Понятие «коммуникативная компетентность» впервые было использовано Бодалевым А.А., которая подразумевается как способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений) [1].
Коммуникативная компетентность характеризуется как ориентированность в различных условиях общения, основанная на:
. знаниях и чувственном опыте индивида;
. способность эффективно взаимодействовать с окружающими,
. благодаря пониманию себя и других, при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды».
Коммуникативная компететность согласно Куницина В.Н. это «успешность общения» [2].
В образовательных учреждениях больше внимание уделяется дополнительнгму образованию, начиная с детских садов, они играют огромнюу роль при формировании коммуникативной компететности обучающегося.
В настоящее время являются неотъемлимой частью системы образования, выступая в тандеме с общим образованием, оно является важным звеном в развитии личности за пределами образовательных стандартов.
Дополнительное образование включает в себя различные условия для выявления различных способностей и навыков обучающегося, помогает легче адаптироваться ему в современном мире.
В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации» в статье 34 говорится, что обучающихся имеют право на «развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях» [3].
Данным законом в полной мере занимается объединения дополнительного образования.
Дополнительное образование предоставляет обучающимся разные возможности для получения дополнительного образования по тем областям, которым он интересеутся. Дополнительное образование охватывает: – развитие творческих способностей, воспитание физически здоровой личности.
В отличие от основного образования, дополнительное образование имеет ряд достоинств: 1)личный доступ к обучению. В небольших группах преподаватель может уделять намного больше вниманию обучающемуся.
2) Творческий подход к формированию содержания образования. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» дополнительное образование детей не является действующим в рамках стандартов, оно разнонаправлено и определятся лишь интересами ребенка, его потребностями.
3) Быстрое реагирование на изменение спроса в образовательных услугах, удовлетворение потребностей общества, родителей и детей.
4) Способность организации психологического сопровождения в развитии личности обучающегося. Психологическая помощь ребенку в процессе социализации обеспечивает гармонизацию отношений обучающегося и общества.
5) Возможность свободного выбора обучающих различных видов и сфер деятельности. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижения успехов в соответствии с собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.
6) Возможность развития дистанционной формы обучения.
7) Современная техническая база учреждения дополнительного образования детей.
Дополнительное образование обучающихся опирается на следующие принципы: – гуманизация (утверждение ценности общекультурного человеческого достоинства, внимания к историческим ценностям, их значимости для развития искусства, науки, культуры), – демократизация образовательного процесса (право каждого ребенка на выбор своей траектории развития), – индивидуализация (выявление и развитие склонностей, способностей в различных направлениях деятельности, обеспечение развития детей в соответствии с их индивидуальными возможностями и интересами), – педагогика сотрудничества (признание ценности совместной деятельности детей и взрослых).
При дополнительном образовании ребенок добровольно выбирает предмет и вид деятельности, также педагога место. Данное направление является весьма востребованным, как детьми, так и родителями, педагогами и обществом в целом, так как позволяет удовлетворять в условиях неформального образовательного процесса разнообразные познавательные интересы личности.
Учреждения дополнительного образования с самого начала своего существования создают благоприятные условия для работы, равные возможности для каждого обучающегося, идут в ногу со временем. Большое внимание уделяется одаренным и талантливым обучающимся, поднимая их на качественно новый уровень индивидуального развития.
Итак, дополнительное образование – это создание дополнительных условий для развития личности с учетом ее индивидуальных способностей, потребностей, ценностных ориентации, мотивов, а не механическая достройка базового образования, призванного усилить его компенсаторные и адаптационные функции.
Система дополнительного образования включает различные разнообразные объединения в школе, которые с помощью программ осуществляют свою деятельность. Данные программы специально разрабатываются и реализуются высококалифицированными педагогами.
Комплекс дополнительных образовательных услуг направленны на решение вопросов обучающихся по освоению основных образовательных программ или на удовлетворение особых интересов и потребностей социальных групп.
Дополнительное образование в форме добровольных объединений менее регламентировано и способно к построению диалогических, субъектных отношений.
Здесь осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей детьми и взрослыми, как равноправных субъектов. Композиция содержания (образовательных программ) и формы (кружок, мастерская, секция, театр, лаборатория, клуб, школа и др.) организации дополнительного образования детей определяются в каждом учреждении самостоятельно, с учетом имеющегося кадрового потенциала и ресурсов, с обязательной ориентацией на заинтересованного заказчика. Сверхзадача педагога дополнительного образования состоит в формировании личности обучающегося, которая является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации. Вариативная часть, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся. Содержание коммуникативного процесса в объединениях дополнительного образования определяется личностно-ориентированными, вариативными и дифференцированными программами, конкретизирующими его специфику на всех ступенях дополнительного образования.
Дополнительное образование является неотъемлемой частью системы образования, которое создаёт условия для развития потенциальных способностей любого ребенка, адаптации его в современном мире. Сфера общения в объединениях дополнительного образования выступает как система внутренних ресурсов личности, необходимых для построения эффективной коммуникации и социального взаимодействия. Методы активного обучения и разнообразные технологии, применяемые в объединениях дополнительного образования, позволяют сформировать коммуникативные компетенции у обучающихся.
Библиографический список
- Бодалев А.А. Личность и общение – М, 1995 Бодалева А.А. Психологическое общение. – М.: Изд-во “Институт практической психологии”, Воронеж: Н.П.О, “Модек”, 1996.- 256с.
- Куницына В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации //Российская газета. – 2012. – 21 июня. – С. 1 – 4.
Количество просмотров публикации: Please wait