ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАВОВОГО ОБУЧЕНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ

Жидков Алексей Андреевич1, Гордеев Кирилл Сергеевич1, Илюшина Елена Сергеевна1, Ермолаева Екатерина Львовна1, Федосеева Любовь Алексеевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студент

Аннотация
В данной статье рассмотрено понятие организационных форм обучения правового обучения, анализируются их особенности, охарактеризована роль конкретных форм. Также авторами был проведён анализ модульно-блочной системы правового обучения, лекционно-практической системы и дуальной системы.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Жидков А.А., Гордеев К.С., Илюшина Е.С., Ермолаева Е.Л., Федосеева Л.А. Основные формы организации правового обучения в колледже // Гуманитарные научные исследования. 2020. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2020/11/35237 (дата обращения: 22.02.2024).

Организационные формы правового обучения представляют собой виды организации учебных занятий, которые отличаются друг от друга дидактическими целями, составом студентов, местом проведения, продолжительностью, содержанием деятельности преподавателя и студентов. В организационных формах правового обучения функционирует система взаимодействия обучения и управления учебной деятельностью студентов по определенному, заранее установленному режиму и порядку.

Любое обучение, где бы оно ни было, обретает определённую организационную форму. Формы организации правового обучения конструируются и применяются с целью создания наилучших условий для формирования у обучающихся компетенций. Формы организации образовательного процесса непосредственно влияют на его ход, обуславливают возможность проявления индивидуального темпа учебной работы, влияют на результат обучения и содействуют его успешности и эффективности и результативности. Организационные формы имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем.

В современных социально-экономических условиях рыночной экономики компетенции становятся главным капиталом специалиста. Во главу ставится самостоятельная работа студента, самоорганизация его учебной деятельности. Ключевая функция педагога в данной связи – это сориентировать, направить студента. Поэтому важно понимать в какой форме преподаватель сможет справиться с этой задачей, что и обуславливает актуальность данной проблемы

Форма определяется в качестве внешнего выражения определённого содержания. Формы организации образовательного процесса входят в его операционно-деятельностный и представляют собой внешнее выражение согласованной деятельности педагогов и студентов, которая осуществляется в установленном порядке и определённом режиме.

Учебно-воспитательный процесс в колледже осуществляется в определенных формах. С развитием общества развивались потребности в получении знаний, в форме овладения обучающимися умениями и навыками. Менялись формы организации учебного процесса.

Бордовская Н.В. отмечает, что особенностями организационных форм  правового обучения являются следующие:

-                   изменчивость или постоянность состава;

-                   внешнее проявление преподавательских функций;

-                   определённый порядок взаимодействия преподавателя и обучающихся, направленный на достижение результатов обучения;

-                   режим обучения, которому подчиняется та или иная форма [1].

При преподавании правовых дисциплин применяются следующие формы организации учебного процесса: лекции, практические занятия, научно-исследовательская деятельность, факультативные занятия, семинары, консультации, дополнительные занятия, собеседования. К внеучебным формам организации правового обучения можно отнести зачёты и экзамены, домашнюю работу обучающихся и учебно-производственную практику.

Далее следует провести анализ трёх важнейших явлений, непосредственно относящихся к формам организации учебных занятий при преподавании правовых дисциплин: модульно-блочное обучение, лекционное-практическое обучение и дуальное обучение.

Модульно-блочное обучение представляет собой одну из педагогических технологий, которая позволяет одновременно оптимизировать образовательный процесс, обеспечить его целостность в реализации целей обучения, развития творческого потенциала обучающихся.  Его фундамент – это процесс самостоятельного добывания обучающимися образовательной информации в процессе с различного рода литературой. Его преимущества, по мнению Г.А. Жигулиной, выражаются в следующем:

-                   сочетание групповой и индивидуальной форм организации образовательного процесса;

-                   быстрая адаптация обучающихся;

-                   качественное освоение студентами учебного материала в соответствии с темпами обучения и индивидуальными возможностями, способсностями и особенностями [2].

Лекционно-практическая система обучения является одной из основных форм организации учебного процесса при преподавании правовых дисциплин.

Основная дидактическая цель – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала.

Будучи главным звеном дидактического цикла обучения, она выполняет мировоззренческие, познавательные, воспитательные и развивающие функции.

Лекция является методологической основной правового обучения, так как вводит обучающихся в процесс изучения учебного материала. Также она является организационной основой, так как иные формы учебных занятий опираются на её содержание, логически следуют за ней.

Практические занятия предназначены для углубленного изучения определённой учебной дисциплины. Практические занятия значимы для выработке у обучающихся навыков использования полученных знаний для разрешения проблем практического характера. Практические занятия необходимы для детализации, расширения и углубления знаний, которые обучающиеся получили на лекционных занятиях. Практические занятия позволяют проверить уровень усвоения знаний студентами, развивают речь и профессиональное мышления, способствуют эффективной обратной связи преподавателя и студентов.

Дуальная система обучения очень важна для системы пправового обучения.

Дуальное обучение является видом обучения, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательного учреждения, а практическая – непосредственно на рабочем месте.

Предприятия делают заказ образовательным организациям на конкретное количество специалистов, работодатели принимают участие и в составлении учебной программы. Обучающиеся проходят практику, не отрываясь от учебной деятельности.

В дуальной системе обучения усиливается и качественно меняется роль работодателя. На территории предприятия создаются учебные рабочие места для студентов, которые могут отличаться от обычного рабочего места наличием виртуального симуляционного оборудования. Важнейший компонент – наличие подготовленных кадров, которые выступают в качестве наставников.

К основным преимуществам дуального обучения можно отнести: во-первых, обеспечивается высокий процент трудоустройства выпускников, так как они полностью отвечают требованиям работодателя. Обучение максимально приближено к запросам производства. Примечательно, что участником дуального обучения может быть самая маленькая компания. Во-вторых, достигается высокая мотивация получения знаний, формируется психология будущего работника.

Также важно отметить, что парадокс современного правового обучения заключается в том, что педагог знакомит студентов с правовыми принципами в обстановке и форме, которые лишены важных правовых характеристик. В настоящее время невелико число педагогов, передающих не только знание о праве, но и помогающих приобрести правовые умения и особенно правовые ценности, установки. Преподавателю необходимо создавать в учебной аудитории открытую демократическую обстановку, которая будет способствовать свободному обмену мнений, глубокой и взвешенной дискуссии, подаёт пример терпимости к противоположному мнению [3].


Библиографический список
  1. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская. – СПб.: Питер, 2017. – 624 c.
  2. Жигулина Г.А. «Интерактивные приемы в преподавании истории, обществознания и права». // Право в школе, №1, 2016, с. 22-28.
  3. Ивонина А.И. «Интерактивные методы в гражданско-правовом образовании». // Право в школе, № 4, 2006, с.8-9.


Все статьи автора «Гордеев Кирилл Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: