: монографии, методические разработки, труды и записки выдающихся деятелей науки, культуры, педагогики;
- руководящие документы органов образования, а так же государственных органов и общественных организаций по вопросам образования и воспитания: приказы, инструкции, уставы, циркуляры, положения;
- отчетная учебная документация.
Статистические источники, содержащие в себе ценные количественные данные и характеристики касательно различных педагогических явлений и процессов, к примеру, о числе учебных заведений, их выпускников и преподавателей, бюджете и т.д.
Изустные источники – сведения, передающиеся в устной форме (это лекции, консультации содержание выступлений, конференций, круглых столов, сессий и т.д.).
Вещественные источники. Данный вид источников включает в себя личные вещи изучаемого человека (учебные принадлежности, рисунки, чертежи, модели).
Практика – вечный регулярно обновляющийся источник, который используется постоянно и повсеместно. Даже А.С. Макаренко подчеркивал это, говоря, что воспитание осуществляется «на каждом квадратном метре земли и ежеминутно».
Наглядно-изобразительные педагогические источники – педагогические материалы, представляющие факты в наглядной форме (аудиоматериалы, видеофильмы, фотографии и т.п.).
Народная педагогика. Будучи выраженными в простой и запоминающейся форме, они сохраняют большое количество ценной педагогической информации.
Материалы смежных наук. Это вид источников имеет место быть, поскольку другие науки и дисциплины так же самостоятельно, по-своему, изучают проблемы воспитания. К ним относятся педагогическая библиография, хронология, языкознание и др.
Произведения искусства. Несмотря на то, что их ценность в основном является художественной, их содержание все равно можно рассматривать с точки зрения педагогики.
Информационная педагогика, которая является новой, современной отраслью педагогики, изучающей протекающие в педагогических явлениях информационные процессы в педагогических явлениях.
В совокупности имеющиеся источники служат базой для накопления ценного фактического материал, подлежащего анализу, систематизации и обобщению [1, 2].
Таким образом, педагогика применяет комплексный подход к исследованию проблем воспитания и обучения, который включает в себя применение различных видов исследований и источников, целую систему способов, приемов, принципов и подходов. Совершенствование традиционных методов изучения и внедрение новых является залогом успеха и открытия новых возможностей развития педагогики.
Библиографический список
- Источники педагогической науки [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2020/03/16/istochniki-pedagogicheskoy-nauki, (дата обращения: 28.10.2020).
- Научные исследования в педагогике, их основные характеристики [Электронный ресурс] URL: https://studopedia.ru/8_124279_nauchnie-issledovaniya-v-pedagogike-ih-osnovnie-harakteristiki.html, (дата обращения: 28.10.2020);
- Педагогические источники и методы исследования [Электронный ресурс] URL: https://studopedia.su/7_23277_pedagogicheskie-istochniki-i-metodi-issledovaniya.html, (дата обращения: 28.10.2020).
Количество просмотров публикации: Please wait