ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ

Фомина Жанна Владимировна
ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»
магистрант

Аннотация
В данной статье рассматриваются теоретические подходы к изучению проблемы эмоциональной сферы личности в трудах отечественных психологов и педагогов эмоциональной сферы младших школьников с ОВЗ. Выявлены особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с ОВЗ. Также представлены результаты проведенного исследования особенностей негативных проявлений эмоциональной сферы у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Фомина Ж.В. Особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с ОВЗ // Гуманитарные научные исследования. 2020. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2020/10/29655 (дата обращения: 21.02.2024).

Вопросы изучения эмоциональной сферы являются наиболее актуальными и сложными в современной психологии. Материалы экспериментального изучения эмоциональной сферы широко рассматриваются в трудах отечественных исследователей: П.К.Анохина, В.К. Вилюнаса, Л.С. Выготского. Б.И. Додонова, Е.П. Ильина, А.Ф. Лазурского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П.В. Симонова, П.М. Якобсона и др.

В «Психологическом словаре» термин «эмоция» трактуется как: «психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания смысла жизненного явления или ситуации, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта» [1]. В словаре «эмоция» рассматривается в узком смысле, как один из видов психических процессов, который отражает субъективное отношение человека к происходящему.

Для обозначения всех известных процессов связанных с переживаниями единой терминологии пока не выработано. Набор всех видов переживаний рассматривались авторами Б.И. Додоновым, Р.С. Немовым как эмоции в широком смысле и А.В. Петровским – в узком смысле и аффекты в широком смысле. Таким образом, совокупность психических процессов рассматривается как эмоциональная сфера или аффективная сфера психики.

У детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) отмечается недостаточный уровень эмоциональной сферы. Можно сказать, что эмоциональная сфера младших школьников с ОВЗ характеризуется быстрой сменой настроения и эмоций, их неустойчивостью. Часто наблюдается состояние беспокойства. Младшие школьники постепенно начинают владеть своими эмоциями, но не всегда могут сдерживать проявления своих эмоций. Поэтому для специалистов нужно найти правильный подход для развития эмоциональной сферы младших школьников с ОВЗ.

Недостатки характера детей, в большинстве своем эмоционально обусловлены причинами [2], которые представлены на Рисунке 1


Рис. 1 – Причины недостатков характера

С целью изучения особенностей негативных проявлений эмоциональной сферы у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья мы провели исследование на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 37» г. Белово. Респондентами являлись 24 школьника в возрасте 7-10 лет.

В качестве метода исследования особенностей негативных проявлений эмоциональной сферы у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья , были использованы следующие методики:

- САТ (Детский апперцептивный тест) Л. Беллак (изучение потребности ребенка, источники их фрустрации, внутренние конфликты ребенка, способы их разрешения).

- Карта наблюдений Д. Стотта (изучение эмоциональной и поведенческой сфер);

- тест тревожности Филипса (оценка общего уровня школьной тревожности).

Для изучения эмоциональной и поведенческой сфер мы использовали методику Л. Стотта. Результаты данной методики позволили нам получить картину эмоционального состояния ребенка.

В группе испытуемых преобладают заметно выраженные симптомы как: уход в себя, враждебность и тревожность к взрослым людям, тревожность к детям, недоверие к людям, депрессия.Невротические симптомы, неблагоприятные условия среды, умственная отсталость, болезни и органические нарушения, сексуальное развитие, физические дефекты и враждебность к детям характеризуются слабой выраженностью.

Вычислив сумму баллов мы вычислили общий «коэффициент дезадаптированности» испытуемых, который представлен на Рисунке 2.


Рис. 2. – Общий коэффициент дезадаптации испытуемых

Таким образом, можно сделать следующие выводы: у 12 (50%) испытуемых дезадаптированность слабо выражена. У 10 (42%) испытуемых дезадаптированность заметно выражена. 2 (8%) испытуемый имеет сильно выраженную дезадаптированность. Групповой коэффициент дезадаптированности составляет 24%, что является заметно выраженным симптомом дезадаптированности.

Для изучения потребностей и мотивов ребенка, внутренних конфликтов ребенка и способов их разрешения мы использовали Детский апперцептивный тест САТ (автор Л. Беллак). В ходе анализа проективного содержания методики САТ, мы выявили потребности испытуемых в партнерских отношениях с родителями, источники их фрустрации, внутренние конфликты ребенка, а также способы их разрешения.

Для изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой мы использовали тест школьной тревожности Филлипса. Тест содержит 58 вопросов о том, как ребенок себя чувствуете в школе. Данный тест позволяет выявить синдромы (факторы) тревожности. Результаты теса школьной тревожности Филипса, представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Результаты теста школьной тревожности Филипса испытуемых младшего школьного возраста с ОВЗ

Факторы

Уровни тревожности

Нормальный

Повышенный

Высокий

1 Общая тревожность в школе  

12 (50 %)

6 (25 %)

6 (25 %)

2 Переживание социального стресса  

8 (33 %)

10 (42 %)

6 (25 %)

3 Фрустрация потребности достижения успеха

10 (84 %)

4 (16 %)

0

4 Страх самовыражения  

12 (50 %)

12 (50 %)

0

5 Страх ситуации проверки знаний  

12 (50 %)

10 (42 %)

2 (8 %)

6 Страх не соответствовать ожиданиям окружающих  

2 (8 %)

16 (67 %)

6 (25 %)

7 Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу  

6 (25 %)

14 (59 %)

4 (16 %)

8 Проблемы и страхи в отношениях с учителями  

14 (59 %)

6 (25 %)

4 (16 %)

На основе анализа данных Таблицы 1, у 6 (25 %) испытуемых выявлен нормальный уровень школьной тревожности. У 18 (75 %) испытуемых выявлен повышенный уровень школьной тревожности.

Таким образом, тест школьной тревожности Филипса показал, что у учащихся наиболее повышена тревожность по таким факторам как: «общая тревожность»- 46%, «страх ситуации проверки знаний»-25%, «переживание социального стресса»-62%, «страх не соответствовать ожиданиям окружающих» – 71 %, «низкая физиологическая сопротивляемость стрессу» – 58 %.

Таким образом, результаты особенностей негативных проявлений эмоциональной сферы у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья свидетельствуют о том, что у испытуемых преобладает заметно выраженная дезадаптация, которая проявляется в таких симптомах как: уход в себя, враждебность и тревожность к взрослым людям, тревожность к детям, недоверие к людям, депрессия.

В ходе исследования были выявлены потребности ребенка в партнерских отношениях с родителями, источники их фрустрации и внутренние конфликты ребенка.

Младшие школьники с ограниченными возможностями здоровья испытывают повышенную тревожность к проверке знаний, переживанию социального стресса, не соответствие ожиданиям окружающих и имеют низкую физиологическую сопротивляемость к стрессу.


Библиографический список
  1. Психологический словарь / авт.-сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, Л.М. Балабанова // Под общей ред. Ю.Л. Неймера. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2003. – 640 с
  2. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: В.П. Кащенко. – 4-е изд., стер. – М.: Издатеельский центр «Академия», 2006. – 304 с.].


Все статьи автора «oksana751»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: