УДК 347

СУБЪЕКТЫ, ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ПОТЕРПЕВШЕЙ СТОРОНОЙ ПРИ ПРИЧИНЕНИИ ВРЕДА ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, А ТАКЖЕ ИХ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ

Павлова Валентина Николаевна
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) - Волгоградский институт управления
магистрант 3 курса юридического факультета

Аннотация
В данной работе приводится подробный анализ статьи 1069 Гражданского кодекса РФ и выделяется исчерпывающий перечень условий ответственности за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Право

Библиографическая ссылка на статью:
Павлова В.Н. Субъекты, являющиеся потерпевшей стороной при причинении вреда органами местного самоуправления, а также их должностными лицами // Гуманитарные научные исследования. 2020. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2020/09/28435 (дата обращения: 05.10.2021).

Возникновение любого деликтного обязательства неразрывно связано с наличием обязательного основания – факта причинения вреда имущественным правам физическому или юридическому лицу, либо неимущественным правам физического лица.

Статья 1069 ГК РФ указывает, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. [2]

Данная статья является специальной, соответственно в ней перечислены все условия ответственности за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами. Кроме того, в статье предусмотрены отличительные признаки, которые выделяют ее среди общих правил ответственности вследствие причинения вреда. Эти признаки выражаются: а) в государственно-принудительном, т.е. юридически обязательном, одностороннем характере действий государственных органов, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц, что является отличием данных отношений от гражданско-правовых; б) в причинении вреда в этой сфере противоправными действиями указанных субъектов.

Таким образом, ответственность по ст. 1069 ГК наступает на общих условиях деликтной ответственности, но при наличии обозначенных в ней специальных условий.

Стоит отметить, что вышеуказанная статья сформулирована с учетом требований статьями 33 и 53 Конституции РФ и статьи 16 ГК. То есть ранее действовавшая норма (пункт 1 статьи 127 Основ Гражданского законодательства) предусматривала ответственность за вред, причиненный только противоправными действиями государственных органов и их должностных лиц.

Обратимся к конкретным условиям ответственности за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами. Так, статья 1069 ГК  указывает на «незаконные действия (бездействие)». «Незаконным» называется всякое действие, запрещенное нормами права по той причине, что оно или по своей природе, или из-за целей, на которые оно направлено, нарушает чужие «юридически защищенные» интересы. [4]

Эти деяния принимают разнообразные формы. Ими могут быть локальные нормативно-правовые акты (например, приказы, регламенты, постановления и другие властные предписания, вне зависимости от того сделаны они в письменной или устной форме), которые адресованы физическим и юридическим лицам, и подлежащие исполнению в принудительном порядке. Однако таковым может быть и противоправное бездействие, т.к. в сфере властно-административных отношений требуется инициативность, а непринятие необходимых мер, предусмотренных законами и иными нормативно-правовыми актами, может привести к причинению вреда гражданам и юридическим лицам.

Согласно статье 1069 ГК учитываются противоправные деяния не любого работника государственных органов и органов местного самоуправления, а только должностных лиц. Определение понятия должностного лица сформулировано в примечании к статье 285 УК РФ, согласно которому должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. [5] Однако по смыслу статьи 1069 ГК РФ непосредственно должностные лица, незаконными действиями (бездействием) которых причинен вред, ответственности перед потерпевшим не несут.

Согласно статье 1069 ГК РФ ответственность находится вне зависимости от того, кому причинен вред, то есть, кто является потерпевшим – физическое или юридическое лицо. Однако, физические лица (граждане), в отличие от юридических лиц, вправе требовать за причинение вреда имущественным ил личным неимущественным благам (у физических лиц) компенсацию морального вреда (в соответствии со статьей 151 ГК РФ).

Как следует из статьи 1069 ГК РФ, ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами наступает на общих основаниях по статье 1064 ГК РФ, либо на других основаниях, если вред причинен в результате хозяйственной или технической деятельности вышеназванных лиц, а не сфере властно-административных отношений.

Для наступления ответственности в соответствии со статьей 1069 ГК РФ должностное лицо должно причинить вред только при исполнении своих обязанностей, то есть за счет казны подлежит возмещению вред, причиненный должностным лицом при осуществлении деятельности, входящей в круг его должностных полномочий. [1]

Из смысла статьи 1069 ГК РФ следует, что за исключением вреда, который является основанием возникновения деликтного обязательства, существуют и другие условия возникновения ответственности за возмещение вреда имущественным, либо неимущественным правам: таковыми выступают причинно-следственная связь между поведением причинителя вреда и возникшим вредом, а также вина причинителя, которая презюмируется в гражданском законодательстве. Перечисленные условия признаются общими, так как их наличие необходимо во всех случаях, если иное не установлено законом.

По общему правилу, следующему из пункта 2 статьи 1064 ГК РФ вред подлежит возмещению при наличии вины причинителя. Определения понятия вины ГК не содержит. Однако законодатель в пункте 1 статьи 401 Гражданского кодекса приводит понятие невиновности: «Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства». [2]

Таким образом, на основании вышеизложенного, условиями ответственности за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами, являются следующие:

  • вред причинен физическому или юридическому лицу в результате противоправного деяния причинителя вреда;
  • учитываются противоправные деяния не любого работника государственных органов и органов местного самоуправления, а только должностных лиц;
  • вред причинен государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами в сфере властно-административных отношений;
  • вред подлежит возмещению, только в том случае, если причинен должностным лицом при осуществлении деятельности, входящей в круг его должностных полномочий;
  • причинно-следственная связь между поведением причинителя вреда и возникшим вредом;
  • вина причинителя вреда.

Библиографический список
  1. Апелляционное определение СК по гражданским делам Владимирского областного суда от 01 декабря 2015 г. по делу № 33-4292/2015.
  2. “Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)” от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2019).
  3. “Конституция Российской Федерации” (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
  4. Чезаре С. Курс римского частного права: Учебник/ Под ред. Д.В. Дождева — М.: Издательство БЕК, 2002. 400 с.
  5. Коллекция словарей и энциклопедий – Библиофонд [Электронный ресурс]: URL: http://slovari.bibliofond.ru/. (дата обращения: 02.06.2019)


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Павлова Валентина Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация