УДК 159.9

ПРОФИЛАКТИКА НАСИЛИЯ И ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ: МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Ильевская Ольга Юрьевна
МБОУ «СОШ №6»
педагог-психолог

Аннотация
Данная статья посвящена одному из аспектов профилактики насилия и жесткого обращения с детьми – организации непосредственной практической работы в условиях образовательного учреждения. Целью статьи является рассмотрение феномена насилия и жесткого обращения с детьми, обобщение и структурирование основных методов и технологий профилактической индивидуальной работы с детьми. Материалы могут быть использованы в работе педагогами, педагогами-психологами.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Ильевская О.Ю. Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми: методы и технологии индивидуальной практической работы // Гуманитарные научные исследования. 2020. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2020/11/31433 (дата обращения: 13.04.2021).

Изменения, происходящие на сегодняшний день в нашей стране, порождают определенный ряд социальных проблем, среди которых особенно острой является проблема насилия и жестокого обращения с детьми, так как ежегодно, согласно статистике, увеличивается количество детей, пострадавших от насилия и жестокого обращения в различных его формах и проявлениях. Причины возникновения данной проблемы определяются политической и социально-экономической нестабильностью общества, неблагоприятными социально-бытовыми условиями жизнедеятельности семей, изменениями ценностных ориентаций людей, чрезмерной занятостью родителей, увеличением количества разводов. На основе описанных выше факторов могут развиваться формы насилия, целью которых выступает подчинение и контроль одного человека над другим разными способами, например, с применением запугивания, манипуляций, угроз, эмоционального, физического, сексуального насилия и так далее.

Насилие характеризуется нарушением права другого человека быть личностью. Насилие и жестокое обращение с детьми со стороны родителей и сверстников демонстрирует не только общую дисгармонию, существующую во взаимоотношениях в современном обществе, но и свидетельствует о нездоровой социально-нравственной обстановке, сложившейся в нем. Согласно данным международных исследований – примерно 20% женщин и 5-10% мужчин в мире в детстве подвергались сексуальному насилию, подвергались физическому насилию в детстве – 23% людей [1]. Также стоит отметить, что многие дети подвергаются эмоциональному (психологическому) насилию и остаются без заботы.

Нанесение детям серьезных психических травм является одним из последствий насилия и жестокого обращения, приводящее к возникновению у детей озлобленности, агрессии, выражающейся в немотивированной жестокости подростков к посторонним людям, в их стремлении к совершению разрушительных действий. Длительное воздействие на ребенка неблагоприятной обстановки, преобладающей в школе, семье, среди сверстников, приводит к глубоким личностным и социальным нарушениям, формированию личностных деформаций и различных отклонений в поведении. Кроме того, к последствиям и проявлениям социальной дезадаптации мы можем отнести детскую наркоманию, токсикоманию раннюю алкоголизацию, побеги из дома, бродяжничество, проституцию, суицид. Данные явления превращаются в серьезную социальную проблему, приобретая более широкие масштабы.

Таким образом, подчеркнем, что обоснованную тревогу вызывает современное состояние защиты детства и реализация прав ребенка. И потребность в организации и постоянном осуществлении деятельности по профилактике насилия и жестокого обращения с детьми определяется сложившейся ситуацией.

Ирина Алексеевна Алексеева и Илья Геннадьевич Новосельский, психологи, эксперты Национального фонда защиты детей от жестокого обращения и руководители проектов и программ по оказанию помощи детям в кризисных ситуациях, рассматривают жестокое обращение с ребенком в качестве всего многообразия действий и бездействий со стороны взрослых, наносящих вред физическому и психическому здоровью ребенка и его развитию [2].

По мнению Елены Николаевны Волковой, доктора психологических наук и руководителя общественной организации «Детство без насилия и жестокости», насилие – это физическое, психическое, социальное воздействие на человека со стороны другого человека, семьи, группы или государства, вынуждающее его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающую его физическому или психическому здоровью и целостности [3].

Насилие включает в себя все типы физического и эмоционального жестокого обращения, сексуального насилия, пренебрежения, невнимания и эксплуатации в коммерческих или иных целях, приводящих к нанесению реального или потенциального вреда здоровью, развитию или достоинству ребенка. В любом своем проявлении жестокое обращение всегда оказывает непосредственное влияние на актуальное состояние ребенка, процесс его дальнейшего развития и социальную адаптацию.

В ходе организации и осуществления профилактической индивидуальной работы с детьми педагогами и педагогами-психологами могут использоваться ниже приведенные практические упражнения, как в качестве отдельных элементов, так и включаться в структуру занятий:

1. Упражнения, направленные на помощь ребенку в осознании того, что с ним происходит в ситуации «здесь и сейчас»:

Упражнение «Куст роз» – ребенку предлагается удобно расположиться, закрыть глаза, расслабиться и в течение нескольких минут представить себя розовым кустом, ответив на ряд вопросов: какой куст (сильный или слабый); какие у куста корни (глубокие или находятся на поверхности); сколько цветков (много или мало); сколько шипов (много или мало); хороша для него или плоха среда, в которой растет куст; хватает ли кусту места; какие отношения с другими растениями у куста; какое будущее у куста.

После этого ребенок открывает глаза, и ему предлагается нарисовать получившийся образ куста. Рефлексия – ребенок описывает то, что у него получилось.

2. Упражнения, направленные на релаксацию, снятие психоэмоционального напряжения, расслабление, проработку актуального состояния:

Упражнение «Мыльные пузыри» – ребенку предлагается удобно расположиться, взять карандаш, бумагу и проанализировать свои мысли о том, что его беспокоит, попробовать сравнить, как соотносятся слова с его чувствами. Если ребенок говорит: «Я плохо себя чувствую», предложите ему заменить эту фразу на позитивную, например, «Я вздремну, и буду чувствовать себя лучше».

Далее ребенку предлагается на чистом листе бумаги нарисовать голову, с вылетающими из нее вправо и влево мыслями в виде мыльных пузырей. На пузырях слева ребенок записывает негативные мысли, а справа – позитивные.

Упражнение «Радуга» – ребенку предлагается закрыть глаза, представить, что у него в голове находится экран. На экране он видит радугу с цветами, которые ему нравятся. Для каждого цвета есть свой настрой и чувство. Он видит то, что описывает педагог или то, что ребенок захочет сам.

Голубой цвет. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару. Он освежает тебя, как купание в озере. Что ты видишь, когда думаешь о голубом цвете?

Красный цвет. Красный дает нам энергию и тепло. На него хорошо смотреть, когда тебе холодно. Иногда слишком много красного нас злит. Иногда он напоминает нам о любви. Что ты думаешь, когда смотришь на красный цвет?

Желтый цвет. Желтый приносит нам радость. Он согревает, как солнце, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает нам настроение. Что ты думаешь, когда смотришь на желтый цвет?

Зеленый цвет. Зеленый – цвет природы. Если мы больны или нам не по себе, зеленый помогает нам чувствовать себя лучше. Что ты думаешь, когда смотришь на него? Замечаешь ли ты, как разные цвета влияют на настроение и даже на самочувствие? Попробуй также увидеть другие цвета [4].

После этого ребенок открывает глаза и рассказывает, что он представлял.

3. Арт-терапия направлена на развитие у ребенка умения осознавать и передавать свое эмоциональное состояние, снятие психоэмоционального напряжения, коррекцию настроения.

Кроме этого, арт-терапия способствует мобилизации внутренних резервов психики ребенка, достижению им психологической комфортности. Целесообразность использования арт-терапевтических техник определяется тем, что, ребенок не всегда имеет возможность словесно выразить свою тревогу и боль, в то время как проекция собственных чувств обладает менее травматичным действием вследствие символизации, отстраненности от травмирующего агента. Изобразительное творчество помогает ребенку восстановить чувство собственного достоинства и способствовать выражению его подавленных чувств.

Методы арт-терапии, применяемые в работе с ребенком:

  • «Рисование по сырому листу» (направлено на снятие напряжения, гармонизацию эмоционального состояния, развитие воображения) – ребенку предлагается намочить водой лист бумаги и ставить на нем точки, рисовать линии, наблюдая, как растекаются краски.
  • «Мелки-наперегонки» (направлено на отреагирование напряжения и агрессии, гармонизацию эмоционального состояния) – ребенок в разном темпе (медленно и быстро) делает штрихи на листе.
  • «Пластилин-силач» (направлено на отреагирование эмоций и агрессии, снятие напряжения) – ребенок, размазывает по листу небольшие кусочки пластилина, создавая тоненький слой.
  • «Мандала» (направлено на развитие у детей умения осознавать и передавать свое эмоциональное состояние, снятие психоэмоционального напряжения, коррекция настроения) – на листе бумаги ребенку предлагается нарисовать окружность и разрисовать этот круг, выбрав понравившийся цвет. Ребенок может использовать любые цвета, рисовать абстрактные образы или что-то определенное, как в самом круге, так и вне его.

Вопросы после создания мандалы: на какое чувство, эмоцию или настроение похож этот цвет (предмет); тебе нравится смотреть на этот рисунок; хочешь ли ты что-то изменить или добавить в своем рисунке.

Не стоит настаивать, если ребенок отказывается отвечать на вопросы [5].

Рефлексия – проводится по желанию ребенка в виде представления своей работы.

Таким образом, рассмотрев феномен жесткого обращения, насилия, упражнения для практической индивидуальной работы с детьми, мы можем сделать вывод о возможности и доступности осуществления в образовательных учреждениях профилактики насилия и жесткого обращения с детьми непосредственно педагогами, а при наличии педагогов-психологов – подключением их к данной деятельности.


Библиографический список
  1. Шалаева, К.С. Методические рекомендации для педагогов: «Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми» [Текст] / К.С. Шалаева, М.С. Сергеева, И.Г. Кощевых, Е.В. Тотикиди. – Полевской: «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ладо», 2014. – 91 с.
  2. Алексеева, И.А. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь [Текст] / И.А. Алексеева, И.Г. Новосельский. – М: Генезис, 2006. – 256 с.
  3. Волкова, Е.Н. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления [Текст] / Е.Н. Волкова. – СПб: Питер, 2008. – 240 с.
  4. Зиновьева, Н.О. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации [Текст] / Н.О. Зиновьева, Н.Ф. Михайлова. – СПб: Речь, 2003. – 248 с.
  5. Мещенина, Т.А. Профилактика жестокого обращения с несовершеннолетними: методические материалы [Текст] / Т.А. Мещенина. – Нижневартовск: МАУ «Центр развития образования», 2014. – 94 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Ильевская Ольга Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация