УДК 338.2

ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ

Семенова Александра Юрьевна
Уральский государственный экономический университет

Аннотация
В условиях рыночной экономики в системе бухгалтерского учета одной из ключевых проблем являются вопросы регламентации учета финансовых результатов организаций.
Автор дает обобщенную характеристику нормативно-правового регулирования финансовых результатов в системе бухгалтерского учета, а также рассматривает основные нормативные акты, регламентирующие учет формирования финансовых результатов в железнодорожной отрасли. По результатам проведенного исследования обозначены особенности нормативно-правового регулирования финансовых результатов железнодорожных компаний.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Семенова А.Ю. Особенности нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета финансовых результатов в железнодорожной отрасли // Гуманитарные научные исследования. 2020. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2020/10/28545 (дата обращения: 03.10.2021).

В настоящее время организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации, обязаны вести бухгалтерский учет, а также составлять и представлять свою отчетность в порядке, предусмотренном законодательством РФ. Нормативно-правовое регулирование позволяет государству установить ряд норм и правил, соблюдение которых является обязательным для всех лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью. Общее нормативное регулирование учета в России осуществляет Министерство финансов РФ, которое разрабатывает и утверждает правила документирования и отражения в учете совершаемых хозяйственных операций.

Соответственно, организация и ведение учета доходов и расходов регламентируется нормативно-правовыми актами, издаваемыми государственными органами РФ. Все действия руководителя организации, главного бухгалтера и других лиц, которые осуществляют учет и анализ итоговых показателей деятельности, должны опираться на кодексы, законы, приказы и другие акты, регулирующие данный участок бухгалтерского учета. При этом степень их значимости определяется уровнем соответствующего документа, вследствие степени влияния на организацию учета финансовых результатов.

Основными нормативно-правовыми документами, определяющими порядок учета прибыли и ее формирования, являются Гражданский и Налоговый кодексы РФ, Федеральный закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Также достаточно важными в российской практике являются Положения по бухгалтерскому учету. Что касается учета финансовых результатов, то среди них стоит выделить ПБУ 9/99 «Доходы организации», ПБУ 10/99 «Расходы организации» и ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» [3, С. 55].

Нормативное регулирование бухгалтерского учета состоит из документов четырех уровней, которые схематично можно представить следующим образом (рисунок 1):

Рисунок 1 – Четырехуровневая система регулирования учета финансовых результатов и ее содержание

Центральное место все же занимает Федеральный закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Наряду с кодексами, федеральными законами, указами и постановлениями Правительства РФ, он представляет первый уровень нормативного регулирования бухгалтерского учета. В законе нет прямого упоминания о финансовых результатах и порядке их формирования, однако в статье 5 указано, что доходы и расходы, определяющие финансовый результат, являются объектами бухгалтерского учета. Одной из ключевых задач учета, отраженных в законе, является недопущение отрицательных результатов деятельности организации и выявление внутренних резервов обеспечения ее устойчивого финансового положения.

Помимо этого, в главе 25 Налогового кодекса Российской Федерации говорится о том, что организации обязаны исчислять и уплачивать в бюджет налог на прибыль. Это непосредственно влияет на конечную величину формируемого финансового результата организации. С введением в действие этой главы структура налога на прибыль, с юридической точки зрения, значительно усложнилась. Это нашло отражение не только в расширении и усложнении классификации получаемых доходов и понесенных расходов и появлении дополнительных категорий нормируемых расходов. Вместе с этим, был установлен новый порядок расчета налогооблагаемой базы, а именно на основе системы «налогового учета», которая отличается от общепринятой системы учета бухгалтерской прибыли [1]. После появления в Налоговом кодексе РФ главы 25 такое разделение нашло практическое отражение в ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль».

При рассмотрении нормативного регулирования конкретно железнодорожной отрасли, стоит отметить Федеральный закон № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», так как он определяет основные условия организации и осуществления перевозок компаниями железнодорожного транспорта, регулирует отношения, возникающие между субъектами этого процесса и, как следствие, устанавливает их права, обязанности и ответственность [4]. Что касается учета финансовых результатов, он определяет порядок расчетов за оказываемые услуги железнодорожной компании и соответствующие способы оплаты.

Особенности учета доходов и расходов компаний железнодорожного транспорта регламентируются соответствующим актом, а именно Приказом Министерства транспорта РФ № 373 «Об утверждении Порядка ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок». В данном документе установлен порядок ведения управленческого раздельного учета доходов и расходов организации, что в последствии находит свое отражении при формировании итогового финансового показателя деятельности компании.

В то же время ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 определяют структуру и методику формирования финансовых результатов, и утверждают состав доходов и расходов организации. Так, финансовые результаты в бухгалтерском учете определяются путем подсчета и балансирования получаемых доходов и понесенных расходов организации в течении отчетного периода.

Не менее важным является ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», так как именно посредством учетной политики компании закрепляют порядок ведения учета доходов и расходов, составления отчетности, методы оценки активов организации и способы признания произведенных расходов. Совокупность всех этих взаимосвязанных элементов в определенной степени оказывает влияние на формирование конечного результата, его размер и способ отражения в отчетности.

Вместе с этим, на формирование учетной политики компаний железнодорожной отрасли оказывают влияние не только нормативные акты, прямо регламентирующие учет финансовых результатов (рисунок 2), но и акты, регулирующие порядок взимания налогов и иных сборов с получаемой прибыли организаций, а также правила МСФО, которые на сегодняшний день не столь сильно еще влияют на учет в России [5].

Рисунок 2 – Нормативные акты, регулирующие порядок формирования учетной политики в компаниях железнодорожной отрасли

План счетов бухгалтерского учета, который утвержден Министерством финансов РФ, является наиболее важным документом третьего уровня регулирования бухгалтерского учета. Он формируется из перечня счетов, необходимость в которых устанавливается индивидуально по каждому объекту учета в организации, в зависимости от степени детализации тех или иных операций. При этом железнодорожные компании при формировании рабочего плана счетов учитывают:

  • особенности ведения учета в железнодорожной отрасли и специфические виды деятельности;
  • раздельное ведение счетов финансовой и управленческой бухгалтерии, а также необходимость раздельного учета доходов и расходов компании;
  • методы распределения затрат при перевозках в пределах местного сообщения и дальнего следования;
  • группировку применяемых счетов по разделам в соответствии с их экономическим содержанием [2, C. 322].

Таким образом, формирование данных о финансовых результатах организаций и их использование регламентируется большим количеством нормативных актов по бухгалтерскому учету, которые постоянно дополняются и совершенствуются.

Тем не менее, нормативно-правовое регулирование учета финансовых результатов компаний железнодорожного транспорта не лишено недостатков. В результате исследования установлено, что отсутствует четкая отраслевая градация законодательных актов, т.е. учет доходов и расходов в железнодорожной отрасли регламентируются в большей степени теми же правовыми актами, что и учет в других отраслях экономики. Помимо этого, и по сей день существует колоссальная разница между национальными бухгалтерскими стандартами и международными.

Для решения всех вышеперечисленных проблем можно предложить несколько первоочередных мероприятий, с целью совершенствования организации и учета формирования финансовых результатов в железнодорожной отрасли, а именно:

  • разработка законодательных актов, которые регламентировали бы учет особенностей формирования финансовых результатов;
  • создание отраслевых бухгалтерских стандартов, в том числе для железнодорожной отрасли;
  • постепенное внедрение международных стандартов с целью большего соответствия российского бухгалтерского учета международным стандартам;
  • завершение процесса постоянного изменения порядка формирования итогового финансового результата деятельности хозяйствующих субъектов на территории РФ.

Подводя итог, необходимо отметить, что на сегодняшний день для более грамотного и достоверного учета доходов и расходов компаний железнодорожной отрасли следует разработать и внедрить систему отраслевых нормативных актов, которые позволили бы более полно охватить все особенности данной сферы деятельности.


Библиографический список
  1. Нормативно-правовое регулирование учета финансовых результатов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studbooks.net/1316714/finansy/normativno_pravovoe_regulirovanie_ucheta_finansovyh_rezultatov
  2. Петров, А.С. Организация учета финансовых результатов деятельности предприятия // Таврический научный обозреватель. – 2016. – №5-1 (10). – C. 322-323.
  3. Тарасова, Т.М. Нормативное регулирование бухгалтерского учета финансовых результатов по российским и международным стандартам // Финансы и кредит. – 2014. – №44 (620). – С. 54-58.
  4. Теоретические основы бухгалтерского учета и отчетности финансовых результатов по обычным видам деятельности в железнодорожной отрасли [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studwood.ru/693847/buhgalterskiy_uchet_i_audit/teoreticheskie_osnovy_buhgalterskogo_ucheta_otchetnosti_finansovyh_rezultatov_obychnym_vidam_deyatelnosti
  5. Галкина М.Г., Матвеева В.С., Применение МСФО при подготовке консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, Актуальные проблемы бухгалтерского учета, анализа и аудита: Материалы XI Всероссийской молодежной научно-практической конференции (25-26 апреля 2019 года)/редкол.: Бессонова Е.А. (отв.ред.); Юго-Зап. гос. Ун-т, г. Курск, 2019, с. 115-118


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «lenka_118»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация