В современном образовании одной из самых актуальных и обсуждаемых проблем является инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзия сейчас – включение и принятие ребенка с ОВЗ в среду обычных сверстников в общеобразовательную организацию, и обучение по адаптированным или индивидуальным образовательным программам с учетом его особых образовательных потребностей. Данное включение будет эффективным только при наличии комплексного специализированного психолого-педагогического сопровождения, представляющего деятельность команды специалистов, коллектива, включенного в единую организационную модель [1].
МБОУ СОШ № 77 на протяжении 9 лет является инновационной площадкой Министерства образования и науки Удмуртской Республики по социализации детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы. Основные направления работы заключаются в поддержке обучающихся в освоении образовательной программы, а также в сопровождении педагогов и оказание им помощи при организации работы в инклюзивном классе.
Многие учащиеся с ОВЗ имеют нарушения в развитии речи, что негативно отражается на всех сферах жизнедеятельности ребенка. При инклюзии в обучении у данной категории детей появляется возможность получения квалифицированной логопедической помощи в стенах учреждения.
Логопедическая работа является неотъемлемой частью сопровождения и проводится по следующим направлениям:
- диагностика, выявляющая характер нарушения речевой деятельности;
- консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребенка;
- профилактика – предупреждение вторичных отклонений у ребенка с ОВЗ, а также создание благоприятных условий для речевого развития;
- коррекционно-развивающая работа – заключается в выборе методов и приемов коррекции; проведении и организации логопедических занятий по развитию устной и письменной речи, с опорой на ресурсы ребенка;
- организационно-методическая работа, которая предусматривает разработку индивидуальных коррекционно-развивающих программ, оказание помощи в составлении АОП, подбор дидактических и методических материалов, ведение документации;
- развивающая и просветительская работа – развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации, педагогов, родителей в вопросах поддержки речевого развития ребенка [6].
Основная задача занятий логопеда — опираясь на возможности ребенка, максимально развить речевую функцию в тесной связи с формированием всех психических процессов, участвующих в интеллектуальном развитии личности. Учитель-логопед, в первую очередь, выясняет характер нарушения речевой деятельности ребенка. На основе диагностики, совместно с другими участниками коррекционно-развивающего процесса, с учетом особенностей ребенка, составляется план индивидуального развития, определяется образовательный маршрут [5]. Специфика работы учителя-логопеда предполагает оказание помощи разным категориям детей с ОВЗ. В приоритете остается наиболее пострадавший компонент речи. Так, например, при тугоухости – фонематическое восприятие. Для лучшего взаимопонимания при выполнении заданий применяются графические приемы — таблички со словами, обозначаемые предметы, таблички-инструкции. При нарушении зрительного анализатора – уточнение значений слов, их предметной соотнесенности с объектом действительности. При ДЦП и вышеперечисленных нарушениях, внимание уделяется словесному ударению, интонации т.д. Используемые формы работы должны соответствовать возрасту, например, с детьми младших классов включаются игровые формы, так как они помогают поднять интерес у ребенка, а со школьниками постарше используется программный материал [2].
В работе логопеда целесообразно использование компьютерных программ, позволяющих заинтересовать ребенка в получении новых знаний. Логопедическое занятие строится на основе здоровьесберегающих технологий: кинезиология, стимулирующая интеллектуальное развитие и моторику ребенка, межполушарное взаимодействие («Кулак – ребро – ладонь»), шариковые массажеры и т.д. Основным условием успешности коррекционных мероприятий служат первоначальная индивидуализация процесса обучения. В этом заключается особенность работы учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования. Ребенок имеет возможность максимально индивидуализировано посещать занятия, получать полноценную помощь. Таким образом, специалист должен быть готов к работе с разными категориями детей, понимать их особенности, находить отрицательные и положительные стороны, которые используются в процессе компенсации, т.е. уметь привлекать здоровые анализаторы.
Для успешного сопровождения детей, имеющих трудности в освоении общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, необходимым условием являются совместные усилия команды специалистов сопровождения в выборе учебно – воспитательных и учебно-коррекционных воздействий на них. Служба оказывает содействие развитию личности учащихся на всех этапах непрерывного образования. Главной целью деятельности службы является психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение ребенка и семьи в решения образовательных задач. Специалистами службы определяются и обеспечиваются наиболее благоприятные условия для развития, саморазвития и социализации ребенка. Эту функцию как раз выполняет школьный консилиум, который включает в себя комплекс диагностических, коррекционных, методических и организационных мер, для оказания дифференцированной помощи ребенку, его родителям, а также учителям, работающим с данным учеником [3]. Логопед так же входит в состав консилиума и принимает активное участие в его деятельности. Его основными задачами является: углубленная диагностика речевого развития и познавательной деятельности ребенка, составление рекомендаций для педагогов и родителей, объясняющих особенности восприятия и понимания учебного материала ребёнком, имеющим ту или иную специфику речевого развития, особенности учебной деятельности. Цель, задачи, структура, организация деятельности и проведения школьного ПМП консилиума определяются письмом Министерства образования РФ от 27.03.2000 № 27/90-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» и другими нормативными документами организации [4].
Основными задачами сопровождения консилиума являются:
- определение тактики, технологий коррекционно – развивающей работы специалистов;
- реализация и динамическая оценка эффективности работы;
-выявление детей, не проходивших ПМПК но, так или иначе, нуждающихся в специализированных образовательных условиях и помощи специалистов для успешной адаптации ребенка и его обучения;
- координация взаимодействия специалистов и участников образовательного процесса.
Традиционно школьный консилиум проводится в начале и конце года. Сначала идет этап подготовки, на котором специалисты, участвующие в коррекционно-образовательном процессе, проводят обследование детей. Проводится диагностика, готовится аналитический материал, помогающий более четко и объективно сформулировать проблему, вытекающие из нее задачи работы. В начале учебного года у консилиума присутствуют следующие цели: формулирование общих задач по адаптации учащихся; обеспечение диагностико – коррекционно – психолого – медико – педагогического сопровождения обучающихся; выявление возможностей учеников; подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности; составление рекомендаций.
В конце учебного года консилиум подводит итоги работы по выполнению рекомендаций, обсуждает рост или спад в развитии ребенка. По результатам принимаются решения и определяются задачи на будущее. Следует понимать, что деятельность консилиума заключается не только в режиме обсуждений специалистами особенностей развития и социальной адаптации ребенка с ОВЗ, но и в разработке членами консилиума совместно с педагогами адаптированной образовательной программы (АОП), а также ее компонента — психолого-педагогического сопровождения «включаемого» в инклюзивную практику ребенка с ОВЗ. Программа направлена на адаптацию ребенка с ОВЗ к образовательной организации, на социализацию в коллективе нормально-развивающихся сверстников, на преодоление или сглаживание нарушений развития, формирование универсальных учебных действий, необходимых для обучения детей.
Неотъемлемой частью работы консилиума выступает помощь в преодолении стереотипов в отношении возможностей детей с теми или иными нарушениями. Ведется активная консультативно-просветительская и профилактическая работа с учителями и родителями, направленная на формирование позитивного мнения о личности ребенка, имеющихся у него ресурсов. В нашей школе работа с родителями начинается на этапе подготовки к школе. Специалисты имеют возможность заранее сформировать представление о ребенке и его возможностях. Педагоги, в свою очередь, получают рекомендации для проведения работы в направлении “ученик – ученик”, “ученик – учитель”; выявлении слабых и сильных сторон личности ученика, помощь в выборе методических приемов для обеспечения индивидуального и дифференцированного подхода в обучении. Появляется возможность обсуждения того, какие пути организации учебной деятельности оказываются для конкретного ученика более успешными.
Работа службы психолого-педагогического сопровождения помогает ребенку справиться с затруднениями в обучении, ведет к социализации, оказывает помощь и поддержку учителям и родителям. Однако специалистам необходимо направлять усилия на решение следующих проблем:
- Преодоление стереотипов педагогических работников в отношении возможностей детей с ОВЗ. Необходимы тренинги, мастер-классы, помогающие использовать в работе технологии инклюзивного обучения.
- Освоение новых знаний, методического обеспечения деятельности с детьми, имеющими особые образовательные потребности.
- Работа с родителями, направленная на психологическое принятие и поддержку детей с особенностями в развитии.
В целом, инклюзивное образование – это сложный процесс перестройки всей педагогической системы, ориентированный на повышение качества образования, обеспечение успешной социализации и процесса личностного развития всех детей. Деятельность учителя-логопеда в инклюзивном образовании играет важное значение потому, что направлена не только на преодоление речевых нарушений, но и на успешную адаптацию в образовательном пространстве. Создание условий для полноценного воспитания и образования детей с ОВ3, адекватного их состоянию и здоровью, является условием успешной реализации инклюзии – одного из решающих и эффективных механизмов построения общества для всех и каждого конкретного человека.
Библиографический список
- Алехина С. В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование. – 2014. – № 1. – С. 5–16.
- Белоброва М. М. Специфика работы учителя-логопеда общеобразовательной школы в условиях инклюзивного образования // Логопед. – 2011. – № 4. – С. 76-80.
- Вильшанская А. Д., Прилуцкая М. И., Протченко Е. М. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе: взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка. — М.: Генезис, 2012. — 256 с.
- Письмо Минобразования РФ от 27.03.2000 №27/901 6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».
- Поваляева М. А. Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике / сост. М. А. Поваляева. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 129 с.
- Приходько О. Г., Григоренко Н. Ю., Журавлева Ж. И. Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство: методические материалы для специалистов сопровождения (серия: «Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях») / О.Г. Приходько и др. – М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. – 39 с.
- Сунцова А. С. Теория и технологии инклюзивного образования: учебное пособие. – Ижевск: Изд.-во «Удмуртский университет»,2013. – 110 с.