БРАЧНЫЕ И РЕПРОДУКТИВНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Девятых Сергей Юрьевич1, Шевяков Александр Сергеевич2
1Витебская государственная ордена «Знак Почета» государственная академия ветеринарной медицины, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой экономической теории и истории
2Витебская государственная ордена «Знак Почета» государственная академия ветеринарной медицины, студент V курса биотехнологического факультета

Аннотация
Данная статья посвящена брачным и семейным ориентациям студенческой молодежи Беларуси. Показано, что в ориентациях студентов - юношей и девушек – будущих субъектов брачно-репродуктивного поведения – четко просматривается тенденция на сокращение числа детей, увеличение возраста вступления в брак и рождения в нем первого ребенка. Полученные результаты позволяют говорить о том, что в будущем в белорусских семьях сохранится тенденции малодетности.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Девятых С.Ю., Шевяков А.С. Брачные и репродуктивные ориентации студенческой молодежи в контексте демографической ситуации в Республике Беларусь // Гуманитарные научные исследования. 2020. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2020/10/29236 (дата обращения: 21.02.2024).

В основе матримониального поведения лежит матримониальная культура как неотчуждаемая часть общей культуры того или иного общества. Это сложная, многоуровневая система ценностей, норм, стандартов поведения, регулирующих все разнообразие отношений, возникающих и связанных с браком и семьей. Понятия семьи, брака, формирование любви к детям закладывается уже с первых минут жизни человека. Сначала это происходит в семье, причем по-разному, затем в институтах образования, в коллективе друзей. В студенческом возрасте на уровне личности матримониальная культура проявляет себя, в том числе, социальными ориентациями брачно-репродуктивной направленности.

Социальные ориентации – важнейший субъективный фактор социальной мобильности, обусловливающий формирование и реализацию  жизненных планов личности на разных этапах ее социального становления [1]. В контексте сказанного выше, определим брачные установки как готовность, предрасположенность человека к активным действиям, обусловленным его положительным или отрицательным отношением к браку; устойчивая система взглядов и ориентаций относительно брака, а репродуктивные установки можно рассматривать как  готовность, предрасположенность человека к активным действиям, которые обусловлены его положительным или отрицательным отношением к рождению ребенка или определенного их числа. Именно репродуктивные установки является одним из главных регуляторов репродуктивного поведения человека.

По мнению С.Ю. Девятых [2], брачные и репродуктивные нормы формируются средой в период социализации личности и потом мало меняются в течение жизни человека. В этой связи, знание репродуктивных ориентаций студентов в определенной степени может прогнозировать те демографические проблемы, которые ожидают наше общество, когда молодые люди вступят в период наивысшей репродуктивной активности.

В этой связи, выявление брачных и репродуктивных ориентаций студентов в контексте развития демографической ситуации в Республике Беларусь являлось целью данного раздела исследования.

В исследовании приняли участие юноши (102 человека) и девушки (106 человек) в возрасте 17-18 лет. В качестве инструмента исследования использовалась анкета, включающая вопросы, нацеленные на выявление репродуктивных стратегий молодых людей, их представления об идеальном возрасте для вступления в брак, рождения в нем детей, а так же идеального числа детей в современной семье. Кроме того, испытуемых спросили о возрасте, в котором их отцы и матери вступили в брак, возрасте рождения первенца и числа детей в родительской семье.

Опрос показал, что существует определенное разнообразие брачно-репродуктивных стратегий юношей и девушек. Вместе с тем, большинство опрошенных связывают рождение детей со вступлением в брак, что может быть определено в качестве традиционной для нашей культуры брачно-репродуктивной стратегии. Однако среди опрошенных оказались и такие, которые не только отвергает деторождение в браке (ориентируются на внебрачное рождение детей), но и само вступление в брак, само рождение детей, как в браке, так и вне брака. Хотя такие стратегии выбираются меньшинством, сама возможность этих выборов является показательной, поскольку свидетельствует о продолжающейся коррозии ценностей семейного образа жизни (Табл. 1).

Таблица 1 – Распределение испытуемых по отношению ко вступлению в брак и рождению детей, в %.

Тип матримониального поведения 

Юноши Девушки
Планируют вступление в брак и рождение в нем детей

84,8

83,6

Планируют вступление в брак, и не планируют рождение в нем детей

6,1

7,3

Не планируют вступление в брак, но планируют рождение детей 6,1 5,4
Не планируют вступление в брак, не планируют рождение детей

3,0

3,7

Анализ данных при помощи критерия согласия распределения хи-квадрат показал, что между выборками юношей и девушек в выборе той или иной стратегии репродуктивного поведения различий нет.

На следующем этапе исследования обрабатывались ответы юношей и девушек, выбравших стратегию, нацеленную на рождение детей в браке (Табл. 2).

Таблица 2 -Показатели брачных и репродуктивных ориентаций юношей и девушек

Параметры оценки 

Юноши Девушки
Предполагаемый возраст вступления в брак, лет 24,8 22,1
Предполагаемый возраст респондента на момент рождения первого ребенка, лет 26,7 23,8
Предполагаемое число детей в будущей семье 1,9 1,8

Использование критерия U-Манна-Уитни позволило выяснить различия между группами юношей и девушек. Анализ показал, что у юношей предполагаемый возраст вступления в брак (p ≤ 0,00) и предполагаемый возраст рождения первого ребенка (p ≤ 0,00) достоверно выше, чем тот, который указывают девушки. Различий в числе детей в будущей семье между юношами и девушками выявлено не было (p = 0,63).

Результаты, полученные в нашем исследовании, в целом отражают репродуктивное поведение взрослого населения нашей страны. Так статистические данные свидетельствуют о процессе естественной убыли населения республики. Так, сегодня среднее количество детей на одного белоруса составляет примерно 1,2. Хотя для абстрактной белорусской семьи желаемое количество детей в идеале составляет 2,4. При этом мужчины чаще выступают за большее количество детей [3].

Оценивая полученные результаты в целом, следует отметить, что у сегодняшних юношей и девушек – будущих субъектов брачно-репродуктивного поведения – четко просматривается тенденция, доминирующая в современном белорусском обществе: сокращение числа детей, увеличение возраста вступления в брак и рождения в нем первого ребенка, а это позволяет говорить о том, что наша страна переживает процессы демографического перехода, общие для всех европейских стран.

Таблица 3Показатели демографических ориентаций студентов и демографического поведения родителей

Показатели демографического поведения

Сыновья

Отцы

Дочери

Матери

Возраст вступления в брак, лет

26,7

24,8

23,8

22,1

Возраст рождения первенца, лет

27,3

26,5

26,8

24,6

Число детей в семье, количество

1,9

2,1

1,8

2,02

Дальнейшая работа с эмпирическим материалом шла в двух направлениях: во-первых, устанавливались различия внутри групп ребенок (ориентации) – родитель (реальное поведение); во-вторых, устанавливались различия между группами юношей и девушек (ориентации – ориентации). Достоверность различий как внутри групп (родитель – ребенок), так и между группами юношей и девушек представлено в таблице 4.

Таблица 4 – Достоверность внутригрупповых и межгрупповых различий

Показатели достоверности уровня различий, p <

Сыновья -

Отцы

Дочери -

Матери

Сыновья – дочери

Возраст вступления в брак

0,08

0,00

0,00

Возраст рождения первенца

0,09

0,00

0,082

Число детей в семье

0,07

0,03

0,63

Рассмотрим основные результаты, выявленные в процедуре статистического анализа эмпирических данных. Во-первых, юноши (на уровне тенденций) планируют для себя более поздний возраст вступления в брак, более поздний возраст рождения первенца в нем (по сравнению с отцами) и меньшее число детей в семье, по сравнению с родительской; во-вторых, девушки (на статистически значимом уровне) планируют для себя более поздний возраст вступления в брак, более поздний возраст рождения первенца в нем (по сравнению с матерями) и меньшее число детей в семье, по сравнению с семьей родителей; в-третьих, юноши, по сравнению с девушками, планируют более позднее вступление в брак и более позднее рождение детей в нем, при этом различий в числе желаемых детей в семье выявлено не было.

Как отмечает А.А. Белов [4], для Беларуси последним поколением, для которого уровень рождаемости превышал двух детей в расчете на одну женщину к концу репродуктивного периода, стало поколение 1945 года рождения. В последующих возрастных когортах наблюдалась тенденция дальнейшего сокращения рождаемости, а в первой половине 1990-ых годов, когда значение суммарного коэффициента рождаемости впервые в истории республики опустилось ниже 2,0 ребенка. С тех пор суммарный коэффициент рождаемости ни разу не достигал значений близких к уровню простого воспроизводства, а коэффициент естественного прироста ни разу не принимал положительных значений.

Исследование показало, что в ориентациях студентов – юношей и девушек – будущих субъектов брачно-репродуктивного поведения – четко просматривается тенденция на сокращение числа детей, увеличение возраста вступления в брак и рождения в нем первого ребенка.

Таким образом, в исследовании были выявлены полоролевые и межпоколенные различия Во-первых, юноши планируют для себя более поздний возраст вступления в брак, более поздний возраст рождения первенца в нем (по сравнению с отцами) и меньшее число детей в семье, по сравнению с родительской; во-вторых, девушки (на статистически значимом уровне) планируют для себя более поздний возраст вступления в брак, более поздний возраст рождения первенца в нем (по сравнению с матерями) и меньшее число детей в семье, по сравнению с семьей родителей; в-третьих, юноши, по сравнению с девушками, планируют более позднее вступление в брак и более позднее рождение детей в нем, при этом различий в числе желаемых детей в семье выявлено не было.

В целом полученные результаты позволяют говорить о том, что в будущем в белорусских семьях сохранится тенденции малодетности.


Библиографический список
  1. Филиппов, Ф.Р. От поколения к поколению / Ф.Р. Филиппов. – М.: Мысль, 1989. – 237 с.
  2. Девятых, С. Ю.  Половая социализация молодежи в условиях социокультурной трансформации семьи : монография / С. Ю. Девятых. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 187 с. — (Актуальные монографии).
  3. Беларусь в цифрах : статистический справочник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь ; [редколлегия: И. В. Медведева (председатель) и др.]. – Минск : Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2018. – 71 с.
  4. Белов, А. А. Регрессионная модель сокращения уровня рождаемости в Республике Беларусь / А. А. Белов // Социология. – 2016. – № 1. – С. 117–128.


Все статьи автора «Девятых Сергей Юрьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: